Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №21/2003


ПСИХОЛОГ  У ДОСКИ

  «ЗДРАВСТВУЙ, СКАЗКА»

Психологическое занятие для учащихся

Цель. Способствовать осмыслению конфликтной ситуации, связанной с пропажей чужих вещей, с вмешательством в чужую жизнь.
Задачи. Способствовать осознанию мыслей участников конфликта; способствовать осознанию собственного чувственного опыта; изучать отражения конфликта во внутреннем мире ребенка.
Инструментарий. Пиктограммы с изображением эмоций, музыкальная шкатулка, изображение Оле-Лукойе, принадлежности для рисования.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вступительное слово
2. Чтение сказки

В одной музыкальной шкатулке жила-была Принцесса. Когда шкатулку открывали, звучала музыка и Принцесса танцевала. Она очень радовалась, когда вокруг расцветали улыбки. Но по вечерам Принцессе было очень одиноко, и, чтобы развлечь ее, к ней приходил Оле-Лукойе и рассказывал ей сказки.
Вы ведь знаете Оле-Лукойе? Нет?! О, это такой великий сказочник, который сочиняет чудесные истории о самых простых вещах: о штопальной иголке, о старом доме, о ребячьей болтовне, о стойком оловянном солдатике...
Ну что, вспомнили? Так вот, однажды этот великий сказочник рассказал Принцессе такую историю.

В одном шкафу жили-были игрушки. Это были самые разные игрушки, о каких только может мечтать каждый ребенок. Забавные бегемотики резвились в голубом озере, где плавали лебеди и гуси, а ежи и зайчики устроились на пенечке под елкой. Разные лошадки, ослики, жирафы паслись на зеленых лужайках, а ковбои лениво наблюдали за ними.
Заботливые мамаши нянчили своих малышей, а прекрасные принцессы наблюдали за войнами и рыцарями, совершавшими свои подвиги. Здесь даже были баба-яга и несколько дракончиков, свирепые разбойники попрятались за кустами, а огромный паук охранял тайну леса. Были и современные игрушки: космонавты и летчики, самосвалы и самолеты и еще много-много чего...
И, несмотря на то что игрушки были такие разные, жили они дружно и весело. Лишь только опускался вечер, в шкафу начиналась жизнь. Игрушки ходили друг к другу в гости, пили чай, устраивали маскарады и забавные игры. Они шалили и танцевали, шутили, сочиняли и распевали песни. В общем, жили радостно и счастливо.
А днем к шкафу подходили разные человечки. Игрушки были им рады: ведь с их помощью можно было поиграть и днем.
Шло время. И вот игрушки стали замечать, что после прихода человечков стали пропадать их друзья. Сначала пропал забавный бегемотик. Его искали всю ночь, но так и не нашли. Песни остались неспетыми, чай невыпитым, игры несыгранными.
Потом пропал злой разбойник, даже страшный топор не спас его. И так стало случаться почти каждую ночь.
Теперь игрушки уже не ходили в гости, чтобы повеселиться и поиграть. Они считали своих друзей. И теперь каждую ночь кого-то не хватало. Пропал смех, исчезли улыбки, жалобы и стенания раздавались из шкафа по вечерам. Игрушки плакали, тоскуя по своим друзьям.

Когда Оле-Лукойе закончил, Принцесса молчала, задумавшись, и музыка из шкатулки долго не звучала.

3. Беседа

Психолог. О чем задумалась Принцесса? Что чувствуете сейчас вы?
На столе у каждого ребенка лист с пиктограммами — рисунками-масками, обозначающими различные чувства.
Психолог. Какая пиктограмма выражает ваши чувства? Назовите ее.
Кто хочет рассказать о том, что он сейчас чувствует?

Выслушиваем 5–8 ответов.

4. Рисование и обсуждение рисунков

Психолог. А теперь, ребята, давайте нарисуем то, что запомнилось из сказки (рисуем 10 минут).
Кто хочет показать свой рисунок?
Что ты нарисовал? О чем хотел рассказать?
Ребята! Кто хотел рассказать об этом же своим рисунком?

Складываем похожие рисунки в одно место, таким образом распределяем все рисунки, организуется выставка.
Психолог. Очень интересные рисунки, их можно будет после занятия получше рассмотреть.

5. Подведение итогов, рефлексия

Психолог. А сейчас скажите, пожалуйста, что бы вы хотели рассказать дома про наше занятие?
Выслушиваем 5–8 ответов.

6. Прощание

Психолог. Наступила пора прощаться. Давайте посмотрим друг на друга и подарим друг другу улыбку, она будет согревать нас в ожидании новых чудесных сказок.

Людмила МОСТОВАЯ,
педагог-психолог, г. Калуга