Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №16/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

Постоять за себя

Б.П. Грачев
М.: Астрель — АСТ, 2001

Если бы автор данной книги вознамерился причислить ее к своим научным заслугам, то, наверное, назвал бы «Руководство по формированию конструктивного поведения в экстремальных ситуациях межличностного взаимодействия». Б.П. Грачев преследует иную задачу — книга написана в расчете на то, что ее будут читать.
Она адресована мальчишкам-подросткам, которые понятия не имеют о кризисе идентичности, нарушениях социальной коммуникации, деструктивном поведении, аддиктивных склонностях и т.п., однако сполна испытывают эти «прелести» на себе.
Если мальчишка решился прийти за советом к психологу, то что его обычно волнует? Любой практик припомнит немало примеров из собственного опыта: предки достали, химичка придирается, старшая сестра помыкает, хулиганье не дает прохода, одноклассники соблазняют «травкой», а за отказ кличут маменькиным сынком, недавний друг насплетничал, выставил тебя на посмешище и теперь товарищи объявили бойкот...
Взрослый в ответ на это только пожмет плечами: «Ничего страшного. И мы так росли, и у нас все это было. Справились как-то и выросли нормальными людьми». Психолог не станет торопиться. Он-то знает, что справились не все и не всегда, кое-кто годами носит в душе шрамы подростковых травм, так что даже «нормальными людьми» не всех и назовешь. Надо мальчишке как-то помочь, что-то посоветовать. Тем более что в этом отчасти роль школьного психолога и состоит.
И что вы советуете? Особенно если парень не семи пядей во лбу и психологические премудрости ему недоступны?
Парадокс в том, что книга, адресованная подросткам, может быть полезна даже не им. Ведь чего греха таить — большинство из тех, кому она жизненно необходима, даже не возьмут ее в руки, потому что не имеют привычки к чтению. Зато особенно полезна она будет тем, кто с ними работает, постоянно общается с целью помочь в решении их проблем. То есть психологам в первую очередь.
Во многих случаях достаточно пересказать соответствующую главу близко к тексту (тем более что стилистика книги искусно подогнана к подростковому мироощущению и самовыражению). Можно использовать ее и как сценарий занятий с целым классом, ведь проблемы в ней затронуты типичные и никого не оставят равнодушным.
Хотя книга посвящена исключительно мальчишеским проблемам, добрая ее половина касается и девочек. Действительно, несмотря на тотальную эмансипацию, девочки дерутся меньше (хотя в последние годы — увы, все чаще), реже впадают в аддиктивную зависимость, у них не так часто выворачивают карманы дворовые робин гуды, да и учатся они в целом ровнее, не вызывая особых нареканий. Но зато они и особо чувствительны к грубости, предательству, унижению.
В конце концов, постоять за себя — это в наши дни не только мужская задача. Не говоря уже про то, что приводимые в книге полезные советы насчет поведения в экстремальных ситуациях (пожар, ограбление, нападение и т.п.) и вовсе никакой гендерной специфики не имеют.
Психологу нелишне иметь эту книгу на своем рабочем месте, чтобы в случае необходимости просто давать, кому надо, почитать на вечерок. Можете не сомневаться — за месяц зачитают до дыр. Так что советую запастись даже парой экземпляров, пока книга еще есть в продаже.

Сергей СТЕПАНОВ