Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №16/2003


ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

АЛЬФА И ОМЕГА

Когда говорят о профессионализме учителя, то обычно имеют в виду две абсолютно необходимые составляющие успеха — знание предмета и умение его преподнести. Причем и то, и другое нуждается в постоянном совершенствовании. Даже сегодняшнего первоклассника нельзя учить по старинке, а что уж говорить о преподавании истории или литературы в старших классах. Поэтому учителям приходится регулярно посещать семинары и курсы с целью повышения своей квалификации. Однако последняя не сводится к сумме сведений по тому или иному предмету.

ЗЕМНАЯ ПРОФЕССИЯ

Наблюдения показывают, что опытный педагог, за плечами которого не один десяток лет работы, не всегда может похвастаться тем, что его любят ученики. В любой школе встречаются учителя, которые неплохо разбираются в своем предмете, готовятся к урокам и читают методическую литературу, но несмотря на это не вызывают теплых чувств ни у коллег, ни у учеников. В чем же тут дело?
Оказывается, есть еще одна очень важная составляющая педагогической деятельности, которую часто упускают из виду, — способность учителя устанавливать добрые отношения со своими подопечными и коллегами, умение держаться достойно в самых неожиданных ситуациях.
Бесспорно, что далеко не каждый может стать балериной или музыкантом, стюардессой или писателем, в то время как профессия учителя считается вполне земной, доступной если не всем, то многим. Она действительно доступна в том смысле, что не требует безупречной фигуры или абсолютного музыкального слуха, но в ее основе лежит общение с людьми, что не всегда принимается во внимание как теми, кто собирается сеять разумное, доброе, вечное, так и теми, кто учит этому.

НЕПИСАНЫЕ ПРАВИЛА

Задуматься о необходимости владения элементарными знаниями по психологии общения мне пришлось в связи с попыткой разобраться, что для современного учителя является самым сложным и актуальным.
Мне захотелось проанализировать не те проблемы, которые являются очевидными для меня — психолога, а те, которые видятся насущными учителям.
Психолог в школе привык к вопросам учителей по поводу неуспевающих детей: как сделать так, чтобы они усвоили материал, стоит ли ставить двойки, вызывать ли их к доске, или следует ограничиться письменными заданиями?
Однако учебными проблемами общение психолога с учителями не ограничивается. Думаю, что школьному психологу хорошо знакома ситуация, когда учитель просит «уделить ему полчаса», с тем чтобы поговорить на «темы, не имеющие отношения к делу». За такими просьбами обычно скрываются серьезные личностные проблемы, с которыми учитель в одиночку справиться не в состоянии.
Непосредственным поводом для написания статьи послужило обращение учителя математики с «жалобой» на классного руководителя, явно нарушающего неписаные правила приличия, но при этом действующего в рамках формально дозволенного.
Классный руководитель имеет право посещать любые уроки своего класса, но как объяснить ему, что не всяким правом можно пользоваться безгранично?
Ежегодно проводимые анонимные обследования отношения старшеклассников к школе убедительно показывают, насколько дети чувствительны к личностным особенностям учителя, к его желанию и умению ладить с учениками. Они готовы простить скучные уроки, неоправданно большие домашние задания и даже ошибки, но никогда не прощают и долго помнят нанесенные обиды.

СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

В памяти выпускников живы воспоминания даже о первых годах учебы. Так, большинство учеников одного класса назвали свою первую учительницу Снежной королевой, тонко подметив ее довольно холодное отношение к детям.
Беседы с родителями также убеждают в том, что некоторых проблем могло бы и не быть, веди себя учитель иначе. Неумение, а то и нежелание педагога скрыть свое предвзятое отношение к ученику мешает не только установлению с ним добрых отношений, но и в конечном счете усвоению учебных знаний.
Старательная и способная девочка по какой-то причине попала в немилость к учительнице иностранного языка и невзлюбила этот предмет настолько, что перестала выполнять домашние задания и прочно заняла — теперь уже вполне обоснованно — место троечницы.
Нередки проблемы в отношениях педагогов с администрацией. На имя директора поступает жалоба от родителей на учителя. Учитель, во-первых, считает себя абсолютно правым и невиновным, а, во-вторых, чувствует себя оскорбленным отношением директора, который почему-то готов поверить родителям, а не ему, учителю.
Как следует вести себя учителю в этих и подобных ситуациях?
Учитель — такой же человек, как и все мы, он переживает и радуется, испытывает те же самые проблемы, в том числе и в общении. Но эти проблемы для него не просто личные, а профессиональные, и от успешности их решения зависит вся его педагогическая деятельность.

