Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №16/2003


ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ

ЛЕЧЕНИЕ РАЗГОВОРОМ

Психологическая помощь, в каком бы виде она ни оказывалась и как бы ни называлась — консультированием или психотерапией, — это прежде всего общение. Любая встреча человека с психологом — это прежде всего разговор.
Форма и содержание этого разговора могут быть разными, но какой бы теоретической ориентации ни придерживался специалист, он все равно вступает в общение со своим клиентом.
И это не случайно.

РАВНОПРАВНЫЕ ПАРТНЕРЫ

Человечество с незапамятных времен знает о том, как целительна может быть беседа с другим человеком. Но впервые осознанно применять беседу для преодоления душевных недугов стал Зигмунд Фрейд, первоначально назвав свой метод психотерапии «лечением разговором».
Именно у Фрейда пациент впервые становится равноправным собеседником и партнером врача, приобретая черты субъекта. И хотя последователи великого венского психотерапевта эту его линию существенно исказили, современный психоанализ, обогащенный идеями Х. Когута и гуманистической психологии, снова занимает субъект-субъектную позицию.
В любом случае, современный психолог-консультант или психотерапевт — это прежде всего профессиональный коммуникатор. А организация продуктивного терапевтического общения с клиентом — одна из важнейших профессиональных задач.
В чем же специфика терапевтического общения? Откуда в разговоре берется исцеляющая сила? Мы попробуем найти ответ на эти вопросы, обратившись к анализу терапевтического процесса.

НЕСКОЛЬКО ВАЖНЫХ МОМЕНТОВ

На терапевтическое общение, как и на любую другую коммуникацию, влияют разные факторы. Например, обстановка, в которой проходит консультация.
Для того чтобы консультирование было успешным, необходимо соблюдать несколько условий. Во-первых, помещение, в котором вы встречаетесь с клиентом, должно быть изолированным — не стоит консультировать в проходной комнате или в коридоре. Во-вторых, следует свести к минимуму воздействие внешних шумов — чем лучше звукоизоляция, тем эффективнее взаимодействие.
Влияют на процесс общения и такие моменты, как цветовая гамма и размер кабинета, а также удобство мебели, но это менее существенные факторы.
Следующий важный момент терапевтического общения — межличностная дистанция. Кабинет для консультаций в идеале должен быть достаточно просторным, чтобы можно было варьировать расстояние между терапевтом и клиентом по ходу взаимодействия. С другой стороны, маленький размер кабинета уже сам по себе задает некоторую «камерность» предполагаемого общения, его глубину и интимность. Но в таком помещении трудно работать с семьей и использовать пространство для достижения терапевтических целей.
В каждом из этих случаев есть свои преимущества и недостатки, но небольшой избыток пространства всегда лучше, чем его недостаток.
Успешность терапевтической коммуникации зависит от ожиданий и предубеждений клиента. Например, в моей практике был такой случай, когда женщина, записавшись на консультацию по телефону через диспетчера, увидела меня и разочарованно сказала: «А, вы мужчина... тогда у нас ничего не получится. Вы не сможете меня понять. Я думала, что будет женщина...» Все мои попытки наладить с этой женщиной взаимодействие оказались тщетными — настолько важным для нее был пол консультанта.

«Я НЕ ЗНАЮ, КАК НАЧАТЬ...»

Таким образом, терапевтическое общение начинается еще до того, как сказаны первые слова. И все же именно разговор составляет главное содержание этого процесса.
Довольно часто клиент в начале первой встречи испытывает затруднения: «Я не знаю, что надо говорить...» Тем самым он пытается передать всю ответственность за то, что будет происходить во время консультации, специалисту.
От психолога в этом случае требуется терпение, поскольку важно, чтобы клиент сам определял содержание разговора. «Вы можете начать, с чего хотите», «Расскажите о том, что вас беспокоит», «Что побудило вас обратиться ко мне?» — вот несколько фраз, помогающие клиенту начать рассказ.
В начале сессии психолог прежде всего слушатель в широком смысле. Его задача — воспринимать человека, обратившегося к нему за помощью, на разных уровнях его самопредъявления.
За каждым проявлением человека лежит информация о его личности. Важно все: поза, громкость и тембр голоса, интонации, выражение лица, особенности телесной конституции и т.д. Психолог должен уметь «считывать» невербальную информацию в процессе общения с клиентом.
При этом вовсе не обязательно сразу ее как-то трактовать или интерпретировать. Главное — отметить наличие той или иной особенности, а значение может открыться чуть позже.
Вот одно из правил эффективного консультирования: любая интерпретация внешних проявлений человека является гипотетичной и не может быть истинной без признания ее таковой носителем поведения.
Гипотезы помогают нам строить процесс терапевтического взаимодействия, продвигая к пониманию человека, но это продвижение не должно опережать реальность. Человек должен «созреть» для признания некоторых сторон своей внутренней реальности. Пока этого не произошло, они для него не существуют, а значит — не могут быть использованы для достижения терапевтических целей.

