Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №16/2003


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

МЫСЛЬ ИЗРЕЧЕННАЯ

«Как сердцу высказать себя, другому как понять тебя?» — эти замечательные строки Ф.Тютчева довольно часто приводятся на популярных лекциях по психологии в подтверждение драматической мысли о трудностях в установлении взаимопонимания между людьми, необходимости эмпатического вчувствования в другого человека и так далее и тому подобное...
Думается, большинству читателей знакома следующая ситуация: мы возвращаемся из какой-то очень важной для нас поездки и делимся впечатлениями со своими близкими. Эмоции фонтанируют, перед глазами стоят образы увиденных красот, пейзажи, лица, ситуации.
Мы пытаемся передать все это нашим слушателям и с отчаянием наблюдаем за постепенным изменением лиц собеседников. Да, они рады за нас. Но наша экспрессия начинает их понемногу утомлять, потому что это наша история, которую трудно представить и почти невозможно прожить с чужих слов.
Но одно дело — картинки с приятной воскресной прогулки, и совсем другое — значимая жизненная информация, которая была доступна нашему наблюдению и которую мы обязаны донести до тех, кто воспринимает ее только с наших слов.
Смириться и в этих ситуациях? Не стоит, надо искать пути решения проблемы.
Высказаться так, чтобы быть понятым, — это проблема для многих людей. Да что там — просто для всех.
Причин тому много, всех в небольшой статье не коснуться. Поэтому сосредоточимся на одной из самых главных и назовем ее так — умение говорить не для себя, а для другого.
«Текст для другого». Что это такое и чем он отличается от «текста для себя»?
«Текст для себя» (не надо путать с эгоцентрической речью) — это рассказ, выстроенный в собственной логике, по законам субъективной психической жизни. В нем главенствуют эмоции, оценки, интерпретации; на первый план выступают детали, особенно поразившие рассказчика, а общий контекст ситуации может быть вообще не передан или передан фрагментарно.
В результате у слушателя формируются четкие представления о том, каково отношение рассказчика, как он оценивает ту или иную ситуацию, но само видение описываемой ситуации может быть сильно искажено.
«Мы отлично съездили в горы. Веселая компания, шашлыки, песни у костра. Я пел, представляешь! Горы — это потрясающе! Один Эльбрус чего стоит. Несколько дней стояли лагерем в ущелье. Незабываемое ощущение!» — вот типичный образчик «речи для себя».
Собеседник может порадоваться за рассказчика, но, увы, не сможет присоединиться к его переживаниям, его новому опыту. И не только потому, что не был в том самом месте в тот час. Еще и потому, что ему не помог в этом рассказчик.
«Текст для другого» — это рассказ, специально конструируемый для собеседника, учитывающий законы возникновения образов и личные особенности данного человека. Рассказ, позволяющий не просто услышать, а мысленно прожить описываемую ситуацию.
«Текст для другого» позволяет передавать собеседнику сложную информацию, требующую осмысления, поэтапного усвоения. Например, некоторую учебную инструкцию, задание к самостоятельной деятельности, когда важно добиться понимания смысла предстоящей деятельности, ее структуры и результата.
Умение конструировать такого рода «тексты для других» совершенно необходимо менеджерам, психологам, проводящим игры и тренинговые упражнения, и, конечно, учителям.
На «текстах для другого» построены грамотные распоряжения, инструкции, разъяснения. Большой стаж работы в означенных выше областях не обеспечивает автоматически такого умения. Этому нужно специально учить — и новичков, и «бывалых».
Ниже предлагается небольшая тренинговая программа, направленная на развитие умения давать инструкцию и говорить для других.

