Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №18/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

Спонсор публикации статьи: интернет магазин "Матрица Здоровья". На страницах магазина, который располагается по адресу http://matrix.ur.ru, Вы найдете полный спектр продукции для профилактики заболеваний у детей, сохранения их здоровья и полноценного развития. Воспользовавшись предложением интернет магазина, Вы так же найдете товары для женщин, позволяющие сохранить красоту и здоровье, товары для создания гармоничного и экологически - чистого пространства в Вашем доме, и многое другое. Удобная система оплаты и доставка товара по всей России, делают покупку удобной, позволяя экономить Ваше личное время.

Психокоррекционная профилактика подростковой наркозависимости

Н.В. Подхватилин
М.: ТЦ «Сфера», 2002

Проблема профилактики подростковой наркозависимости является не только актуальной, но и спорной. Подходы к ее реализации существуют самые разные — от простых лекций о вреде наркотиков до тренингов личностного роста. Книга Николая Подхватилина, являясь практическим руководством к проведению профилактического тренинга, удачно сочетает элементы того и другого.
Первое, с чем знакомятся читатели, открыв книгу, — полезный материал, содержащийся в разделе «Личностные особенности подростка». Интересно, что эти сведения основаны на результатах анонимного анкетирования школьников г. Москвы. Ответы на два вопроса: «Что вы знаете о жизни?» и «Чего вы не знаете о жизни?» — позволяют сделать важные обобщения, касающиеся видения современными подростками их жизненных перспектив и ведущих интересов.
Суть предлагаемого автором психокоррекционного подхода основывается на многоуровневой системе обработки информации: от первичного, поверхностного до глубинного осознания своего предназначения в мире. Корни любой проблемы можно найти в нарушениях, возникающих на одном из уровней: «чем глубже человек рассуждает о каком-либо явлении или поведении, тем большую значимость оно для него имеет».
С опорой на эти знания автор предлагает проводить диагностику предрасположенности подростков к наркозависимости и делать выбор адекватных методов профилактики. Во время беседы с подростком на тему его отношения к применению наркотических веществ выясняется уровень осознания им проблемы. По этому показателю он причисляется к одной из групп риска: слабой, умеренной и наиболее вероятной.
Конкретные техники для работы с подростками каждой из групп представлены в трех разделах: «Психологические техники, изменяющие жизненную позицию», «Психологические техники, формирующие недостающие убеждения» и «Психологические техники, изменяющие формы поведения в прежней социальной среде».
Вызывает удивление подбор упражнений. Многие из них основаны на приемах НЛП и являются, на мой взгляд, достаточно сложными для самостоятельного выполнения их подростками в условиях тренинга (когда одни ребята играют роль «психологов», а другие — «клиентов»). А такие упражнения, как «Изменение личной истории», «Перевешивание ярлыков», «Уменьшение стрессогенного восприятия», вообще являются психотерапевтическими и предполагают глубокую индивидуальную работу.
Применение техник «За три года до смерти» (где группе подростков предлагается осуществить виртуальное путешествие к моменту своей смерти) и «Трудно быть Богом» (где один из пары становится «Богом», а другой — «Ангелом-исполнителем») просто приводит в изумление. Подобного рода работа, на мой взгляд, возможна лишь в экзистенциальной практике с подготовленными взрослыми клиентами.
Но большинство из предлагаемых упражнений можно с успехом использовать для психопрофилактической работы с подростками.

Ольга РЕШЕТНИКОВА