Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №13/2003


ПСИХОЛОГ У ДОСКИ

«ПСИХОЛОГИЯ НУЖНА ВСЕМ»

Практическая психология в народном образовании отметила десятилетний юбилей. Но до сих пор продолжается дискуссия о месте психолога в школе. На современного психолога возложен широкий круг обязанностей, не всегда четко определенных и прописанных в нормативных документах.
Одна из них — преподавание курса психологии. Текущие задачи психолога связаны с учебно-воспитательным процессом, а перспективные — с обеспечением психологического здоровья его участников. Это делает оправданной и необходимой преподавательскую деятельность школьного психолога.

ДЛЯ УЧЕНИКОВ И УЧИТЕЛЕЙ

Преподавание психологии как учебного предмета в старших классах, проведение факультатива, кружка по психологии для подростков, развивающая работа с младшими школьниками в рамках уроков общения, психологической разгрузки, психогимнастики, психологического развития, занятий по программе «Психологическая азбука» — все это дает возможность психологу не только образовывать, развивать детей, но и отслеживать ход и достижения их психического развития, видеть психологические проблемы учащихся и учителей, предупреждать их появление, работать в тесном контакте с учителями и родителями.
Участие психолога в образовательном процессе в качестве преподавателя психологии сокращает психологическую дистанцию в отношениях с учителями.
Более чем за десять лет работы практических психологов в общеобразовательных учреждениях накопился определенный опыт преподавания психологии как предмета в школе. Созданы учебники для курса «Психология в школе» (2, 3, 7, 9, 13). Многие психологи сами разрабатывают программы, основанные на разных научно-методических источниках, а также собственных представлениях о курсе психологии для учащихся.
Но было бы неверным думать, что учебные курсы преподавания психологии начали разрабатываться недавно. (Исторический обзор составлен на основе изданий, указанных в списке литературы.)
Так, по уставу 1804 года в русских гимназиях существовала штатная должность старшего учителя философии, изящных наук и политической экономии. При четырехгодичном курсе на его долю выпадало преподавание комплекса предметов. В 1-м классе он преподавал логику и всеобщую грамматику, во 2-м — психологию и этику, в 3-м — эстетику и риторику, в 4-м — естественное и народное право и политическую экономию.
Однако в 1811 году психология была изъята сначала из петербургских гимназий, а в 1819 году главное управление училищ издало дополнительные правила, по которым психология, так же как эстетика и этика, исключалась из учебного курса всех гимназий.

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ

К началу XX века успехи в развитии психологии обеспечили интерес к ней со стороны общества, и в 1906 году психология появилась в учебных планах средней школы как самостоятельный общеобразовательный предмет, предназначенный для учащихся старших классов мужских гимназий.
Тогда же, в 1906 году, К.Н. Корнилов писал: «Сознание того, что психология стала действительно самостоятельной наукой — и по содержанию и по методам, — проникает теперь и у нас, в России, все в более и более широкие круги общества. Психология стала отдельной, самостоятельной наукой, такой она должна быть и в школьном преподавании. Она изучает конкретные реальные душевные явления, подобно тому, как физика изучает конкретные реальные физические явления. Этим определяются содержание и методы психологии. Только то и имеет в ней значение, только те теории должны найти в ней применение, которые основаны на изучении, на наблюдении самых душевных явлений и которые имеют в виду, как во всякой другой науке, открытие здесь новых фактов, причинных отношений и новых законов».
Вот имена некоторых известных психологов того времени: В.Ф. Адамов (Учебник элементарной психологии. СПб., 1906), К.Н. Корнилов (Психологические опыты. М., 1906; Как преподавать психологию? СПб., 1911; Учебник по психологии для средних учебных заведений. СПб., 1911), Г.И. Челпанов (Введение в экспериментальную психологию. М., 1915).
Практически учебный курс психологии для учащихся старших классов был перенесен из академической науки, так как основное содержание этих учебников составляли такие темы, как предмет и методы психологии, ощущение, восприятие, память, ум, воображение, характер, воля, внимание, чувства.
Самым популярным был учебный курс профессора А.П. Нечаева.
По опросу, проведенному Московским психологическим обществом, преподавателями психологии в русских гимназиях являлись словесники, историки и священники. Анализ годичного опыта преподавания психологии показал целесообразность нововведения. Психология оказалась доступной для понимания учащихся, вызывала большой интерес.
В 1910 году в журнале «Вопросы философии и психологии» П.П. Блонский в статье «Результаты анкеты по вопросу о постановке преподавания психологии в средней школе» писал, подводя итоги состоянию преподавания психологии за четырехлетний период: «Психология в среднюю школу, если можно так выразиться, только допущена, в ней она только терпится. Подготовленных учителей-специалистов мало, отведенного на прохождение курса времени мало, средств на приобретение пособий нет».
Вместе с тем, замечает П.П. Блонский, «этот предмет уважают, им увлекаются, здесь обычное «гимназическое» отношение к учебным предметам сменяется серьезным и сознательным. Многие ученики желают изучать психологию подробнее, пишут рефераты, делают попытки к организации философско-психологических кружков. Психология крайне возбуждает самодеятельность учащихся».

