Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2003


ВПЕЧАТЛЕНИЕ

ДЕСЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

На столе лежат две книги. Одна — в мягкой невзрачной обложке, порванная на сгибах, потертая от частого употребления. Другая — в глянцевой, твердой, с фотографиями авторов, с рекомендацией УМО в качестве учебного пособия для студентов-психологов.
Первая — «Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей» Г.В. Бурменской, О.А. Карабановой, А.Г. Лидерса (издательство МГУ) — вышла в 1990 г. Другая — тех же авторов (с участием Е.И. Захаровой и Н.Н. Лебедевой) под несколько изменившимся заголовком «Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков» (издательство «Академия») — в 2002 г.
Наплывают ностальгические чувства...

НОВАЯ ВСТРЕЧА

Книга 90-го года — одна из самых первых подобного рода. Тогда еще не было ни службы практической психологии, ни огромного количества психологических центров, ни вала специальной и околоспециальной литературы для психологов. Да и самих психологов в образовании было слишком мало.
Именно эта книга установила в свое время высокую планку отечественной практической психологии, поставила наиболее важные и наболевшие вопросы теории, методологии и практики консультирования. Пожалуй, только три-четыре книги, относящиеся к практической психологии, имели такой же резонанс. И мы, выпускники университета начала 80-х, в своей работе часто обращались к ней.
И вот более чем через десятилетие встреча с новой книгой тех же авторов. Какие новые (или нерешенные старые) проблемы она раскрывает перед нами, какова на этот раз ее «планка»?
Уже в предисловии говорится об «анализе и обобщении накопленного опыта... уточнении теоретических основ».
По старой привычке заглядываю сначала в оглавление. Да, по сравнению с первой книгой содержание развернуто, значительно детализировано. Есть и новые разделы — о типологическом анализе онтогенеза, консультировании по проблемам раннего возраста, выделены в отдельные главы такие важные моменты обследования, как психологический анамнез, этапы и правила проведения обследования. Появилась глава, посвященная диагностическим методикам, да и коррекционная глава увеличилась более чем в три раза.
Теперь посмотрим список цитируемой литературы. Да, и он расширился почти вдвое! Немного смущает, что в этом новом списке лишь пятая часть — книги, вышедшие за последние пять лет. Причем в основном это либо переиздания, либо просто популярная или переводная литература, не всегда ориентированная на специалистов. Много диссертационных исследований.

В ПРОШЛОМ ВЕКЕ

Настало время обратиться непосредственно к тексту. И тут возникает чувство некоего недоумения. Несмотря на то что практически все поставленные еще в 90-м году проблемы развернуты, обсуждаются более детально, создается впечатление, что никаких новых подходов, свежих решений авторы не предлагают.
Вроде бы все на своих местах, но в потоке в общем-то правильных, расхожих понятий и терминов тонет то новое, что авторы наработали за десять лет и могли бы представить читателю.
Порой кажется, что время застыло. Все те же «возрастные новообразования», «периодизация», «концепция возраста» и т.д. и т.п. Но за последние годы на психологическую сцену ворвались новые принципы решения многих проблем и, соответственно, новые имена, эти решения предлагающие.
Безусловно, классика остается классикой, но треугольник «Выготский–Леонтьев–Эльконин» давно уже превратился в существенно более многогранную фигуру, вобрав в себя новые яркие и уже проверенные практикой теории и методологии.
Появилось немало новых представлений, которые если не впрямую вступают в противоречие с центральными «новообразованиями» отечественной классической психологии, то, по крайней мере, значительно их переосмысливают (например, исследования Е.А. Сергиенко, теория
О.С. Никольской, данные зарубежных и отечественных психологов и психофизиологов).
Я не нашел ни в тексте, ни в источниках, ни в полемике ссылок на научные представления
А.А. Реана, А.В. Брушлинского, Л.М. Веккера. В то же время вдруг оказывается, что можно мимолетом, без серьезного обсуждения «пнуть» Б.Г. Ананьева, обозначив его позицию как «соединение разнородных аспектов и факторов человеческого развития, без установления каких-либо связей между ними».
Такое ощущение, что авторы остались где-то там — в 90-х, где есть еще медико-психолого-педагогические центры, кабинеты доверия (?) в школах. Да давно уже нет у нас «медико-психологических» центров. По нормативным документам уже более семи лет (!) они именуются «психолого-педагогическими и медико-социальными», я уж не говорю о «кабинетах доверия». Недоумение вызывает и то, что детей беженцев и детей из малообеспеченных семей авторы называют детьми с особыми нуждами (термин, который относится к совершенно другим категориям детей, и в практической психологии фактически не используется).
К сожалению, создается впечатление, что уважаемые коллеги лишь понаслышке знакомы со специальной психологией, с другими смежными с возрастной психологией дисциплинами.
Но ведь в книге много и правильно говорится о работе практического психолога с детьми с «ослабленным нервно-психическим здоровьем». А такая работа невозможна без обращения к детской неврологии и психиатрии, педиатрии, медицинской генетике и эндокринологии, коррекционной педагогике и клинической психологии.
Сама жизнь, реальная практика консультирования заставляют психологов-консультантов обращаться к специалистам смежных профессий. Без этого грамотное комплексное консультирование оказывается принципиально невозможным.
Как нельзя не наткнуться в консультации на проблемных детей — как их ни называй: «с ослабленным нервно-психическим здоровьем» или с «отклоняющимся развитием». Стоит заметить, что впервые с предельно близким по смыслу выражением «отклоняющийся ход развития» мы столкнулись именно в книге 90-го года. И кто знает, — может быть, именно тогда и родился уверенно набирающий в наше время силу термин «отклоняющееся развитие»!

