Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2003


ЛИТОБЗОР

ПОРЯДКИ СЕМЬИ

В нынешнее время писать тематический обзор по литературе определенного психологического направления — задача не из легких. Прежде всего потому, что количество издаваемых ежегодно только на русском языке книг по психологической тематике исчисляется, по самым скромным подсчетам, тысячами.

УНИКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Безусловно, выбирая тему для обзора, мы сужаем количество томов, которые нужно просмотреть, и все же объем получается довольно значительный. Так что прошу читателей заранее простить автора этих строк за вынужденную неполноту картины.
Следует отметить, что взгляд каждого отдельного человека вычленит из всего многообразия книжных корешков собственную, уникальную композицию. Пристрастность — это защитная функция человеческого организма, предохраняющая нас от разрушительного воздействия информационного хаоса. И мой взгляд на полку с книгами, посвященными психологии семьи, будет столь же пристрастен, как и у любого из вас.
В общем потоке литературы на семейную тематику можно выделить несколько «подвидов». Это, прежде всего, «околопсихологическая» литература, типа «50 советов по выживанию рядом с мужем» или «Беседы с Доктором Добсоном».
Работая над этой статьей, я задумался: а книги про любовь или про отношения между полами, включая и сексуальные, подходят ли под категорию семейной литературы? После некоторых колебаний я решил исключить их из поля своего зрения, поскольку, с одной стороны, большинство таких книг являются «попсовыми» и псевдонаучными, а с другой — их так много и они так похожи одна на другую, что можно заблудиться. Так что двигаемся дальше без этой части информационного поля.
Следующая разновидность литературы по нашей теме — это книги по различным аспектам семейных отношений. Интересную серию «Психология семейных отношений» предлагает издательство «Бахрах-М». Пять толстых книг, каждая из которых посвящена определенной теме и представляет собой хрестоматию, составленную из довольно старых работ известных авторов.
Темы такие: «Психология и психоанализ любви», «Психология и психоанализ сексуальности» (разве можно без этого!), «Психология семьи», а также «Ребенок и семья» и «Подросток и семья».
Честно признаюсь, что видел только анонс последних двух книг, поэтому точно не знаю, что туда включили составители. Что же касается трех других, то вызывает некоторые вопросы слово «психоанализ» в названии, при этом любовь и секс почему-то «психоанализированы», а семья этой чести оказалась лишена.
Впрочем, каждый издатель и составитель имеют право на собственную точку зрения, и никто не обязан ее как-то обосновывать. Продается, и ладно! Качество отобранных для серии текстов нареканий не вызывает, ну а как их сократили — это другой вопрос.
Вообще, серьезных книг по психологии (не психотерапии!) семейных отношений очень немного. Кое-где еще встречается книжка Л.Б. Шнейдер, но и она уже становится редкостью. Так что вот вам, пожалуйста, незаполненная ниша, господа авторы и издатели!

О МАСТЕРАХ И ПОДМАСТЕРЬЯХ

p6.gif (21890 bytes)В гораздо большем объеме и разнообразии представлены книги по семейной психотерапии. При этом я был несказанно удивлен, увидев на прилавке солидного книжного магазина с десяток экземпляров книжки Р. Макклендон и Л. Кэйдис «Шоколадный пудинг и другие методики интенсивной многосемейной терапии», изданной аж в 1998 году! Интересно, чем руководствовались безвестное ныне издательство «Флинта» и знаменитый Московский психолого-социальный институт, издавая книгу по столь экзотическому для нашей страны направлению таким большим тиражом?
А в чем экзотика, спросите вы. Дело в том, что эта самая многосемейная терапия проводится в виде выездного загородного многодневного семинара, как правило, в частном пансионате где-нибудь в Калифорнии, куда съезжаются сразу несколько семей, чтобы пройти за это время (и, безусловно, немалые деньги) то, что им предлагают. Я плохо представляю себе семью, готовую платить бешеные деньги за семинар в Подмосковье по описанной в книге технологии. Эту технологию, правда, можно использовать и в другой работе.
Но я все-таки предпочитаю классику. И здесь вне конкуренции книга Джея Хейли и Милтона Эриксона «Стратегии семейной терапии» (Институт общегуманитарных исследований, 2001). Как пишет в своем предисловии безымянный, к сожалению, переводчик, именно с этой книги началась известность кудесника психотерапии М. Эриксона.
Начинаясь с изложения сути взгляда Эриксона на психотерапию и рассмотрения этапов жизненного цикла семьи, она затем переходит к конкретным историям пациентов, находящихся на разных стадиях семейного и жизненного цикла: от ухаживания до старости и смерти.
Как пишет Хейли, «окончания историй болезни пациентов, которыми занимался Эриксон, часто весьма обычны, потому что цели его очень просты. В период ухаживания успехом терапии он считал брак. В первые годы семейной жизни — рождение детей. На любой стадии жизни семьи критическим шагом развития семьи является ее переход на следующую стадию». И главы с 3-й по 9-ю — это изложение историй жизни и случаев терапии, с фрагментами сессий и диалогами Хейли и Эриксона, рассказами Милтона и комментариями его молодого коллеги.
На страницах этой книги удивительным образом поместилась вся семейная психология, которая раскрывается через историю страданий и избавления от них с помощью психотерапевта. А с другой стороны, это очень подробный рассказ о том, как происходил процесс исцеления, что конкретно и каким образом делал психотерапевт.
Еще одна замечательная книга, уже исчезающая с прилавков, — «Порядки любви» Б. Хелингера. Постоянные читатели газеты уже знакомы с ней по рецензии, опубликованной в № 6, 2002 г., поэтому не буду повторяться и упражняться в хвалебных эпитетах.
Книга хорошая, но одной книги мало. И видимо, для того, чтобы их было больше, издательство Института психотерапии подготовило к печати книжку Г. Вебера «Кризисы любви. Системная психотерапия Берта Хелингера». Автор приводит примеры работы Хелингера с разными людьми, сопровождая их собственными пояснениями и комментариями, что делает эту работу чем-то похожей на «Стратегии семейной терапии» Хейли и Эриксона.

