Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2003


ГИЛЬДИЯ

БЕСЦЕННЫЙ ДАР — ДОВЕРИЕ

Беседа ученицы 11-го класса
со своим школьным психологом

Первый человек, с которым связаны мои детские воспоминания о школе, — это школьный психолог.
Чтобы поступить в школу, в которой я сейчас учусь, ребенку нужно пройти собеседование с психологом. Это собеседование проводится с целью оценить стартовые знания и возможности детей и впоследствии сформировать классы, равные по силам.
В моей школе ребенок находится почти весь день, так как помимо общеобразовательных предметов в программу входят занятия в художественной и балетной школе.
Необходимо определить физические и умственные способности,чтобы предупредить переутомление от такой нагрузки.
На собеседовании мне задавали разные вопросы и давали упражнения, чтобы определить мой словарный запас, уровень пространственной ориентации, умение выстроить цепочку действий.
Я до сих пор помню, как легко и интересно мне было разговаривать
с психологом. И только спустя десять лет я поняла, как непросто, наверное, добиться доверия маленького ребенка, ведь ему очень страшно остаться один на один с чужим человеком.
Но с первых минут нашего разговора я поняла, что мне нечего бояться, и начала с удовольствием отвечать на вопросы психолога.
И сейчас, поняв и проанализировав этот давнишний случай, я решила поговорить с Лидией Александровной Моисеенко. Она и есть тот самый школьный психолог, который проводил собеседование со мной и моими нынешними одноклассниками.

— Как и когда вы решили стать школьным психологом?

— Психологом я стала не сразу. Да и в школу пришла работать спустя 9 лет после окончания педагогического института. Первые два года я преподавала биологию и химию. Помимо уроков мне сразу же дали классное руководство. Именно тогда, общаясь с ребятами во внеурочное время, я увидела, сколько есть вопросов, на которые я не могу ответить, сколько проблем, которые не могу разрешить. И тогда-то я поняла, что мне мало педагогических знаний, и поступила на факультет практической школьной психологии при Московском институте усовершенствования учителей.

— Каковы обязанности школьного психолога?

— Я считаю, что школьный психолог — это психолог широкого профиля, так как он сталкивается со многими вопросами психологии. Он и психоаналитик, и психолог-консультант, и конфликтолог, и психотерапевт и т.д. Главная цель школьного психолога — обеспечение учебного процесса и психологическое просвещение. А это очень широкий круг задач: работа с педагогами, учениками, родителями, администрацией. Тем не менее рамки его компетенции достаточно четко обозначены. Проводить глубокую диагностику личности — прерогатива узкого специалиста-психоаналитика. Поэтому школьный психолог может провести предварительное обследование с целью выявления «болевых точек» и предложить, куда обратиться. Самое главное, чтобы школьный психолог знал рамки своей компетенции и не навредил.

— Как вам удается так быстро завоевать доверие ребенка?

— Внутренний мир ребенка — особенный мир, отличный от взрослого. Дети живут чувствами, конкретными образами. Они доверчивы и открыты. На интуитивном уровне дети чувствуют фальшивые нотки. И, опираясь на особенности их мира, общаться с ними легко и приятно. Доверие ребенка — бесценный дар, к которому надо относиться бережно. Для школьного психолога очень важно сохранить это доверие, создать для ребенка безопасную обстановку общения. Любовь, добро, желание быть интересным — залог успеха в общении с детьми.

— Считаете ли вы работу психолога сложной?

— Да, работа психолога сложна тем, что он постоянно находится в контакте с личностью. Воплотить в жизнь главную заповедь психолога «Не навреди» — задача не из легких. В первую очередь, это постоянная и кропотливая работа над собой. Потому что никакие твои личные проблемы не должны повлиять на то, чем ты занимаешься. Дать другому то, чем не обладаешь сам, невозможно.

— Как вы думаете, почему в последние годы профессия психолога стала так востребована?