Разминка

В качестве разминки могут быть использованы любые упражнения типа «Слепой и поводырь» или «Оператор и робот». Смысл этих упражнений в том, что один человек «управляет» действиями другого с помощью словесных команд, не прикасаясь, не направляя непосредственно его движение.
Интересной модификацией является упражнение «Стыковка», предложенное в свое время Н.В.Цзеном и Ю.В. Пахомовым. Оно проводится в четверках.
Двое участников садятся друг напротив друга с закрытыми глазами таким образом, чтобы их колени соприкасались. Указательные пальцы правых рук — «космические станции» — они вытягивают навстречу друг другу. Двое игроков становятся позади сидящих. По сигналу каждый из стоящих участников начинает с помощью словесных команд управлять движением правой руки сидящего перед ним. Цель стоящих за креслами игроков — свести концы указательных пальцев своих партнеров.
Во время обсуждения разминочных упражнений участникам предлагается оценить свои умения управлять действиями другого человека, правильно давать инструкцию, учитывая актуальные возможности партнера и особенности его деятельности.

Умение давать инструкцию

Этот этап работы можно построить на замечательных упражнениях, время от времени встречающихся в книгах по коммуникации.
С различными вариациями здесь воспроизводится следующая ситуация: один из участников группы получает в руки лист с изображением некоторой геометрической композиции (мы приводим варианты таких композиций). Его задача: никому не показывая изображение, описать его так, чтобы слушатели смогли представить описываемую картину и воспроизвести ее.
Работу желательно построить в несколько этапов.
1-й этап. Доброволец садится напротив группы и пытается словесно описать геометрическую композицию, имеющуюся в его распоряжении. При этом он может отвечать на вопросы и помогать себе при объяснении жестами. После того как слушатели закончили рисовать, их изображения сравниваются с оригиналом. Обсуждаются трудности, которые возникли у слушателей и рассказчика, приемы, которые он использовал для облегчения задачи слушателей, сильные и слабые стороны выбранной им стратегии изложения.
2-й этап. Та же процедура, однако доброволец не может использовать жесты. Он по-прежнему видит, как работают под его руководством другие люди, и может отвечать на их вопросы.
3-й этап. Похожая ситуация, но рассказчик сидит спиной к остальным членам группы, которая полагается только на качество его устного изложения.
4-й этап. Работа в парах. У всех членов группы появляется возможность попробовать себя в роли рассказчика. При изложении они сидят лицом друг к другу и могут пользоваться жестами. Очень подробно обсуждаются использованные приемы изложения, подходы к построению текста (сравнения, движение от частного к общему и наоборот, использование художественных образов, математической терминологии и др.).
Достойным завершением данного блока будет замечательное упражнение «Остров сокровищ», описанное в одной из книг К. Фопеля.
Участники разбиваются на пары и садятся спина к спине. Они договариваются, кто из них будет партнером А, а кто — партнером Б. У каждого — лист бумаги и карандаш.
Партнер А начинает делать набросок острова сокровищ: общий силуэт, особо важные географические детали ландшафта, место, где будет спрятано сокровище. Во время рисования А рассказывает Б, что тот должен нарисовать на своем листе, чтобы получить как можно более точную копию карты острова.
Партнеры могут разговаривать, но не могут видеть планы друг друга. Когда работа закончена, группы собираются вместе, показывают свои планы и обсуждают процесс коммуникации.
Особое внимание при обсуждении необходимо уделить следующим вопросам:
а) насколько партнер А обращал внимание на трудности, которые могли возникнуть у его партнера;
б) на чем партнер А концентрировал свое внимание: на рисовании своего плана или на передаче его партнеру Б;
в) какие приемы использовал партнер А для того, чтобы помочь второму человеку в решении его задачи.
Если тема кооперации и грамотной трансляции инструкции очень важна для данной группы, в этот блок заданий можно добавить еще одно упражнение — «Картина путешествий».
Группа делится на команды по четыре человека. Один становится руководителем процесса, трое — художниками. Они будут творить с закрытыми глазами под руководством «зрячего» руководителя, который видит, слышит, может разговаривать, но не имеет права прикасаться ни к материалам, ни к самим художникам.
Задание каждой группе — создать коллективное произведение под общим названием «Картина путешествия». Это путешествие может быть взято из опыта одного из участников, а может быть и полностью придуманным. Команда художников делает картину вместе; руководитель дает указания, стремясь придать произведению эстетический вид.
Каждая команда получает большой лист (например, формата А3), тюбик клея и 10 листов разноцветной бумаги. Ножниц нет, необходимые элементы не вырезаются, а отрываются руками. На всю работу отводится 30 минут. Команда сама решает, сколько времени отвести на планирование, сколько — на создание «шедевра».

