Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №14/2003


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Преподавать или не преподавать
психологию?

Переподавание психологии требует полной отдачи
Переподавание психологии
требует полной отдачи
Актуальный и постоянно возникающий вопрос о преподавании психологии в школе по-прежнему остается нерешенным. Мнения на этот счет существуют самые различные, что и показал проведенный «Школьным психологом» почти два года назад опрос психологов, работающих в системе образования, среди которых были А.А. Леонтьев, И.В. Дубровина, Н.В. Морозова, А.В. Милехин и физиолог М.М. Безруких (см. «Школьный психолог», № 36, 2001).
И хотя все тогда единогласно признали, что вводить преподавание психологии в школе нужно, мнения о том, как это должно осуществляться, разошлись. Одни считали, что в основу курса должны быть положены научные знания, другие, напротив, были уверены, что главное — формировать индивидуальное сознание ребенка.
Длительное время проработав практическим психологом, я также была склонна считать, что психология должна преподаваться в основном через использование активных форм обучения — тренингов, игр. Но присутствие на московском конкурсе «Психолог года», где впервые была введена номинация «Учитель психологии», заставило по-новому взглянуть на этот вопрос.
Конкурс проходил 14 марта на базе школы-лаборатории № 799 г. Москвы. Напомню, что это учебное заведение уже было представлено на страницах нашего издания как «школа высокой психологической культуры» (см. «Школьный психолог», № 27, 1998). В течение ряда лет здесь проводится эксперимент по преподаванию психологии с использованием программы и учебников, разработанных научным коллективом под руководством И.В.Дубровиной.
Членам жюри предстоял нелегкий выбор
Членам жюри предстоял
нелегкий выбор
Теперь о конкурсе. Дело в том, что из шести претендентов в номинации «Учитель психологии», которые были отобраны как лучшие специалисты на окружных конкурсах Москвы, настоящие уроки психологии представили только двое. Остальные демонстрировали разного рода коррекционные и развивающие занятия, а это, согласитесь, совсем иной жанр. Причем именно те, кто действительно проводил уроки, смотрелись более выигрышно и единогласно были признаны победителями в своей номинации.
В чем тут дело? Может быть, преподавание психологии должно все же подчиняться классическим канонам проведения урока? Или это должен быть совсем иной, пока еще не разработанный окончательно жанр?
За ответами на эти вопросы я решила обратиться к членам жюри, из которых (воспользовавшись случаем) выбрала «хозяев» — Галину Константиновну Безрукову (заместителя директора школы № 799 по научно-исследовательской работе) и Тамару Александровну Егорову (преподавателя психологии, педагога-психолога школы).

Первой на вопросы отвечает Тамара Александровна Егорова.

Тамара Александровна, что, по-вашему, показали результаты этого этапа конкурса?

Долгие годы на всех без исключения конференциях мы слышим дискуссии о том, в каком виде и начиная с какого возраста надо преподавать психологию, кто должен вести эти занятия. Но «воз и ныне там». Поэтому я считаю большим успехом введение в этом году в конкурсе «Психолог года» номинации «Учитель психологии».
Я уверена, что массовому внедрению психологии мешают разночтения в понимании основ преподавания этого предмета.
Часто преподавание психологии подменяется развивающими программами. Но у них совсем другая задача — развитие и коррекция. Однако и здесь следует опираться на апробированные учебники (М.Р. Битяновой, Н.П. Локаловой), которые четко очерчивают структуру и содержание развивающих занятий. Не стоит, по-моему, каждый раз изобретать велосипед, предлагая собственные варианты программ. Во время конкурса мы как раз увидели, что не у каждого это получается.

Кому в первую очередь нужны уроки психологии: детям, их родителям, учителям или самим психологам?

Действительно, уроки психологии интересны и полезны не только самим детям, но и родителям и учителям. Перед тем как начать работу, мы обязательно знакомим родителей с учебниками, и они сразу же соглашаются, чтобы дети обучались по ним, и готовы покупать их на собственные деньги. Тем более что пособия под редакцией И.В. Дубровиной — не учебник в чистом виде, а скорее учебная тетрадь, где учащиеся могут рисовать, делать записи.
Многие родители подходят ко мне и говорят, что их дети называют психологию самым любимым предметом и дома с удовольствием читают параграфы учебника и обсуждают их с родителями.
Конечно, не следует забывать об опасности перегрузок. И если мы хотим, чтобы наши дети занимались и психологией, и экономикой, и бальными танцами, в школе должен быть удлиненный учебный день с обедом и прогулкой.

В чем достоинства программы, по которой преподается психология в вашей школе?

