Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №14/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

Психология детей и подростков

Л.М. Фридман
М.: Изд-во Института психотерапии, 2003

При знакомстве с новой книгой возникает естественное желание найти то, что отличает ее от других изданий аналогичной тематики. Эта книга выделяется скорее не оригинальностью авторских идей, а неярко выраженной энциклопедичностью, о чем свидетельствуют общее число затрагиваемых автором проблем и многочисленные ссылки на работы отечественных и зарубежных исследователей.
Недаром сам автор называет свою книгу справочником по психологии детей и подростков, претендуя тем самым на достаточно полное освещение затронутой проблемы.
Однако подобная энциклопедичная манера изложения способствует формированию не целостного, а мозаичного представления о психических особенностях детей.
Так сложилось, что в работах, посвященных вопросам педагогической психологии, речь идет преимущественно об особенностях учебной деятельности, в то время как вопросы воспитания остаются в стороне.
Книга Л.М. Фридмана в этом отношении исключительна, так как в ней активно обсуждаются проблемы психологии воспитания. Достаточно посмотреть на названия частей книги, чтобы убедиться в этом: «Психология воспитанников», «Психология процесса воспитания», «Психология воспитателей».
В «Предисловии» автор указывает, что одной из причин неудач в деле воспитания детей выступает отсутствие у педагогов нужной психологической базы. Данный справочник, по мнению автора, «поможет сотрудникам учебных и воспитательных заведений отыскать нужную информацию при возникновении тех или иных затруднений».
Несмотря на информативность издания, доступную манеру изложения, наличие иллюстраций, книга все-таки производит впечатление умозрительной. Дело даже не в том, что в ней отсутствуют практические рекомендации, — их можно было бы вывести и самостоятельно. Обращает на себя внимание известная оторванность материала книги от реалий современной жизни.
Конечно, проблема социальной адаптации учащихся стояла и будет стоять всегда, но простого указания на их неготовность к взрослой жизни явно недостаточно.
В то же время некоторые сведения, например, о возрастном развитии человека и его особенностях, темпераменте, помощи школы семье ученика, передовом и новаторском опыте кажутся либо общеизвестными, либо имеющими отдаленное отношение к обсуждаемой теме.
Кроме того, для книги характерно смешение психологических и педагогических, а в некоторых случаях и медицинских знаний. Специфика собственно психологических проблем ребенка нередко теряется среди иных, обсуждаемых на страницах справочника.
В целом книга производит двойственное впечатление: с одной стороны, все, о чем говорится здесь, может быть отнесено к разряду проверенных временем истин, но, с другой стороны, именно поэтому они должны быть хорошо известны любому педагогу.
Что касается психологов образования, то она может быть им полезна при подготовке к беседам с учителями и к выступлениям на родительских собраниях.

Марина СТЕПАНОВА