Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №14/2003

НАЧАЛЬНИКИ ИКАРУСОВ

Какая кухня, такая и песня.

Из кинофильма «Вокзал для двоих»

Помните автобусы «Икарус»? Когда-то они в нашей стране были самыми комфортабельными и шикарными и оттого казались нам продукцией высшего мирового уровня.
Но когда в Венгрии, как и во всей Восточной Европе, рухнул коммунизм, а вместе с ним и устоявшаяся система сбыта, знаменитый завод попытался переориентировать свой экспорт на Запад. И обнаружил, что его автобусы там никому не нужны, поскольку безнадежно устарели по сравнению с прочими европейскими.
Бывшие друзья по соцлагерю тогда сильно ругали великого восточного соседа, ведь это именно он выступал заказчиком неконкурентоспособной продукции и тем самым препятствовал ее совершенствованию. А зачем улучшать то, что и так исправно продается?
Разговоры быстро стихли, так как вопрос «что делать?» оказался более актуальным, чем поиски виноватых. Но все же момент был показательный — на заказчика возложили не меньшую ответственность за качество продукции, чем на ее производителя.
Я вспомнил давний случай, конечно, не для того, чтобы разбираться в хитросплетениях социалистической экономики и отделять правых от виноватых. Просто эта история вспоминается мне каждый раз, когда директора и начальники всех рангов выражают недовольство деятельностью подчиненных им психологов.
Так, например, доброй традицией стало указывать на чрезмерное увлечение диагностикой. Дескать, вот вы тут тестируете, тестируете, а о том, что делать с результатами вашего тестирования, не думаете.
Ваша правда, гражданин начальник, так точно, тестируем. И еще графики с диаграммами рисуем. По вашему, собственно, указанию. А вы сами, когда это тестирование нам поручали, что собирались делать с его результатами? И — самое интересное — что сделали?
Честь и хвала тем руководителям, у которых есть внятный ответ на такие вопросы. Правда, такие на психологов обычно не «наезжают». А вот прочие...
Обратите внимание, что я не посягаю на святая святых — право принимать управленческие решения. Хотя мы и здесь могли бы оказаться полезны, но начальники все равно это право никому так просто не отдадут, так что пусть и решают, что делать.
Но только пусть действительно решают! И делают! И помнят, что, как заказчики, они не менее ответственны за результаты работы психологической службы, чем сами психологи.
В противном случае от всех графиков с диаграммами толку будет чуть. Ну разве что пыль в глаза пустить очередной комиссии.

Марк САРТАН