ВЫЧЕРКНУТЬ ИЗ СПИСКА

Тем не менее на заседании Московского психологического общества 25 сентября 1910 года действия Министерства народного просвещения, вычеркнувшего из списка предметов средней школы психологию, Г.И. Челпанов объясняет следующими причинами: отсутствие специальной подготовки у преподавателей, методическая непроработанность учебного курса, непрочное положение самого предмета в учебном плане как второстепенного, экспериментального.
Он настаивал на том, чтобы ввести преподавание психологии в курс средней школы, относил ее к общеобразовательным предметам: «Если мы считаем необходимым, чтобы молодые люди знали природу растений, камней, то отчего же в такой же мере не необходимо для них знание внутреннего мира? Отчего научное знание того, что такое память, внимание, воображение, аффекты, не столько же ценно, сколько является ценным знание внешних явлений? Психология нужна всем: психология есть предмет общеобразовательный. Психология нужна и юристам, и медикам, и естественникам».
Не улучшилось положение с преподаванием психологии и через три года. В предисловии ко 2-му изданию своей книги «Как преподавать психологию?» профессор Педагогической академии А.П. Нечаев писал: «Выяснить значение преподавания в средней школе мне представляется особенно важным в настоящий момент, когда раздаются голоса, требующие изгнания психологии из гимназической программы, причем в качестве аргумента приводятся справки о плохой постановке преподавания этого предмета в гимназиях. Конечно, неподготовленные учителя, плохие учебники и дурные методы преподавания много вредят делу. Но это не основание для уничтожения и самого учебного предмета».

АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

Перед учителем психологии Нечаев ставит три задачи: 1) помочь учащимся осознать поведение людей; 2) связать курс психологии со знаниями учащихся по другим предметам, показать единство этих знаний; 3) насытить научным содержанием часто встречающиеся в обыденной речи термины, уточнить и расширить понятия учащихся.
Как видно, эти задачи являются весьма актуальными и для современного преподавания психологии.
По мнению ученого, ученики на уроках психологии должны «приучаться к определенной постановке вопросов и к разрешению их строго фактическим путем, учиться думать при помощи фактов».
Конечная цель образования звучит удивительно современно и светло: «Формирование нравственно ценной личности учащихся, выработка человека с рядом гармонически объединенных интересов, с чуткой совестью и развитым стремлением к постоянному самосовершенствованию».
Очень важную мысль высказывает А.П. Нечаев об общем характере уроков психологии: 1) «Преподавание этого предмета должно быть поставлено на строго фактическую почву, носить демонстрационный характер и вызывать самодеятельность учащихся, сопровождаясь рядом соответствующих практических упражнений». 2) «Нельзя рассчитывать пройти с учениками слишком обширный курс. Пусть будет усвоено ими сравнительно небольшое число психологических понятий, но только пусть эти понятия будут планомерно получены и хорошо переработаны».

МЕТОДЫ И ФОРМЫ

Педагогические психологи дореволюционной России не оставляли без внимания проблему методов и форм обучения. «Умственное развитие ученика в школе существенно зависит от метода и приемов преподавания важнейших предметов», — подчеркивал И.А. Сикорский.
«Один и тот же предмет,— продолжал В.П. Вахтеров, — можно преподать так, что он будет тренировать только память и внушать отвращение к учению, но можно преподать и так, что он будет развивать самодеятельность, упражнять мыслительные способности, давать навыки к строгому логическому мышлению, действовать на чувство, развивать любознательность, трудолюбие и проч.»
Существенную сторону организации учебного процесса педагогические психологи видели в том, чтобы учащиеся усвоили не только знания, но и методы их приобретения. «Надо учить ученика не только тому, что ныне признается истиною, но главным образом тому, как открывают истину», — учил В.П. Вахтеров.
И роль метода обучения в этом процессе очень велика.
Выделяя традиционно сложившиеся дидактические и эвристические группы методов, исследователи отмечали, что эвристический метод на первых порах требует много времени, но благодаря ему ученик научается учиться.
«Он учится при этом не только знаниям, а как их приобрести, — утверждал В.П. Вахтеров, — он учится методу».
Сообщая одинаковые знания, но разными методами, можно получить совершенно противоположные результаты.
«Сообщайте все догматически, — отмечал В.П. Вахтеров, — требуйте, чтобы ученик принимал все на веру, преклонялся перед авторитетом учителя и книги, давайте все правила и выводы в готовом виде, сообщайте результаты чужих наблюдений и отучите его от собственных, подавляйте все попытки к критическому отношению, — и вы приготовите идеального раба. Ничего своего — девиз школы, основанный на чисто дидактическом методе, умственное рабство — ее результат. Выпускник такой школы очень ценен в стране, где существует рабство, но не имеет цены в стране, где люди свободны».
А.П. Нечаевым была впервые высказана идея использования методов самой науки в качестве методов обучения.
«Значение методов наблюдения и эксперимента ясно в каждой эмпирической науке, на них основана современная научная психология, они должны найти место в школьной психологии... Экспериментальный метод имеет огромное дидактическое значение. Он по преимуществу метод самодеятельности, творческой изобретательности и в то же время доказательности, ясности и наглядности. Для психологии все эти качества имеют особенную ценность... Преподаватели также прекрасно знают, какой интерес возбуждают опыты сами по себе, каким действительным стимулом являются они для пробуждения самой живой любознательности».

