Постоять за себя
Б.П. Грачев
М.: Астрель — АСТ, 2001
Если бы автор данной книги вознамерился
причислить ее к своим научным заслугам, то,
наверное, назвал бы «Руководство по формированию
конструктивного поведения в экстремальных
ситуациях межличностного взаимодействия». Б.П.
Грачев преследует иную задачу — книга написана в
расчете на то, что ее будут читать.
Она адресована мальчишкам-подросткам, которые
понятия не имеют о кризисе идентичности,
нарушениях социальной коммуникации,
деструктивном поведении, аддиктивных
склонностях и т.п., однако сполна испытывают эти
«прелести» на себе.
Если мальчишка решился прийти за советом к
психологу, то что его обычно волнует? Любой
практик припомнит немало примеров из
собственного опыта: предки достали, химичка
придирается, старшая сестра помыкает, хулиганье
не дает прохода, одноклассники соблазняют
«травкой», а за отказ кличут маменькиным сынком,
недавний друг насплетничал, выставил тебя на
посмешище и теперь товарищи объявили бойкот...
Взрослый в ответ на это только пожмет плечами:
«Ничего страшного. И мы так росли, и у нас все это
было. Справились как-то и выросли нормальными
людьми». Психолог не станет торопиться. Он-то
знает, что справились не все и не всегда, кое-кто
годами носит в душе шрамы подростковых травм, так
что даже «нормальными людьми» не всех и назовешь.
Надо мальчишке как-то помочь, что-то
посоветовать. Тем более что в этом отчасти роль
школьного психолога и состоит.
И что вы советуете? Особенно если парень не семи
пядей во лбу и психологические премудрости ему
недоступны?
Парадокс в том, что книга, адресованная
подросткам, может быть полезна даже не им. Ведь
чего греха таить — большинство из тех, кому она
жизненно необходима, даже не возьмут ее в руки,
потому что не имеют привычки к чтению. Зато
особенно полезна она будет тем, кто с ними
работает, постоянно общается с целью помочь в
решении их проблем. То есть психологам в первую
очередь.
Во многих случаях достаточно пересказать
соответствующую главу близко к тексту (тем более
что стилистика книги искусно подогнана к
подростковому мироощущению и самовыражению).
Можно использовать ее и как сценарий занятий с
целым классом, ведь проблемы в ней затронуты
типичные и никого не оставят равнодушным.
Хотя книга посвящена исключительно мальчишеским
проблемам, добрая ее половина касается и девочек.
Действительно, несмотря на тотальную
эмансипацию, девочки дерутся меньше (хотя в
последние годы — увы, все чаще), реже впадают в
аддиктивную зависимость, у них не так часто
выворачивают карманы дворовые робин гуды, да и
учатся они в целом ровнее, не вызывая особых
нареканий. Но зато они и особо чувствительны к
грубости, предательству, унижению.
В конце концов, постоять за себя — это в наши дни
не только мужская задача. Не говоря уже про то,
что приводимые в книге полезные советы насчет
поведения в экстремальных ситуациях (пожар,
ограбление, нападение и т.п.) и вовсе никакой
гендерной специфики не имеют.
Психологу нелишне иметь эту книгу на своем
рабочем месте, чтобы в случае необходимости
просто давать, кому надо, почитать на вечерок.
Можете не сомневаться — за месяц зачитают до дыр.
Так что советую запастись даже парой
экземпляров, пока книга еще есть в продаже.
Сергей СТЕПАНОВ |