ОСОБОЕ ДАРОВАНИЕ

Необходимость владения психологическими знаниями сегодня уже не вызывает сомнений у педагогов. Более того, будущие педагоги еще на студенческой скамье знакомятся с азами психологии. Вот только какая психология нужна педагогу — на этот вопрос до сих пор нет однозначного ответа.
Современные справочники по психологии для учителей пестрят большим количеством самых разнообразных сведений — от особенностей протекания полового созревания до проблем мотивации учебной деятельности. Однако психологическая грамотность учителей от этого не очень-то повышается.
Американский психолог У. Джемс почти сто лет назад писал: «...Если кто-нибудь знает психологию, то отсюда еще нисколько не следует, что он должен быть и хорошим учителем. Для того чтобы сделаться таковым, необходимы особое дарование, тонкий такт и способность сказать и сделать именно то, что в данный момент требуется (курсив мой. — М. С.). А психология вовсе не прибавит учителю ни умения овладеть личностью ученика и уже не выпускать его из рук, ни чутья, помогающего понять положение в каждую данную минуту, между тем как именно это и составляет альфу и омегу искусства преподавания».
Возникает естественный вопрос о природе этого дарования.
Позвольте не согласиться с великим психологом, с его утверждением, что знакомство с психологией «так же мало может сделать человека хорошим учителем, как знание законов перспективы не может сделать из него искусного художника-пейзажиста». Это смотря с какой психологией.

ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОГО
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

Сегодня мы с уверенностью говорим о том, что психология помогает педагогу стать хорошим педагогом. Вот уже сто лет существует наука, которая исследует влияние, которое люди оказывают на убеждения и поведение других людей. Эта наука получила название социальной психологии.
Социальная психология призвана расширить наши знания о нас — общественных животных, о том, как мы думаем и как ведем себя.
Однако есть сфера социальной практики, в которой сведения из социальной психологии не только интересны, но и необходимы. К таким сферам относится образование. И психолог, и педагог в профессиональной жизни опираются на законы социальной психологии. Незнание этих законов приводит к многочисленным неудачам и разочарованиям, в то время как их знание, наоборот, способствует эффективному решению возникающих проблем.
Одно и то же требование, но высказанное по-разному, может как игнорироваться, так и выполняться беспрекословно.
Прежде чем начать обучение, следует расположить к себе детей, так как мы охотнее всего соглашаемся выполнять требования тех, кого мы знаем и кто нам нравится.
Успех разговора с родителями ребенка в немалой степени будет зависеть от выбранного учителем тона беседы.
Умелое пользование принципом контраста способствует более мягкому восприятию неприятных вещей, что целесообразно иметь в виду при подготовке к разговору с начальством.
Эти и многие другие сведения помогут учителю не только добиться лучших результатов, но и обрести внутреннюю уверенность.
По социальной психологии написаны монографии и учебники, доступные сегодня всем желающим. Имена Э. Аронсона и Р. Чалдини, хочется надеяться, знакомы постоянным читателям газеты. В частности, книга Р. Чалдини «Психология влияния» (СПб., 1999) рассчитана на широкий круг читателей, а описанные в ней психологические эксперименты и случаи из жизни превращают ее чтение не только в полезное, но и в увлекательное занятие.
Сознаюсь: мой личный опыт и беседы с учителями показывают, что наука общения — такая же сложная, как физика или история, геометрия или химия.
Было бы неплохо и психологу освоить эту науку и применять ее в общении с людьми, чтобы не прослыть «сапожником без сапог». И тогда психолог вправе рассчитывать на действие так называемого принципа социального доказательства, согласно которому мы считаем свое поведение правильным, если часто видим других людей, ведущих себя подобным образом. Такой образец если не поможет, то и не навредит.

Марина СТЕПАНОВА,
гимназия № 1541,
г. Москва