Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2003


ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

СОТРУДНИЧЕСТВО

Чтобы решать серьезные школьные проблемы учащихся, мне, как педагогу-психологу, всегда необходимо работать вместе с классным руководителем и родителями, мы все вовлечены в общую программу действий. Психологическая работа в школе нуждается в серьезной педагогической поддержке: это и развитие или коррекция межличностных отношений в классе, и индивидуальные проблемы детей, и психологическое обучение.
В течение многих лет у нас существует тесное сотрудничество с учителями младших классов Натальей Гудковой, Ириной Колесниковой и другими, очень помогает в работе зам. директора по начальной школе Наталья Дутная.
Мы каждый раз убеждаемся в том, что при таком сотрудничестве обогащается методический багаж и родителей, и учителя, и психолога.
Учитель знает о работе психолога не понаслышке, а из непосредственного участия в психологических занятиях, тренингах, классных часах, родительских клубах, собраниях.
Мы с удовольствием вовлекаем в свою орбиту также и родителей. Они приходят на игровые уроки, тренинги, собрания и не просто пассивно наблюдают, а активно во всем участвуют. Они стараются усвоить правила тренинговой группы, приемы психологической работы.
И тянутся к нам молодые мамы и умудренные опытом бабушки то с вопросом, то с предложением, то с новыми идеями. Значит, мы нужны и интересны!
День за днем мы видим и чувствуем, как тяжелы первые месяцы в школе для первоклассников. Поэтому на первом занятии родительского клуба на тему «От поддержки к самоподдержке» мы учим родителей использовать в повседневном общении приветливые фразы:
«Мне хорошо с тобой».
«Я рада тебя видеть».
«Мне нравится, как ты...»
«Хорошо, что ты у меня есть».
«Давай посидим вместе».
Для родителей 1-го класса был оформлен стенд «Детству следует оказывать величайшее уважение».
Есть две базовые человеческие способности: умение устанавливать отношения с людьми и умение эти отношения сохранять. Нормальный человек решает эти задачи всю свою жизнь.
Мы провели диспут на тему «Как устанавливать и сохранять отношения». Вот вопросы, которые мы обсуждали во время диспута:
— Как вы поступаете, если между вами и ребенком произошла ссора?
— Что вы делаете, когда ваш ребенок рядом, а вам хочется поговорить о его недостатках со своими знакомыми?
— Что вы будете делать, если узнаете, что вашему ребенку нравится ходить в школу, но он плохо успевает?
— Злитесь ли вы на своего ребенка?
— Что вы будете делать, если узнаете, что вашего ребенка обижают в школе?
В конце диспута предложили родителям памятку:
Признайте право детей
— на ошибку, и они с радостью станут исправлять ее;
— на тайну, и тогда они сами признаются в самом серьезном проступке;
— на ложь, и наказание будет излишним;
— на непохожесть, и тогда у них станет меньше недостатков.
Учитель, психолог, родители, работая над темами «Моя семья», «Мой класс», «Мой город», «Моя страна», формируют «гражданина мира», учат детей по-человечески относиться друг к другу.
Очень интересно прошло родительское собрание-тренинг на тему «Родительская любовь». Эмоции, чувства, взгляды, стихи — все говорило о заинтересованности присутствующих.
Тематическое собрание «для отцов» родителям учащихся запомнилось надолго. С огромным интересом папы составляли портрет своего ребенка: отмечали яркие качества детей, говорили о роли ребенка в семье, о совместной деятельности, психологическом климате.
Вот рассказ учительницы одного из младших классов:
«В моем классе много ребят воспитывается в неполных семьях. А так важно, чтобы папы участвовали в воспитании мальчиков! Я решила сплотить коллектив пап в классе. Пригласила пап и дедушек на собрание, которое мы готовили вместе с психологом. Мы обсудили проблемы, возникающие между родителями и детьми в семье, прочитали анкеты, на которые отвечали дети. Проанализировали ответы пап и их детей. Многое родители узнали о своих детях, задумались о том, как мало времени проводят с ними.
На собрании мы решили организовать совместные дела: изготовление поделок, коллективный выход на природу, проведение уроков в присутствии родителей.
Вскоре на один из уроков пришли папы со своими армейскими фотографиями, рассказывали о службе в армии. Запомнился урок природоведения по теме «Полезные ископаемые», который подготовил один из пап, геолог-геодезист.
Папы приняли участие в оформлении классного уголка.
Мальчики в моем классе стали больше рассказывать о папах, чаще проявлять свои мужские качества. Папы стали приходить в школу на индивидуальные беседы с классным руководителем и с психологом.
Все вместе: родители, учитель, психолог — мы подготовим наших мальчишек к службе в армии, к трудностям в жизни, закалим их волю, передадим опыт отцов».
И все благодаря сотрудничеству!

Галина ФИЛОСОФОВА,
педагог-психолог школы № 2,
г. Свободный,
Амурская обл.