Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №20/2003


НАШИ ДЕТИ

ИНВАЛИД ЗАКОНЧИЛ ШКОЛУ...

Cитуация выбора профессии для многих старшеклассников является очень непростой. Ведь столько возможностей, столько вариантов предлагает жизнь! И нужно понять, какая возможность — самая-самая. Нужно осознать, какая профессия твоя и только твоя.
Для того чтобы не совершить ошибку при этом выборе, необходимо разобраться, с одной стороны, со своими собственными стремлениями, влечениями, желаниями, мотивами, а с другой — со своими возможностями, которые порой бывают довольно сильно ограничены различными внешними и внутренними причинами.

«КУДА Я ТЕПЕРЬ?»

Очевидно, что на выбор профессии оказывает влияние множество самых разнообразных факторов. Среди них — влияние родителей, представление о себе, наличие способностей и особых личностных черт, а также практические соображения, продиктованные складывающимися обстоятельствами.
Ведь иногда ситуация оборачивается таким образом, что человеку приходится выбирать профессию, которая позволит найти рабочее место и даст средства к существованию.
В периоды экономических кризисов нередко кто-то, мечтавший стать музыкантом, вынужден заниматься коммерцией, а чувствующий актерское призвание идет работать слесарем, потому что у него нет денег на то, чтобы добраться из своего провинциального городка до столичного театрального училища.
В случае финансовых проблем у родителей тоже порой приходится жертвовать своими профессиональными склонностями и идти работать не туда, куда хочется, а туда, где выше заработная плата.
Однако есть категория старшеклассников, перед которыми проблема профессионального самоопределения стоит не просто остро, а в своей — откровенно говоря — глобальной неразрешимости. И не потому, что выбор возможностей чрезмерно широк, а потому, что... выбора практически нет. Речь идет о ребятах-инвалидах.
Заканчивается учебный год. Готовятся к его окончанию и достаточно многочисленные выпускники специальных школ для слабовидящих и слабослышащих, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и школ надомного обучения, в которых учатся в основном дети с серьезными проблемами здоровья. И у психологов, работающих в этих образовательных учреждениях, головная боль не от весеннего авитаминоза, а от того, что идут к ним (или едут на колясках) учащиеся выпускных классов с одним и тем же вопросом: «Ну и куда я теперь?»
И психологи утешают и успокаивают, улыбаются и поддерживают. Но при этом и дети, и взрослые прекрасно понимают — ответа на этот вопрос нет. По крайней мере, того ответа, который мечтают услышать выпускники: «Как куда? В институт! Получишь замечательную профессию...»

ПЕЧАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА

Нет, скорее всего — не получат.
Потому что не готовы российские институты и университеты давать высшее образование инвалидам. Нет у них для этого условий. Даже в Москве.
Специальное исследование, проведенное в прошлом году специалистами из МГПУ, выявило печальную картину. В шестнадцати обследованных вузах из 117 тысяч студентов инвалидов всего 525 человек! То есть меньше половины процента. Может быть, просто среди молодежи инвалидов мало? И это отражение общего соотношения здоровых и инвалидов в обществе?
Давайте разберемся. Для начала — немного статистики.
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 10% инвалидов. В промышленно развитых странах этот процент еще выше. Так, в Швеции при населении 8,5 млн насчитывается около 1,8 млн инвалидов (около 21%). Численность инвалидов в США составляет 46 млн человек (примерно 18% населения).
В России, по данным Минтруда РФ, число инвалидов примерно равно 11 млн (около 7% населения). Ежегодно, начиная с 1995 г., впервые признаются инвалидами свыше 1 млн человек, и половина из них — лица трудоспособного возраста.
Восстанавливают способность к труду 2,2% инвалидов, при этом в России трудоустроено только 15% инвалидов.
Научное и информационное обеспечение проблем инвалидов и инвалидности, формирование доступной среды жизнедеятельности, профессиональная реабилитация и т.п. — нашли отражение в указах Президента РФ и постановлениях правительства, а также в законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ноябрь 1995 года).
На 1999 год из 35,9 млн детей, проживавших в Российской Федерации, 1,6 млн относились к категории детей с ограниченными возможностями и нуждались в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. В настоящее время это число значительно выросло.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование.

ПРАВА И ВОЗМОЖНОСТИ

Права они имеют. Безусловно. А вот возможностей у них нет. Ведь для того чтобы, например, обучать в вузе незрячего студента, нужно обеспечить его не только литературой со шрифтом Брайля, но и специально оборудованным компьютером, диктофоном, а неслышащему студенту потребуется переводчик на язык жестов или преподаватели, владеющие этим языком.
Студенту, страдающему ДЦП, нужны специальные подъемники, оборудованные туалеты. Для оказания им помощи в адаптации необходимы волонтеры из числа самих студентов и психологи. Где вы видели все это в российских вузах?
Можно с грустью констатировать: в настоящее время практика деятельности образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования свидетельствует о том, что за редким исключением необходимые образовательные условия для студенческой молодежи с ограничениями здоровья отсутствуют. Этот факт существенно затрудняет либо делает невозможным их профессиональное обучение.
Существует настоятельная необходимость в расширении круга доступных для инвалидов профессий и специальностей. Прежде всего это относится к специальностям гуманитарного цикла, которые в течение многих лет были фактически вне зоны досягаемости. Существует достаточно широкий круг профессий, который вполне по силам освоить многим инвалидам, — преподаватель, переводчик, программист, бухгалтер и т.д.
Из многих инвалидов могли бы получиться великолепные практические психологи! Например, для работы с инвалидами, имеющими психологические трудности. В конце концов, вдохновляющим примером в этом отношении является один из самых талантливых психотерапевтов двадцатого века Милтон Эриксон.

СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ

Понятно, что полноценное образование лиц с ограниченными возможностями реально только в том случае, если при организации обучения действительно созданы специальные образовательные условия (учитывающие специфику коммуникативной и когнитивной деятельности у глухих, слабослышащих, слепых и слабовидящих, возможности передвижения, общения, взаимодействия у лиц с нарушенным опорно-двигательным аппаратом и т.п.).
Справедливости ради надо сказать, что есть все-таки высшие учебные заведения, где прилагают существенные усилия для создания инвалидам условий для получения престижных профессий. Это Московский городской педагогический университет, Московский городской психолого-педагогический университет, МВТУ имени Баумана, Московский институт-интернат для инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы и некоторые другие.
Но таких вузов катастрофически мало. И они в основном в Москве. А в других регионах России? Ведь там ребят-инвалидов, мечтающих после школы учиться дальше, тоже немало.
Иногда звучат предложения создать специальные вузы для инвалидов в соответствии с типом заболевания. Но подавляющее большинство психологов категорически возражает против такой сегрегации. И с социальной, и с психологической точек зрения очевидна необходимость совместного обучения инвалидов и здоровых молодых людей в процессе профессиональной подготовки.
В то же время необходимо признать, что полная интеграция инвалидов в обычную жизнь в целом и в студенческую жизнь в частности — недостижима. К сожалению, вряд ли найдутся медицинские, технические, культурные, психологические средства, которые компенсировали бы серьезные дефекты настолько, чтобы они не замечались в обычной жизни и позволяли инвалидам учиться точно так же, как учатся их здоровые сверстники. Поэтому специфика обучения инвалидов и на этапе профессиональной подготовки должна сохраняться. Вместе с тем организация эффективного обучения инвалидов в вузе должна поднять на качественно новый уровень качество и организацию высшего образования молодежи вообще.

ТЕРПЕЛИВО И ДЕЛИКАТНО

Проблема, о которой мы говорим, имеет — простите за пафос! — государственный характер. И решать ее нужно на государственном уровне.
А что же может в сложившейся ситуации сделать практический психолог образования?
Все-таки — помогать старшеклассникам-инвалидам выбирать профессию и — шире — строить дальнейшую стратегию жизни.
Лицам с ограничением физических возможностей зачастую свойственны неадекватные способы профессионального самоопределения, такие, например, как отсутствие собственных профессиональных намерений в связи с низкой самооценкой здоровья, общей пассивностью и другими личностными особенностями.
Для многих старшеклассников-инвалидов характерна недооценка тяжести своего заболевания, когда подросток считает себя практически здоровым либо убежден, что вскоре полностью излечится. При этом некоторые юноши планируют реализовать себя в недостижимой по физическим возможностям профессии (летчик, геолог, спасатель и т.п.).
В процессе деликатной и терпеливой работы психологу необходимо помочь подросткам, оканчивающим школу, осознать имеющиеся у них возможности и предъявляемые болезнью ограничения. На основе такой работы следует выработать трудовые рекомендации, в которых нашли бы отражение как клинические, так и психологические данные.
Остается надеяться, что ситуация в отношении профессионализации инвалидов в нашей стране изменится и такие рекомендации будут реально применимы.
Если судить по появлению в последнее время для абитуриентов-инвалидов специально выделяемых мест в вузах, сдвиги в лучшую сторону намечаются.

Игорь ВАЧКОВ,
доктор психологических наук

ЛИТЕРАТУРА

Интегрированное профессиональное образование инвалидов по слуху в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сборник научных трудов под общ. ред. А.Г. Станевского. М., 2000.
Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве».
Шилов Д.С. Непрерывное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья — важнейшая составляющая их реабилитации / Профессиональное образование инвалидов. М., 2000.