Проективные методы
Н.С. Бурлакова, В.И. Олешкевич
М.: Институт общегуманитарных
исследований, 2001.
Проективные методы — одна из самых
впечатляющих областей психодиагностики, и едва
ли найдется психолог, который не отдал бы дань
увлечению ей, хотя бы кратковременному и
поверхностному. Однако совсем немного и тех, чье
знание проективных методов выходит за рамки
поверхностного знакомства.
Многие психологи, используя в своей практике
проективный материал, ограничиваются довольно
формальным его толкованием, не углубляясь в
теоретические основы того или иного метода. И
среди книг, посвященных проективной диагностике,
наибольшим спросом пользуются те, в которых «без
затей» описана процедура проведения тестов и
обработки полученных данных. Слово «теория» в
названии книги катастрофически снижает спрос на
нее.
Хочется надеяться, что в данном случае этого не
произойдет, так как книга Бурлаковой и
Олешкевича по-своему удовлетворит любого
читателя-психолога. Практик, не склонный к
теоретизированию и предпочитающий доходчивое
ноу-хау, получит толковое руководство по
использованию интереснейшего метода — Теста
детской апперцепции (САТ), который к тому же ни в
одном из отечественных источников не описан
столь подробно и ясно.
Не вызывает сомнения, что авторы данным методом
владеют блестяще, — приводимые ими примеры из
собственной практики разносторонне
иллюстрируют возможности применения САТа.
Единственное, что может отвратить от книги
школьного психолога, — тот факт, что САТ
практически не применим в работе с учащимися (как
известно, возрастные рамки его использования
исчерпываются дошкольным возрастом).
Тех же, кому вообще интересны проективные методы,
причем не только как инструмент, а как особое
психологическое явление, наверняка привлекут
рассуждения авторов об их природе.
Не ограничиваясь пересказом классики — Мюррея,
Франка, Рапапорта, Беллака и др., авторы
предлагают собственное видение проблемы
методологии проективной диагностики, причем
довольно оригинальное и даже, надо признаться,
неожиданное. В сущности, в работе предпринята
попытка проанализировать историю и методологию
проективных методов с позиций психологии М.М.
Бахтина и Л.С. Выготского, некоторые положения
которой авторы находят весьма созвучными с
идеями психологии объектных отношений в рамках
психоанализа.
Обычно рассуждения такого рода составляют
содержание диссертационных работ, которые в силу
своей формальной специфики не привлекают
внимания широкого круга специалистов. Можно
предположить, что ученые степени и станут
заслуженным итогом данной публикации, на что она,
вероятно, и была рассчитана. Но в данном случае
можно лишь поблагодарить авторов за то, что их
идеи предназначены не только для пыльных
хранилищ Ленинки, но и для многочисленных
читателей, которые наверняка проявят интерес к
такому свежему подходу к тривиальной, казалось
бы, теме.
Остается лишь добавить, что книга представляет
собой первый выпуск в серии «Учебники
психотерапии». При внимательном прочтении
становится ясно, что никакой это не учебник, да и
к психотерапии содержание книги имеет скорее
косвенное отношение. Впрочем, если это считать
упреком, то в адрес этой книги он, пожалуй,
единственный.
Сергей СТЕПАНОВ |