Текст для другого

Это очень важно: от упражнений на формулирование инструкции участники переходят к конструированию собственно «текстов для другого».
Работа осуществляется в парах.
Перед упражнением участники получают следующую инструкцию:
Вам необходимо вспомнить момент вашей жизни, связанный с посещением красивого места, которое запало вам в душу, связано для вас с сильными эмоциями. Это может быть уголок природы, архитектурный ансамбль, убранство помещения и т.д. Прежде всего вспомните это место и мысленно погрузитесь в него (1 минута). Вам предстоит описать его вашему партнеру и сделать это так, чтобы он смог отчетливо его представить себе, понять ваши переживания, связанные с его посещением.
Для того чтобы добиться такого результата, мысленно проделайте следующую работу.
Очень хорошо представьте себе это место в целом (пусть забылись какие-то детали, важно, чтобы возник некоторый целостный образ).
«Высветите» внутренним взором самые важные фрагменты или моменты, о которых обязательно нужно рассказать собеседнику, для того чтобы у него тоже сложился целостный образ этого места.
Подумайте, нужно ли соблюдать в рассказе определенную последовательность, и если да, продумайте основные этапы рассказа.
Опишите свои эмоции, связанные с данным местом и его посещением.

На эту внутреннюю работу участникам дается 4–5 минут. Затем участники в парах рассказывают свою историю.
Слушатели обязательно дают обратную связь: смогли ли они «увидеть» это место, пережить собственные эмоции, понять эмоции рассказчика.
Затем проводится групповое обсуждение, во время которого ведущий просит участников сосредоточиться на обсуждении вопроса: что помогало и что мешало составить собственный образ?

Составление памятки
«Как правильно давать инструкцию»

Закономерным итогом всех предыдущих этапов работы становится написание участниками памятки по составлению «текста для другого».
Работа осуществляется в процессе групповой дискуссии и завершается написанием итогового документа. Очень важно, чтобы по завершении работы каждый участник смог выразить свое отношение к ней и оценить степень своей собственной «умелости».
Вот пример памятки, составленной реальной учебной группой по завершении такой тренинговой программы.
Инструкция должна быть краткой, без длинных «цепочек» объяснений и лишних слов.
Дающий инструкцию должен сам четко представлять результат, который должен получиться.
Дающий инструкцию должен говорить на языке слушателя, пользоваться теми словами и образами, которые последнему понятны и близки.
В инструкции должен содержаться четкий алгоритм предполагаемого действия либо указываться его «опорные» точки.
Дающий инструкцию должен быть уверен, что его поняли (если это не очевидно — наладить со слушателями специальную обратную связь).
Дающий инструкцию должен стремиться к тому, чтобы у слушателя сначала возник целостный образ предполагаемого действия или ситуации, и лишь затем наполнять этот образ деталями.
Дающий инструкцию должен постараться «увидеть» и «услышать» предполагаемое действие или ситуацию глазами и ушами слушателя.

Позиция коммуникатора — человека, сообщающего информацию, по-своему уникальна и необычна. По сути, он говорит то, что хочет или считает нужным сказать (он сам, лично!), но говорит это для другого.
Это совершенно особый жанр речи. Мы назвали его «текстом для другого».
Понять сущностные характеристики такого жанра, научиться создавать и произносить тексты для другого — важный профессиональный навык, которому большинству из нас нужно специально учиться.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук