Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №8/2003


ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ

УДАЧНОЕ ДОБАВЛЕНИЕ
К СЕМЕЙНОЙ СИСТЕМЕ

Лечение для семьи и семья в психотерапии

Семейная психотерапия как отдельное направление появилась только в 50-е годы ХХ века, но семья в психотерапии присутствует начиная с открытий Фрейда. Истоки психологических проблем великий психолог обнаружил именно в отношениях внутри семьи. Семья — это первое человеческое сообщество, которое открывается маленькому человеку, и именно здесь он осваивает начальные навыки социального поведения.

ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ

Мы не знаем, взаимодействовал ли Фрейд с членами семьи своих пациентов, хотя хрестоматийный случай с маленьким Гансом возник из переписки отца мальчика с психотерапевтом.
Его прямых последователей семейные отношения за пределами эдипова комплекса не интересовали, так же как и семья в целом. Однако Альфред Адлер придавал семейному окружению и воспитательной работе с родителями огромное значение.
В России еще в 1882 году И.В. Маляревский основал Врачебно-воспитательное заведение для психически больных детей и подростков, в работе которого большое внимание уделялось диагностике взаимоотношений в семьях больных и роли неправильного воспитания в формировании душевного расстройства. С родственниками больных проводились сеансы «семейного воспитания» — прообраз современной семейной психотерапии.
По мнению М. Николса, первым семейным психотерапевтом в США был Джон Белл, который стремился на сеансах семейной психотерапии стимулировать открытую дискуссию с целью разрешения различных проблем. Он много занимался вопросами семейной динамики, но первые 15 лет своей работы воздерживался от публикаций, в результате чего возникновение семейной терапии как особого взгляда и метода связывают с именем психоаналитика Н. Аккермана.

НАБЛЮДАТЬ И СЛУШАТЬ

Натан Аккерман одним из первых стал применять бригадный подход в работе с семьей: сам он работал с ребенком, а социальный работник — с матерью. Цель психоаналитической семейной психотерапии — изменение личностей ее участников таким образом, чтобы они были в состоянии взаимодействовать, отталкиваясь от существующей реальности, а не руководствуясь неосознаваемыми образами прошлого. Для этого они должны научиться отличать паттерны поведения, направленные на удовлетворение текущих потребностей, от стереотипных действий, некритически обретенных в раннем детстве.
Аккерман рекомендовал, чтобы на первую сессию приходили все члены семьи, а затем встречи происходили с каждым по отдельности.
В настоящее время допускаются любые варианты взаимодействия: индивидуальные встречи, работа с супружеской парой, с представителями разных поколений и т.д. Активно используется техника свободных ассоциаций, в которых проявляются паттерны семейных взаимоотношений, а также интерпретации. Психоаналитики в семейной психотерапии предпочитают наблюдать и слушать, резко прерывая пустые разговоры вопросами.
Огромный вклад в развитие современной семейной психотерапии внесли исследователи и практики школы Пало Альто. Дон Джексон, например, ввел понятия «семейный гомеостаз» и «семейные правила», куда он включил нормы, ценности и гомеостатические механизмы. Задача психотерапевта — помочь членам семьи осознать свои семейные правила, а затем изменить их.

ССОРЬТЕСЬ НА ЗДОРОВЬЕ

Джей Хейли видел задачу психотерапии в том, чтобы предоставить людям разные способы воздействия на членов своей семьи. Он стал давать различные задания как во время сессий, так и на дом. Цель этих заданий: изменить поведение членов семьи, найти дополнительный стимул для построения отношений психотерапевта с членами семьи, изучить реакции членов семьи во время выполнения заданий, осуществить их поддержку, поскольку во время выполнения заданий терапевт как бы незримо присутствует.
Эти задания могут даваться как в качестве прямых директив, так и в метафорической форме. Иногда психотерапевт может дать парадоксальное задание: например, супружеской паре, которая часто ссорится, дается задание ссориться в определенные дни не менее трех часов. Рациональное объяснение такого задания со стороны психотерапевта звучит так: «Это нужно, чтобы вы могли наблюдать и изучать друг друга во время ссоры». Результатом является, как правило, снижение количества ссор, так как люди не любят делать себя несчастными, когда им это кто-то приказывает (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис).

ЧЕТЫРЕ ПРИНЦИПА

Еще одна важная фигура семейной психотерапии — Мюррей Боуэн. Семейная терапия, согласно его взглядам, включает в себя четыре принципа:
1. Определение и прояснение отношений. Супругам предлагается при этом не обращаться друг к другу напрямую, а передавать послания через психотерапевта. На этом этапе обсуждение идет на рациональном уровне, эмоциональный аспект отношений пока опускается.
2. Невовлечение в треугольник. Психотерапевт эмоционально не вовлекается в конфликты, сохраняет нейтральную позицию, сосредотачивая свое внимание на процессе отношений, а не на их содержании.
3. Обучение супругов эффективному эмоциональному общению. Принимающий, нейтральный и спокойный терапевт создает такую атмосферу, в которой члены семьи не боятся, что он вступит в сговор с кем-то одним. Теперь психотерапевт обращает внимание членов семьи на эмоциональный аспект отношений.
4. Занятие Я-позиции (дифференциация). Психотерапевт приветствует в членах семьи их самоуважение и то, что они в присутствии психотерапевта помнят о себе и определяют свои отношения друг к другу.
Боуэн предстает перед клиентскими семьями как исследователь, помогающий членам семьи самим стать исследователями собственного функционирования.
Он полагает, что терапевт в принципе не является необходимым: удачное добавление к семейной системе значимого другого человека (друга, священника и т.д.) может изменить все отношения в семье. Главное — чтобы этот человек был в контакте с членами семьи, но не вовлекался эмоционально в их отношения. Следует отметить, что именно Боуэн придумал генограмму — схематическое изображение семьи в ее историческом развитии.

