Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №16/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

Психология общения

Рудольф Вердербер, Кэтлин Вердербер
СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, Издательский дом «Нева»;
М.: Олма-Пресс, 2003

Нам предложен очередной «самый главный» и «самый лучший» международный учебник. На этот раз — по психологии общения в 11-м (!) издании. Очевидно, что книга с такой завидной судьбой не может не привлечь внимания, тем более что посвящена она теме принципиально важной для становления психолога-профессионала: коммуникация в ее различных ипостасях.
Книга включает четыре части. Первая — «Основы коммуникации» — излагает важнейшие положения теории психологической коммуникации, рассматривает ее виды (вербальную и невербальную), принципы и психологию личности в контексте коммуникации («Восприятие себя и других»).
Вторая часть посвящена проблемам и тонкостям межличностной коммуникации — ведение беседы и умение слушать, обратная связь и самораскрытие, построение отношений в процессе коммуникации и др. Сюда же по причудливой логике авторов попали главы, посвященные разрешению конфликтов и интервьюированию.
Третья часть рассматривает коммуникацию в контексте группового взаимодействия: роли, лидерство, групповое принятие решений и прочие составляющие классического набора психологии малых групп.
Наконец, четвертая часть, центральная (хотя и последняя), посвящена проблемам публичного выступления. Этому отдана почти половина текста учебника. И в этом смысле рецензируемый труд — фундаментальный источник информации по проблемам проектирования и реализации различных публичных выступлений.
Нам неизвестно, как выглядели первые издания учебника, но его последний вариант в плане структуры и технологичности изложения доведен до совершенства, местами переходящего в занудство.
В желании совместить научно-теоретическую и практическую составляющие проблемы в «одном флаконе» авторы создали особый стиль, опирающийся на четкую структуру (местами доминирующую над содержанием):
А) теоретическое понимание излагаемой проблемы, закладывающее фундамент специальных навыков; Б) примеры, предоставляющие читателю возможность оценить эффективность применения данных навыков другими людьми; В) шаги, связанные с реализацией данных навыков; Г) практическое использование навыков; Д) оценка слушателем себя в контексте усваиваемых навыков; Е) обзор всего вышеизложенного.
И так — по каждой обсуждаемой теме. Все определения выделены, каждое слово на своем месте, фотографии иллюстрируют, примеры объясняют, советы помогают.
Но что-то смущает... Четкость, возведенная в ранг догмы, как ни странно, мешает осмыслить содержание.
Кроме того, очень плохо усваиваются все эти примеры про Мегги, Дальтона и Сьюзи, экзотические для нас истории, привязанные к американскому образу жизни — абсолютно чужой нам коммуникативной реальности.
Рубрика «Как бы вы поступили? Вопрос этики» — замечательная по задумке — это почти 100%-ное непопадание в этические проблемы нашей культуры.
Еще что-то смущает... Для меня без ответа остался вопрос: а если бы я не имела высшего социально-психологического образования и не читала на эту тему лекции уже полтора десятка лет, смогла бы я усвоить материал этой книги и разобраться в проблеме общения? Не знаю. Не уверена.

Марина БИТЯНОВА