Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №14/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

Проективные методы

Н.С. Бурлакова, В.И. Олешкевич
М.: Институт общегуманитарных
исследований, 2001.

Проективные методы — одна из самых впечатляющих областей психодиагностики, и едва ли найдется психолог, который не отдал бы дань увлечению ей, хотя бы кратковременному и поверхностному. Однако совсем немного и тех, чье знание проективных методов выходит за рамки поверхностного знакомства.
Многие психологи, используя в своей практике проективный материал, ограничиваются довольно формальным его толкованием, не углубляясь в теоретические основы того или иного метода. И среди книг, посвященных проективной диагностике, наибольшим спросом пользуются те, в которых «без затей» описана процедура проведения тестов и обработки полученных данных. Слово «теория» в названии книги катастрофически снижает спрос на нее.
Хочется надеяться, что в данном случае этого не произойдет, так как книга Бурлаковой и Олешкевича по-своему удовлетворит любого читателя-психолога. Практик, не склонный к теоретизированию и предпочитающий доходчивое ноу-хау, получит толковое руководство по использованию интереснейшего метода — Теста детской апперцепции (САТ), который к тому же ни в одном из отечественных источников не описан столь подробно и ясно.
Не вызывает сомнения, что авторы данным методом владеют блестяще, — приводимые ими примеры из собственной практики разносторонне иллюстрируют возможности применения САТа. Единственное, что может отвратить от книги школьного психолога, — тот факт, что САТ практически не применим в работе с учащимися (как известно, возрастные рамки его использования исчерпываются дошкольным возрастом).
Тех же, кому вообще интересны проективные методы, причем не только как инструмент, а как особое психологическое явление, наверняка привлекут рассуждения авторов об их природе.
Не ограничиваясь пересказом классики — Мюррея, Франка, Рапапорта, Беллака и др., авторы предлагают собственное видение проблемы методологии проективной диагностики, причем довольно оригинальное и даже, надо признаться, неожиданное. В сущности, в работе предпринята попытка проанализировать историю и методологию проективных методов с позиций психологии М.М. Бахтина и Л.С. Выготского, некоторые положения которой авторы находят весьма созвучными с идеями психологии объектных отношений в рамках психоанализа.
Обычно рассуждения такого рода составляют содержание диссертационных работ, которые в силу своей формальной специфики не привлекают внимания широкого круга специалистов. Можно предположить, что ученые степени и станут заслуженным итогом данной публикации, на что она, вероятно, и была рассчитана. Но в данном случае можно лишь поблагодарить авторов за то, что их идеи предназначены не только для пыльных хранилищ Ленинки, но и для многочисленных читателей, которые наверняка проявят интерес к такому свежему подходу к тривиальной, казалось бы, теме.
Остается лишь добавить, что книга представляет собой первый выпуск в серии «Учебники психотерапии». При внимательном прочтении становится ясно, что никакой это не учебник, да и к психотерапии содержание книги имеет скорее косвенное отношение. Впрочем, если это считать упреком, то в адрес этой книги он, пожалуй, единственный.

Сергей СТЕПАНОВ