ТЕОРИЯ ИЛИ ЭКСПЕРИМЕНТ?

В связи с этим встал новый вопрос: какая психология нужна школе? Теоретическая, знакомящая с общими законами психической деятельности, направленная на формирование мировоззренческих позиций, или экспериментальная, имеющая целью познание психической жизни ребенка с помощью объективных методов, в первую очередь эксперимента?
На I Всероссийском съезде по педагогической психологии в 1916 году разгорелась дискуссия, разделившая психологов двух направлений на долгие годы.
Г.И. Челпанов утверждал, что основной акцент в преподавании должен быть сделан на теоретической психологии, а всякий эксперимент служит лишь иллюстрацией какого-нибудь общего положения и именно в этом случае играет большую психологическую роль.
Сторонники экспериментальной психологии во главе с А.П. Нечаевым считали, что только экспериментальную психологию можно признать подлинно научной и что именно ее следует преподавать в школе.
Тогда же А.П. Нечаев призывал съезд «принять немедленно меры к тому, чтобы гимназии имели преподавателей психологии с достаточной специальной подготовкой».
Возникли общества и кружки для изучения психологии, при школах начали работать психологические кабинеты.
Представляют интерес положения, высказанные в статье Ф.Ф. Ольденбурга «Мысли о постановке преподавания психологии в средней школе».
Он исходит из положения, что «программа курса психологии должна быть поставлена так, чтобы удовлетворять: 1) запросам жизни, к которой готовится воспитанник; 2) запросам его возраста и развития; 3) запросам школы, вытекающим из всей совокупности ее задач». Резюмируя, ученый приходит к выводу, что «все преподавание должно быть построено так, чтобы учащийся не столько осваивал памятью, сколько упражнялся в психологических анализах».
Время диктовало свои требования к школьным программам, и на долгое время психология как учебная дисциплина была исключена из средней школы.

СОВЕТСКОЕ — ЗНАЧИТ ОТЛИЧНОЕ

ЦК ВКП(б) в постановлении «О преподавании логики и психологии в средней школе» от 3 декабря 1946 года признал совершенно ненормальным, что в средних школах не изучается логика и психология, и счел необходимым ввести в течение 4 лет, начиная с 1947/48 учебного года, преподавание этих предметов во всех школах Советского Союза. В соответствии с этим постановлением в 1947—1949 годах преподавание психологии было введено в 598 средних школах.
Как развивалось на данном этапе преподавание психологии в школе, хорошо видно на примере литературы, обслуживающей эту отрасль. Тогда же, в 1947 году, был выпущен учебник Б.М. Теплова «Психология», предназначенный для старших классов средней школы. В 1956 году появился еще один учебник для школьников, подготовленный Г.А. Фортунатовым и А.В. Петровским.
В книге Ю.А. Самарина «Очерки по методике преподавания психологии в средней школе» (1950) были четко обозначены цели и задачи курса: «Школьный курс психологии должен отразить в себе важнейшие достижения советской научной психологии, ее превосходство по сравнению с буржуазной психологией. Снижение научной ценности курса недопустимо. Учитель должен избегать всякой вульгаризации и вредного упрощенчества в трактовке психических процессов и свойств личности, помня, что научность является одним из важнейших принципов советской школы».
Подчеркивалось, что курс психологии как учебный предмет и психология как наука не должны полностью совпадать, так как при изложении курса психологии учащимся старших классов необходимо учитывать особенности возраста.
Задачи курса формулировались следующим образом:
«1. Давая систему психологических знаний, формировать вместе с другими учебными дисциплинами научное, диалектико-материалистическое мировоззрение учащихся.
2. Показать психологические особенности советского человека.
3. Помочь учащимся в понимании индивидуально-психологических особенностей, показать пути воспитательного воздействия на психику человека.
4. Помочь учащимся в осознании их личных особенностей и стимулировать их к сознательной работе над собой.
5. Помочь учащимся в правильной организации их самостоятельной учебной работы».

