Новая педагогическая психология
Д.В. Ольшанский
М.: Академический Проект, 2002
«Школьный психолог» уже не раз публиковал
рецензии на работы известного психолога и
политолога Д. Ольшанского, и всякий раз —
положительные, даже хвалебные. Хотелось бы
продолжить эту традицию, тем более что
неизменные атрибуты творчества автора —
гуманистическая позиция, широкий кругозор и
прекрасный слог — присущи и новой его книге.
Однако что-то удерживает от того, чтобы воздать
«Новой педагогической психологии» дежурную
хвалу, впечатление она вызывает противоречивое.
Это противоречие возникает не в связи с тем, что
книга нехороша, — в своем жанре она великолепна.
Вот только жанр это специфический, не сразу
узнаваемый, что может привести читателя в
некоторое замешательство.
Книга издана как учебное пособие для вузов, и из
названия можно заключить, что содержание ее
являет собой альтернативу педагогической
психологии старой, отжившей. На это в предисловии
недвусмысленно указывает и сам автор, упрекая
прежнюю педагогическую психологию в том, что она
якобы выступала «средством педагогической
манипуляции нами и нашими детьми».
Поминая создателей программированного обучения,
а также «теории поэтапного формирования чего
угодно», автор им даже сочувствует: «Не вина, а
беда их в том, как использовалось сделанное ими. И
в том, что они сделали меньше, чем могли бы
сделать. Если бы родились в иное время...»
Но вот настало наше замечательное время, и можно
наконец доделать то, что не могли себе позволить
ни Скиннер, ни Гальперин. Кстати, последнему
часто задавали вопрос: приложима ли его теория к
формированию личности? На это мэтр отвечал: «Если
вы знаете, что такое личность, попробуйте ее
формировать, а я занимаюсь формированием
умственных действий и понятий».
В наши дни умственная деятельность вышла из моды,
уступив приоритет личностному росту. Только вот
беда — рассуждения о личностном росте трудно
назвать научными, при том что прежняя, «ущербная»
педагогическая психология все-таки была наукой.
Ныне происходит ее подмена педагогической
публицистикой, которая, безусловно, способна
сыграть огромную общественную роль, но с наукой
связана очень отдаленно.
Фактически автором, человеком ярким, с сильной
личностной позицией, создан блестящий
публицистический опус — из тех, что будоражат
мысль и заставляют по-новому взглянуть на многие
явления. Но это, однако ж, не учебник, и тем более
не учебник по педагогической психологии, которая
призвана отвечать на вопрос — чему и как учить
детей.
Автор даже не задается этим вопросом, а
рассуждает о личностном самоопределении,
ответственности, сотрудничестве, диалоге
поколений, неформальных объединениях молодежи.
Его рассуждения интересны и по большей части не
вызывают возражений. Вот только
вознамерившемуся изучать педагогическую
психологию или хотя бы составить о ней хоть
какое-то представление они не помогут.
Да и педагогическая публицистика — все-таки
довольно специфический жанр, требующий
компактного изложения, произведения этого жанра
объемом свыше 500 страниц трудно прочитать «на
одном дыхании».
К сожалению, в этом жанре пишется не так уж много,
и появление новой книги — настоящий подарок его
ценителям. Интересующиеся педагогической
психологией на этот раз — без подарка.
Сергей СТЕПАНОВ |