Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

Психологические основы педагогики

В.П. Зинченко
М.: Гардарики, 2002

Далеко не каждую книгу хочется поставить дома на полку, с тем чтобы вернуться к ней в случае объективной или субъективной необходимости. Книгу В.П. Зинченко тоже не хочется, но по другой причине — ее невозможно дочитать до конца. Первое впечатление приобщения к настоящей серьезной психологии сменяется чувством беспомощности от непонимания очевидных для автора положений.
Возращение к уже прочитанному позволяет на некоторое время успокоиться и еще чуть-чуть продвинуться, но затем опять останавливаешься, чтобы осмыслить новые авторские ходы. Причем иногда приходится возвращаться к самому началу изложения. Получается замкнутый круг.
Страницы пестрят знакомыми именами — Выготский, Брунер, Гальперин, Пиаже, Давыдов, Ухтомский, но оригинальный ход мысли автора заставляет взглянуть на них с непривычной стороны.
Трудно определить жанр этой книги. На титуле указано, что это учебное пособие, — хотелось бы посмотреть на студента, который сможет не только прочитать его, но и воспользоваться как учебником.
Научная монография предполагает анализ одной или нескольких тем, автор же анализирует ни больше ни меньше — основания психологической науки. Более того, попытка автора рассмотреть психологию в ее переплетении с культурой, литературой, искусством, связать воедино культуру и науку позволяет считать книгу образцом жанра психологической публицистики, если таковая существует. Это, однако, не лишает ее научности, с одной стороны, и не делает доступной всем интересующимся психологией — с другой.
Данное издание — не первая книга В.П. Зинченко по проблемам образования, ее можно считать расширенным и углубленным переизданием работы «Живое знание. Психологическая педагогика» (Самара, 1998). Последняя книга отличается от предыдущей прежде всего установлением новых, непривычных на первый взгляд внутрипсихологических и межнаучных связей.
Чтобы понять значение этой книги для отечественной психологии, следует обратиться к ее последней главе, название которой говорит само за себя: «Размышления о душе и духовном развитии человека». Автор, будучи не удовлетворен состоянием современной психологии, которая потеряла целостность и превратилась «в набор несообщающихся поддисциплин» (термин Дж. Брунера), по существу возвращает в нашу древнюю науку проблему души. Это одновременно и вызов академической психологии, и поиск выхода из затянувшегося кризиса.
Отличительная особенность книги — ее абсолютная непрагматичность. Она не может выступать источником ни конкретных знаний, ни тем более практических рекомендаций. Она является руководством не к действию, а к размышлению, и не только на психологические темы.
Тот, кто не потеряется в лабиринтах авторской мысли, получит шанс познакомиться с живым психологическим знанием.

Марина СТЕПАНОВА