Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №15/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

Новая педагогическая психология

Д.В. Ольшанский
М.: Академический Проект, 2002

«Школьный психолог» уже не раз публиковал рецензии на работы известного психолога и политолога Д. Ольшанского, и всякий раз — положительные, даже хвалебные. Хотелось бы продолжить эту традицию, тем более что неизменные атрибуты творчества автора — гуманистическая позиция, широкий кругозор и прекрасный слог — присущи и новой его книге.
Однако что-то удерживает от того, чтобы воздать «Новой педагогической психологии» дежурную хвалу, впечатление она вызывает противоречивое. Это противоречие возникает не в связи с тем, что книга нехороша, — в своем жанре она великолепна. Вот только жанр это специфический, не сразу узнаваемый, что может привести читателя в некоторое замешательство.
Книга издана как учебное пособие для вузов, и из названия можно заключить, что содержание ее являет собой альтернативу педагогической психологии старой, отжившей. На это в предисловии недвусмысленно указывает и сам автор, упрекая прежнюю педагогическую психологию в том, что она якобы выступала «средством педагогической манипуляции нами и нашими детьми».
Поминая создателей программированного обучения, а также «теории поэтапного формирования чего угодно», автор им даже сочувствует: «Не вина, а беда их в том, как использовалось сделанное ими. И в том, что они сделали меньше, чем могли бы сделать. Если бы родились в иное время...»
Но вот настало наше замечательное время, и можно наконец доделать то, что не могли себе позволить ни Скиннер, ни Гальперин. Кстати, последнему часто задавали вопрос: приложима ли его теория к формированию личности? На это мэтр отвечал: «Если вы знаете, что такое личность, попробуйте ее формировать, а я занимаюсь формированием умственных действий и понятий».
В наши дни умственная деятельность вышла из моды, уступив приоритет личностному росту. Только вот беда — рассуждения о личностном росте трудно назвать научными, при том что прежняя, «ущербная» педагогическая психология все-таки была наукой.
Ныне происходит ее подмена педагогической публицистикой, которая, безусловно, способна сыграть огромную общественную роль, но с наукой связана очень отдаленно.
Фактически автором, человеком ярким, с сильной личностной позицией, создан блестящий публицистический опус — из тех, что будоражат мысль и заставляют по-новому взглянуть на многие явления. Но это, однако ж, не учебник, и тем более не учебник по педагогической психологии, которая призвана отвечать на вопрос — чему и как учить детей.
Автор даже не задается этим вопросом, а рассуждает о личностном самоопределении, ответственности, сотрудничестве, диалоге поколений, неформальных объединениях молодежи. Его рассуждения интересны и по большей части не вызывают возражений. Вот только вознамерившемуся изучать педагогическую психологию или хотя бы составить о ней хоть какое-то представление они не помогут.
Да и педагогическая публицистика — все-таки довольно специфический жанр, требующий компактного изложения, произведения этого жанра объемом свыше 500 страниц трудно прочитать «на одном дыхании».
К сожалению, в этом жанре пишется не так уж много, и появление новой книги — настоящий подарок его ценителям. Интересующиеся педагогической психологией на этот раз — без подарка.

Сергей СТЕПАНОВ