Прежде всего в том, что у нас выстроена стройная система преподавания: начиная с третьего класса и до выхода из средней школы. Есть масса школ, где учат психологии только в старших классах или просто проводят тренинги по отдельным проблемам, например тренинг общения.
У нас, особенно в начальных классах, обучение идет в основном с помощью игры.
Кроме того, школьники не просто изучают механизмы, например, памяти, но узнают, как улучшить свою память, научиться концентрировать внимание, ставить цель. Наши дети прекрасно знают: чтобы сохранить в памяти материал, нужно уметь правильно его воспроизвести. Нет смысла десять раз читать правило, гораздо эффективнее один раз осознанно прочитать и пересказать. А если тебе трудно, к примеру, запоминать иностранные слова, надо использовать эффект отсроченного воспроизведения и повторять слово многократно.
То же самое касается мышления. Мы знакомим ребят с мыслительными операциями, и они делают упражнения, где сами выясняют, что у них развито лучше: сравнение, аналогия, обобщение.
То есть психологию мы осваиваем на конкретных практических примерах.

А как относятся к этому предмету другие преподаватели?

Был период, когда учителя-предметники сами взялись вести психологию. Они говорили тогда, что это многое дало им в понимании, во-первых, проблем учеников и, во-вторых, необходимости психологии в школе.
Теперь они разбираются, почему один ребенок «не слышит», а другой «не видит», то есть у кого какая модальность лучше развита. А отсюда делают вывод — как сделать так, чтобы ученик лучше запомнил словарное слово. «Кинестетику», у которого слабо развита зрительная память, необходимо многократно написать трудное слово, пока рука сама его не «запомнит».
Мне кажется, что в пединститутах должны целенаправленно готовить именно учителей психологии. Правда, на нашу мизерную зарплату профессионалы с хорошим образованием вряд ли пойдут...

В разговор вступает Галина Константиновна Безрукова.

Галина Константиновна, изменило ли введение уроков психологии содержание работы школьного психолога?

Блок консультативной работы психологов сократился, наверное, раз в десять. Особенно в среднем и старшем звене. В начальной школе консультации проходят на уровне: ученик—учитель—родители.
А в средней школе проблемы подросткового возраста очень хорошо снимаются, и уроки психологии в этом, безусловно, помогают. Ведь темы, которые рассматриваются в учебнике для средних классов, способствуют конструктивному решению конфликтных ситуаций, личностному развитию.
В работе школьного психолога начинает преобладать диагностическая и просветительская деятельность. Сразу оговорюсь, что под диагностикой мы подразумеваем проведение мониторинга деятельности педагогического коллектива и мониторинга развития учащихся.
Недавно мы проводили семинар для директоров школ Восточного округа и рассказывали об особенностях учебного курса психологии. Там мы как раз и обращали внимание на то, чем этот курс может помочь учителю в решении актуальных для него проблем.
В 3-м и 4-м классах, где формируются умения и навыки, акцент делается на общих способностях. В 5—7-х классах главное — решение личностных проблем и нахождение себя в сообществе сверстников. В 8—9-х классах речь должна идти о деятельности, ее видах, больше внимания надо уделить вопросам профориентации.
В нашей школе обучение психологии в старших классах проходит иным образом. В 10—11-х классах, когда вводятся спецкурсы, психология представлена как один из предметов «по выбору». Занятия длятся не сорок минут, а полтора часа. И сам предмет изучается основательно: психология как наука в полном объеме. Многие дети считают, что это самый интересный предмет в школе.
У каждого ребенка, выбирающего этот курс, свои цели: кто-то хочет разобраться в себе, кто-то определиться с будущей профессией. Есть дети, которые приезжают из других школ. Они очень трепетно относятся к занятиям и не пропускают ни одного, чувствуют, что им это важно.
У нас есть и такая вещь, как практика. По окончании 10-го класса группа учащихся, выбравших предмет «психология», на базе городского психолого-медико-социального центра две недели изучает работу психологов.
На будущее мы планируем ученические конференции и, может быть, экзамен по выбору.

А как курс психологии влияет на взаимоотношения ребят с учителями?

Поскольку изучение этого предмета меняет самих учащихся, то и на уроках складывается атмосфера, которая вынуждает учителя идти на какие-то изменения, на нахождение конструктивных путей решения возникающих проблем. Все это позволяет строить уроки намного эффективнее. Очень многое в школьной атмосфере можно изменить, влияя на самих учеников.
Сейчас мы ввели психологический «всеобуч» и для учителей. Для этого мы используем традиционные оперативные совещания, которые проводятся в школах раз в месяц.
Ну и последняя часть нашей работы — психологическое просвещение родителей. Хотя здесь есть еще нерешенные организационные проблемы: ведь родительские собрания для всех классов проходят в один день, и психолог физически не может обойти их и ответить на все вопросы, интересующие родителей.
Поэтому по «проблемным» параллелям мы проводим общие собрания в актовом зале, а если по результатам анкетирования учащихся и родителей выявляются критические ситуации, то психологи активно подключаются к их решению.
Кроме того, мы сотрудничаем с городским психолого-медико-социальным центром, и в решении самых сложных проблем нам помогают его специалисты.

Беседовала
Ольга РЕШЕТНИКОВА

Школа-лаборатория № 799
Управления образования
г. Москвы
Тел.: (095) 300-70-60