ОБЪЕКТ — СИСТЕМА

Мюррей Боуэн считается классиком системной семейной психотерапии — одной из самых молодых психотерапевтических школ. Концептуальную основу этого направления составляет общая теория систем.
В этом подходе клиентом является вся семья, именно семейная система — объект психотерапевтического воздействия. Семейная система — это группа людей, связанных общим местом проживания, совместным хозяйством и взаимоотношениями. Эта система является открытой, то есть находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой.
То, что происходит в семье, часто не зависит от намерений и желаний людей, входящих в данную семейную систему, потому что жизнь в ней регулируется свойствами системы как таковой. С точки зрения теории систем система первична по отношению к входящему в нее элементу, и поэтому намерения и поступки людей вторичны и подчиняются законам и правилам функционирования семейной системы. Поэтому, чтобы изменить поведение человека, психотерапевт должен помочь изменить его семейную систему.
Эти законы и правила зависят, с одной стороны, от семейной истории. С другой, функционирование семьи неразрывно связано с системой внутрисемейных отношений — структурой семьи.
Этими вопросами много занимался Сальвадор Минухин. Он выявил такую закономерность: коалиции по вертикали (например, мать — дочь) являются дисфункциональными, а горизонтальные (между детьми или супругами) — функциональны.

ШЕСТЬ ПАРАМЕТРОВ

Всякая семейная система, согласно А.Я. Варге, описывается с помощью шести основных параметров:

1. Семейные правила.
2. Семейные мифы.
3. Границы внутри системы и вне ее.
4. Семейные стабилизаторы — то, что удерживает семью вместе.
5. Семейная история.

Легко заметить, что в каждой семье существует своя уникальная система параметров, которая и определяет, в конечном счете, жизнедеятельность всех ее членов. В семье действует принцип «круговой причинности», согласно которому стиль общения, характер взаимодействия, тип воспитания и личностные особенности членов семьи образуют замкнутый, постоянно воспроизводящийся гомеостатический цикл. Цель системной семейной психотерапии — попытаться разорвать этот замкнутый круг и создать конструктивные правила семейного функционирования.
Наиболее известные представители семейной системной психотерапии — М. Боуэн, В. Сатир,
М. Сельвини-Палаццоли, Л. Босколо, Клу Маданес, Дж. Хейли, С. Минухин, Хана Вайнер, А. Варга,
Э. Эйдемиллер и др.

ЕЩЕ О МЕТОДОЛОГИИ

В процессе терапии системный психотерапевт руководствуется следующими методологическими принципами:
1. Циркулярность. Все события в семейной системе подчиняются не линейной причинности, а круговой, то есть событие А порождает событие Б точно в такой же степени, как событие Б порождает событие А.
2. Гипотетичность. Основная цель общения терапевта с семьей — проверка гипотезы о цели и смысле семейной дисфункции. Основной вопрос, который задает себе психотерапевт: «Зачем в семье происходит то, что происходит?» Гипотеза должна касаться семейной системы в целом. На каждом приеме терапевт проверяет свою рабочую гипотезу, внося в нее коррективы, а в случае необходимости вырабатывая новую.
3. Нейтральность. Спокойное, сочувствующее, доброжелательное отношение к каждому члену семьи, чтобы там ни происходило.
В качестве психотерапевта может выступать как один человек, так и целая психотерапевтическая команда.
Семейный психотерапевт обязан хорошо знать психологию семьи, параметры семейной системы, уметь на практике реализовывать методологические принципы. Он так же должен владеть навыками ведения циркулярного интервью, позитивного переформулирования, использования предписаний. Он должен уметь составлять и читать генограммы, обязательно осознать и проработать собственную семейную систему.
Замечательный семейный психотерапевт Карл Витакер уподобляет психотерапевтический процесс в семейной психотерапии танцу, который терапевт исполняет вместе с семьей: «Рост семьи происходит отнюдь не потому, что терапевт что-то делает для них. Настоящий рост — это нечто, что семья и терапевт делают друг с другом. Это не семья или терапевт, но семья и терапевт запускают семейный механизм в действие. Когда терапия заканчивается, она не исчезает насовсем. Семья уносит в себе терапевта, а терапевт сохраняет семью внутри себя. Жизнь продолжается, и терапевт навсегда остается наедине с волнующим опытом включенности в трогательную ткань человеческих отношений».

Александр ШАДУРА