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Однако с 1959 году преподавание психологии в школе было прекращено, одна из причин — отсутствие квалифицированных преподавателей психологии.
Лишь в 90-х годах началась широкая подготовка специалистов-психологов для системы образования.
В 1998 году в Москве на научно-практической конференции «Психология как учебный предмет в современной средней школе» снова поднимались вопросы, актуальные на современном этапе.
Р.С. Немов акцентировал внимание на таком важном вопросе, как цели преподавания психологии в школе. Он, в частности, выделил ряд основных целей: получение школьниками элементарных научных знаний, развитие у них способности к самопознанию и самосовершенствованию, овладение умением влиять на людей и профессиональная ориентация в области психологии.
А.А. Леонтьев высказал еще один важный аргумент в пользу преподавания психологии в школе — овладение элементарной психологической культурой.
Е.С. Романова также подчеркнула, что задачей преподавания психологии в школе является, прежде всего, сообщение учащимся системы научных знаний, оно ни в коем случае не должно быть отражением чьих-то личных представлений о психологии.
На конференции были отмечены трудности, возникающие у психологов в этой деятельности. Различные курсы психологии отличаются не просто вариативностью, а значительным разбросом и фрагментарностью. Прежде всего это относится к целям преподавания. Одни программы и учебники направлены на то, чтобы дать детям научные знания по психологии, другие — на обучение школьников приемам и способам саморазвития и самосовершенствования.
Обучение проходит в разных возрастных параллелях. Преподавание психологии ведется преимущественно школьными психологами, специально для этих целей не подготовленными. Практически отсутствуют содержательные, методические и дидактические требования к данному предмету от Комитета образования, не решена проблема специфики и форм оценки знаний по психологии.
На конференции был выработан ряд рекомендаций: рассматривать оценку знаний школьника по психологии как необходимый компонент усвоения данного предмета. Оценка не должна сводиться к количеству баллов, а содержать развернутую характеристику знаний учащихся, его продвижения в этой области.
И в заключение можно вспомнить слова А.П. Нечаева, адресованные педагогам: «При преподавании каждого предмета можно и следует требовать: 1) отсутствия неряшливости и лени в рассуждениях; 2) тщательного взвешивания всех доводов за и против, хотя бы по отношению к любимой гипотезе; 3) устранения в рассуждении собственного самолюбия, пристрастий, слепой покорности авторитетам и принятым господствующим мнениям; 4) стремления учиться, расширять свои знания, совершенствовать свой ум; 5) смелого высказывания своих мнений и мужественной, энергичной защиты положений, признанных истинными».

Наталья СТОЮХИНА,
кандидат психологических наук,
кафедра психологиия
Нижегородского института
развития образования

В оформлении использован «Памятник III Интернационалу»
Владимира Татлина (1919)

ЛИТЕРАТУРА

1. Забродин Ю.М., Попова М.В. Психология в школе: Учебно-методическое пособие для учителя. Экспериментальный учебный курс для подростков. — М., 1994.
2. Климов Е.А. Психология: Учебник для школы. — М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1997.
3. Локалова Н.П. 90 уроков психологического развития для младших школьников. — М., 1995.
4. Нечаев А.П. Как преподавать психологию?: Методические указания для учителей средних учебных заведений/ Школьный психолог. 1998. № 21.
5. Нечаев А.П. Дидактические очерки Теория образования. — Пг.: Книжный склад «Земля», 1915.
6. Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. — Дубна, 1995.
7. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М.: ТЦ «Сфера», 1998.
8. Панибратцева З.М. Методика преподавания психологии. — М.: Просвещение, 1971.
9. Подвойская М.А. Уроки психологии в школе. — М., 1993.
10. Попова М.В. 90 лет назад // Школьный психолог. 2000. № 25.
11. Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе: Учебно-методическое пособие. М.: ВЛАДОС, 2000.
12. Преподавание психологии в современной школе // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 122—127.
13. Рогов Е.И. Психология познания. — М.:ВЛАДОС, 1998.
14. Самарин Ю.А. Очерки по методике преподавания психологии в средней школе / Под ред. М.В. Соколова. — М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1950.
15. Теплов Б.М. Психология: Учебник для средней школы. — М.: Учпедгиз, 1951.
16. Фортунатов Г.А., Петровский А.В. Психология: Учебное пособие для 10-го класса средней школы. — М.: Учпедгиз, 1958.