ЭМПАТИЯ И ИНТЕРЕС

Коммуникация на вербальном уровне в начале терапевтической сессии требует от консультанта использования навыков активного слушания. Активное слушание предполагает максимальную включенность консультанта в ситуацию взаимодействия.
Такая включенность становится возможной лишь при наличии подлинного и глубокого интереса к личности клиента со стороны консультанта. Это интерес сам по себе, не подразумевающий никаких корыстных ожиданий и целей. О таком интересе писал Карл Роджерс. Только при наличии такого интереса консультант обретает способность не только слушать, но и слышать.
Интерес позволяет консультанту быть эмпатичным, то есть как будто проживать вместе с клиентом его жизнь, его чувства, не забывая об этом «как будто».
Эмпатия и интерес раскрывают перед консультантом пространство переживаний клиента, часто хаотичных и противоречивых. И задача консультанта состоит в том, чтобы, находясь в этом пространстве рядом с человеком, помочь ему пройти через эти переживания и стать сильнее.
По ходу этого путешествия клиент проводит «инвентаризацию» своих внутренних событий, наводя порядок в своей душе.
В этом и заключается целительная сила беседы: когда тебя слушает и безусловно принимает другой человек, у тебя появляется чувство надежности окружающего мира. Ты ощущаешь себя значительным, и это чувство дает силу для изменений.
Роджерс считал, что для успешной терапии достаточно слушания: если ты смог по-настоящему услышать другого человека, он обязательно начнет изменяться в нужную ему сторону и с необходимой интенсивностью.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ТЕХНИК

Услышать другого нам помогают навыки активного слушания. Психолог-консультант должен в совершенстве владеть техниками выспрашивания (задавания открытых и закрытых вопросов), перефразирования и резюмирования.
Способствует терапевтическому коммуникативному процессу и простое дословное повторение последней сказанной клиентом фразы.
Если попытаться выстроить последовательность применения техник во время сессии, то можно сказать, что сначала мы задаем открытые вопросы, стимулируем клиента с помощью повторения его слов, постепенно переходя к перефразированию. Периодически мы резюмируем сказанное клиентом, подводя итог данной теме или временному интервалу.
В процессе слушания мы иногда задаем уточняющие закрытые вопросы, тем самым акцентируя внимание клиента на двойственных моментах его внутреннего опыта и проясняя непонятное.
Хотя слушание является очень важным процессом, во многом определяющим успешность терапевтического взаимодействия, его часто бывает недостаточно для достижения терапевтических целей.
Клиент в процессе разговора с консультантом приходит к пониманию своей внутренней ситуации, но он пока не знает, что ему с этим пониманием делать.

ИНТЕРВЕНЦИЯ В МИРНЫХ ЦЕЛЯХ

Консультант не просто является профессиональным коммуникатором, он еще и эксперт в области преодоления душевных противоречий. И клиент ждет от него соответствующей этому статусу активности.
Активность консультанта по стимулированию изменений клиента называется терапевтической интервенцией. Для нашей страны это слово долгие годы носило ярко выраженную военно-политическую окраску. Но в консультировании без терапевтического «вторжения» бывает трудно обойтись.
Успешность применения интервенции зависит от того, насколько клиент доверяет специалисту. Это доверие как раз и формируется на первых стадиях терапевтического процесса и зависит от того, насколько полно удалось консультанту услышать клиента.
Интервенция может выглядеть по-разному. Это может быть, например, словесное внушение в форме воодушевляющего высказывания. Или психотехническое упражнение, направленное на изменение состояния. Или вы можете предложить клиенту поэкспериментировать с разными позициями, между которыми ему необходимо сделать выбор, с помощью стульев. Все зависит от цели, которую вы с клиентом перед собой ставите.
Интервенции могут быть направлены на:
— изменение состояния;
— изменение отношения;
— изменение убеждений;
— осуществление выбора;
— осознание возможностей;
— осознание своего тела и целостности собственной личности;
— овладение навыком.

КРАЕУГОЛЬНЫЙ КАМЕНЬ

Интервенции могут применяться на любой стадии процесса консультирования. Но итоговые (в конце сессии) вмешательства приобретают особое значение.
Очень важно, чтобы клиент в результате взаимодействия с консультантом почувствовал облегчение. Это не так просто, учитывая то, насколько тяжело работать с переживаниями. Поэтому каждый специалист должен иметь в своем арсенале ряд упражнений, позволяющих быстро изменить состояние человека.
Сказанное вовсе не означает, что клиент должен уходить от консультанта легким и беззаботным. Иногда полезно проблематизировать ситуацию в конце сессии, чтобы активизировать клиента к поиску решения в промежутке между встречами. Но это требует от консультанта особого искусства и смелости.
Клиент должен знать, что вы верите в его способность измениться и справиться с возникшими трудностями. Эта вера — краеугольный камень терапевтического общения. Без него вы не сможете рассчитывать на успех. Так же, как и без двух других: подлинного интереса и безусловного принятия другой личности.
Без наличия этих трех составляющих мертвы даже самые изощренные коммуникативные техники...

Александр ШАДУРА

Публикация статьи произведена при поддержке информационного интернет портала MEDIC-ABS.RU. На страницах портала MEDIC-ABS.RU, Вы найдете большое количество полезных статей, которые расскажут о том, как определить симптомы того или иного заболевания, и как от него избавиться. Портал MEDIC-ABS.RU поможет узнать о том, как лечить молочницу у женщин медикаментозными и народными средствами, как лечить насморк у грудничка, какие симптомы у мастопатии, как лечить сухой кашель, и о многом другом. Удобная система поиска и рубрикатор, представленные на сайте портала MEDIC-ABS.RU, позволят быстро найти нужные публикации.