Видимо, у всякого великого Мастера должен быть свой подмастерье (да не обидятся на меня
Дж. Хейли, Г. Вебер и другие коллеги-соавторы знаменитостей), роль которого в признании и распространении метода очень велика. Ведь сам Милтон Эриксон, может быть, никогда и не написал бы ни одной книги. А так — пришел человек, понаблюдал, поучился, записал, расшифровал записи, сделал комментарии, отдал издателю — и опыт стал достоянием всех. Роль таких исследователей, собирателей и оформителей-систематизаторов практических методов очень важна. И огромное спасибо им за этот нелегкий труд.

ПАРАДОКС И КОНТРПАРАДОКС

Но, конечно, оригинальные работы создателей новых подходов имеют собственную непреходящую ценность. И в этом месте я имею возможность поделиться с читателями большой радостью: изданием на русском языке книги М. Сельвини Палаццоли, Л. Босколо, Д. Чеккини, Д. Пратта «Парадокс и контрпарадокс: новая модель терапии семьи, вовлеченной в шизофреническое взаимодействие» (Когито-Центр, 2002).
Книга была написана в 1973 году, и того самого миланского Института семейной психотерапии, основатели которого выступили в качестве авторов, уже не существует. Но, как справедливо замечает в предисловии к русскому изданию А.Я. Варга, председатель правления Общества семейных консультантов и психотерапевтов, «это базовый, фундаментальный труд, содержащий все основные методические и технические принципы системного подхода в семейной психотерапии».
Миланская группа первой стала работать с семьей не поодиночке, а командой, состоящей из разнополых психотерапевтов, где двое ведут прием, а еще двое «обеспечивают тыл», предоставляя работающим в данный момент обратную связь и помощь в подготовке и осуществлении стратегии.
Отечественный читатель мог познакомиться с принципами работы представителей миланской школы по отдельным публикациям, последняя из которых — «Системная семейная психотерапия. Краткий курс лекций» А. Варги («Речь», 2001, см. рецензию в № 33, 2001), но книга миланцев гораздо интересней. Она позволяет пройти вместе с авторами через все трудности становления метода, раскрывая тонкости и подводные камни работы с семьей. Такие книги не стареют.
И последняя особенность, которую можно констатировать, глядя на литературу по семейной психологии и психотерапии, заключается в том, что подавляющее большинство книг — это переводы зарубежных авторов. Как будто в нашей стране этой темой никто, кроме Э. Эйдемиллера с В. Юстицкисом, не занимается.
Я-то ведь знаю, что это не так. Но не пишут... А жаль. Поскольку, хотя люди в России, Америке и Германии чем-то похожи, они все-таки немножко разные. И так интересно было бы узнать: а с нашими-то семейная психотерапия возможна? И в чем ее особенность? И какая у нашей современной семьи психология?
Вопрос задан — ответ будем искать на книжных полках. Но, может, не надо ждать? А взять да и написать о своем опыте, о своей терапии? Наглости, что ли, не хватает, али просто русская лень не пускает за компьютер или письменный стол?
Я вот свою уже поборол. Чего и вам желаю. Пишите! И тогда у вас в доме всегда будет что почитать.

Александр ШАДУРА