ВНЕ СФЕРЫ ВНИМАНИЯ

Наиболее интересным нам показался раздел, посвященный «типологическим вариантам психологического развития в онтогенезе». Несомненно, авторы своевременно и достаточно четко ставят саму проблему типологизации, в том числе и условно-нормативного развития в его конкретных, индивидуализированных и даже специфических формах.
Но, начиная опять же с классических подходов, беря за основу модель периодизации Выготского–Леонтьева–Эльконина и опираясь на классическое понятие психологического возраста как единицы анализа онтогенеза, авторы в определенной степени загоняют себя в тупик в общем-то устарелых методологических подходов.
Здесь им мог бы помочь более детальный анализ современных подходов к построению типологии. К сожалению, приводится лишь позиция самих авторов (с нашей точки зрения — достаточно спорная) и типология Л.А. Венгера. Нет и ссылки или хотя бы полемики с автором первой психологической типологии В.В. Лебединским, очертившим еще в 1985 году «типологически содержательное» поле деятельности практического психолога.
Точно так же можно считать недостаточным обзор современных подходов к построению различных типологий. Вне сферы внимания авторов оказался уровнево-функциональный подход иркутских специалистов и спорные и не всегда применимые на практике системные подходы К.Б. Малышева, Н.В. Серова. Да и прекрасный обзор Т.А. Шиловой, ее собственная типологическая концепция не нашли достойного места в разделе.
Авторы, как и в своей первой книге, справедливо ставят проблему психологического диагноза и прогноза развития ребенка. Но ее разрешение опять же проходит лишь под флагом Л.С. Выготского. Современные методологические концепции таких исследователей, как Л.Ф. Бурлачук, А.Ф. Ануфриев, посвятивших этому понятию целые монографии, показывают, что Л.С. Выготский только теоретически наметил решение проблемы психологического диагноза и прогноза, не более того. Жаль, что в книге обойдена вниманием эта уже достаточно разработанная тема.
Устарело и само название книги, и ее основной «объект». Собственно «возрастно-психологического консультирования» уже не существует. По-видимому, термин не прижился, нет его ни в нормативно-правовых документах, ни в реальной жизни.
Что же касается наших коллег по профессии — нет у нас сейчас патопсихологов ни в образовании, ни в здравоохранении. Исчез этот термин из современной литературы. Но есть клинические психологи (именно на факультете психологии МГУ была впервые введена эта специализация и сейчас уверенно завоевывает образование и здравоохранение), есть, в конце концов, нейропсихологи (хоть и нет этой специальности в номенклатуре).

КСТАТИ, О НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

Если в начале 90-х годов нейропсихология еще не входила в орбиту практической психологии, то сейчас, на наш взгляд, не понимать значения и вклада нейропсихологического подхода в детской практической психологии недопустимо даже для психолога-практика.
Почему-то это мощно развивающееся в последние годы направление именно практической психологии явно недостаточно, если не сказать искаженно, представлено в последней книге
Г.В. Бурменской с соавторами. Все многообразие проявлений функциональной асимметрии мозговых систем здесь сводится только к леворукости или амбидекстрии.
К сожалению, само понимание авторами специфики детей с атипией психического развития (по Семенович) не вполне, скажем так, верно.
Схожие чувства возникают и при знакомстве с другими разделами книги, в частности в ее коррекционной части. Несомненно, специалисты имеют полное право описывать свои методы диагностики и коррекции. Но принципиально невозможно свести всю психологическую работу с детьми исключительно к психотерапевтическим и социально-психологическим методам, как это делают авторы.
Напомним — книга рекомендована как учебное пособие и, следовательно, должна не только отражать авторскую позицию, но и давать достаточно полный обзор различных направлений и подходов, в том числе и в коррекционной работе. Поэтому вызывает удивление и даже недоумение, что здесь не нашлось места не только кататимно-имагинативной психотерапии Х. Лейнера (в рамках того же психоаналитически ориентированного подхода), но и другим видам коррекционной работы, помимо психотерапевтических, хорошо зарекомендовавшим себя на практике и представленным в современной литературе.
Совершенно отсутствуют широко использующиеся разнообразные методы когнитивной и телесно-ориентированной работы с различными категориями детей. И это далеко не весь перечень наработок последнего десятилетия...
В общем, можно с сожалением констатировать, что новая книга не нова. Нет в ней особых прорывов, постановки новых задач и современного анализа известных проблем. Все осталось, как и было, на уровне 90-го года...

Михаил СЕМАГО,
кандидат
психологических наук