— Психология затрагивает все стороны нашей жизни. А жизнь — это многочисленные взаимоотношения — дома, на работе. Как выстроить эти взаимоотношения? Как не потеряться среди других? Как реализовать себя? Эти и многие другие вопросы решаются с помощью психологии. И сейчас наступило время, когда люди осознают необходимость этих знаний. Это во-первых. А во-вторых, эта профессия стала модной и востребованной на рынке труда.

— Нужен ли психолог каждому человеку, как любой другой врач?

— Я считаю, что каждому человеку психолог не нужен. А вот знание основ психологии — да, необходимо. Но иногда требуется помощь именно специалиста, и человек должен такую помощь получить.

— Согласны ли вы с высказыванием: «Лучший психолог —это тот, который не дает советов»?

— Согласна. На мой взгляд, психолог не имеет права давать советы. Задача психолога — помочь человеку разобраться в сложной ситуации, предложить варианты выхода. А выбор того или иного варианта и тем более принятие решения — это дело сугубо личное. Совет вредит по двум причинам. Во-первых, он действует как установка, а во-вторых — снимает с человека ответственность за все последующие действия, результаты. Психолог лишь поддерживает, помогает человеку поверить, что он сам в состоянии принять решение, реализовать себя.

— Как психологам удается не переносить чужие проблемы на свою жизнь?

— Когда я только начинала работать психологом, я сразу же столкнулась с этой проблемой. Две девочки, дружившие с первого класса, стали часто ссориться. Они пришли ко мне, чтоб я помогла им разобраться в их проблеме, так как сами не могли понять друг друга. Вот тогда-то я и допустила эту ошибку. Я пропустила их переживания через себя, то есть «влезла» в ситуацию. Им я помогла, но сама была полностью истощена и морально, и физически.

Психолог должен уметь защищать себя от того, что выплескивает собеседник. Как и любому делу, этому надо учиться. Главное — с самого начала не погружаться в проблему. Необходимо всегда отслеживать ситуацию извне, нельзя поддаваться чувствам, которые испытывает человек. Психолог должен дать клиенту возможность пережить эти чувства, избавиться от них, при этом сопереживая, сочувствуя, но не становясь на место собеседника. Позиция психолога — быть «снаружи» ситуации. Есть определенные методики, помогающие это сделать.

— Помогает ли вам в жизни знание психологии?

— Однозначно ответить на этот вопрос трудно. Помогает в отношениях со знакомыми. Они прислушиваются и пытаются уловить пользу для себя в том, что я говорю или делаю. Многие подруги иногда просят помочь разобраться в своих проблемах и ждут от меня взгляда профессионала. А вот родные порой относятся ко мне предвзято и настороженно. Пожалуй, пока я не узнала некоторые вещи из психологии, мне было проще жить. Но с другой стороны, какие-то вопросы я стала решать легче, смотреть на них проще, быстрее находить выход. Народная мудрость гласит: «Мы учимся на чужих ошибках, а делаем свои». Тот, кто совершает поступки, когда-нибудь да ошибается.

— Есть ли у вас своя жизненная установка?

Моя жизненная установка: «Плохих людей не бывает». Мне нравится общаться с людьми. Я закончила пединститут, так как люблю детей; занялась психологией потому, что мне хотелось более грамотно общаться и помогать людям. Я счастливый человек — меня не бросало из крайности в крайность и я сразу нашла то, что мне нравится. Нужно быть оптимистом. Не зря же говорят, что мысль материализуется. Если считаешь, что все вокруг плохо, то даже не замечаешь, как начинаешь действовать исходя из того, что все плохо. Я хочу, чтобы как можно больше людей жили со знаком плюс.

Во время этого разговора я еще раз поняла, что психолог — это одна из тех профессий, где очень важны личные качества человека. Только жизнерадостный и счастливый человек может помочь другому. Я получила много положительных эмоций от нашего общения, наш школьный психолог передала мне кусочек своего тепла. Я чувствую в школе положительный результат ее работы — в коллективе царит гармония, а отношения между учителями и учениками можно назвать дружескими и даже семейными.

Мария ТЕРЕШИНА,
ученица 11-го класса,
г. Москва