Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №21/2003


ИГРОТЕКА

АКТЕРЫ И КИНОРЕЖИССЕРЫ

Окончание. См. № 20, 2003.

3 ЭТАП.
СОЗДАНИЕ ПЛАКАТА К ФИЛЬМУ

1 вариант. Если группа велика, то после прохождения через «стул презентации» трех-четырех игроков, процедуру выбора ролей можно прекратить (в небольшой группе желательно пропустить через этот своеобразный кастинг всех участников).
Ведущий по своему усмотрению предлагает двоим из прошедших через «стул презентации» игроков продолжить работу над фильмом, роль в котором их особенно привлекла. Выбор таких игроков может быть продиктован целями ведущего. Например, необходимостью эмоциональной поддержки застенчивого участника или желанием «подтолкнуть» участника к взятию на себя лидерских функций.
Ведущий. А теперь, дорогие актеры, поскольку вы исполняете главную роль в этом фильме, у вас есть возможность вместе с режиссером сформировать из отобранных вами исполнителей других ролей свою команду для фильма.
Если случилось так, что обоими ведущими актерами были отобраны одни и те же люди, то можно предложить им договориться между собой, кого из исполнителей они непременно хотят видеть в своем фильме, а кого могут заменить.
Ведущий. Вы полагаете, что сейчас вам предстоит подготовить постановку фильма? Нет, на этот раз вы ошиблись. Перед вами другая задача. Нужно создать живой рекламный плакат будущего фильма. Это значит, что через пятнадцать минут каждая команда представит на нашей импровизированной сцене скульптурный коллаж, в котором будут участвовать все актеры в своих ролях. Для того чтобы этот коллаж содержал в себе важнейшие сцены фильма, вам необходимо договориться о некоторых идеях сюжета и взаимоотношениях между героями. Сам режиссер также имеет право исполнить одну из ролей. Пожалуйста, приступайте к созданию рекламного плаката к вашему фильму.
2 вариант. Этот этап можно провести иначе. Выбирается только один из главных исполнителей. Вместе с режиссером, пригласившим его на главную роль, он определяет остальных актеров и их роли (хорошо, если будет привлечена примерно половина группы).
Все вместе они обсуждают содержание будущего фильма и определяют особенности взаимоотношений героев. Даже если это фильм по известному сюжету, никто не мешает подойти к работе творчески. Ведь и «Гамлета» можно поставить по-разному. И только после такого обсуждения ведущий объявляет о необходимости подготовить рекламный плакат к фильму. При этом указанная задача ставится и перед той половиной группы, которая оказалась пассивно слушающей.
Таким образом, при первом варианте готовятся рекламные плакаты к двум разным фильмам, а при втором — к одному.
Второй вариант предполагает более сложную ситуацию, в которую попадает одна подгруппа: ведь для ее членов этот фильм «чужой», подготовить плакат для него труднее.
В конце игры надо обязательно обсудить переживания членов этой подгруппы и способы, с помощью которых они справились с трудностями.
И тот и другой варианты этого этапа завершаются демонстрацией скульптурных коллажей, сопровождаемой необходимыми комментариями со стороны режиссеров.

4 ЭТАП.
ПОИСК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
ДЛЯ ПРОДОЛЖЕНИЯ ФИЛЬМА

Ведущий. Плакаты подготовлены и продемонстрированы. Фильмы уже в прокате и, будем надеяться, пользуются заслуженным успехом. Актеры стали популярными в народе, а режиссеры уже подумывают о том, чтобы снять продолжение этих замечательных фильмов.
Пока новые сценарии еще не готовы, но задумка такова: в продолжении на первый план должны выйти герои, которые не являлись главными. Посмотрите, пожалуйста, внимательно на команду своих соперников. Среди них есть актеры, чей творческий потенциал достаточно велик, но использовался пока явно недостаточно. Им достались только второстепенные роли.
Выберите одного из членов команды соперников. Посовещайтесь и решите, какую роль вы могли бы предложить ему сыграть в продолжении вашего фильма. Подробно, во всех деталях подготовьте описание этой роли.

Время на подготовку— не более пяти-семи минут. Фактически на этом этапе ведущий через самих участников тренинга проявляет заботу о тех людях, которым на предыдущих этапах уделялось недостаточно внимания, которым, возможно, не предлагали ролей. А свою порцию «эмоционального поглаживания» они ведь тоже должны получить!
Ведущий. Представьте описания ролей, которые вы могли бы предложить. Но при этом не называйте имя того участника из команды ваших соперников, который, по вашему мнению, эту роль мог бы исполнить. Пусть члены соперничающей съемочной группы попробуют сами догадаться, кто из них удостоился чести быть приглашенным в ваш фильм.
Иногда некоторые из игроков сами высказывают предположения о том, кому эту роль могли бы предложить. После трех попыток угадывания имя задуманного участника раскрывается.

5 ЭТАП.
СОЗДАНИЕ КАДРА
ИЗ ОБЩЕГО ФИЛЬМА

Ведущий. В конце концов, сколько можно кинокомпаниям вести конкурентную борьбу? Почему бы им не объединить творческие усилия для совместного проекта?
Давайте создадим самый важный кадр из нашего общего будущего фильма. Прошу выйти в центр нашего круга по одному представителю от каждой съемочной группы...
Вы станете главными героями нашего совместного фильма. О чем он будет — мы пока еще не знаем. Посмотрите друг на друга. Не договариваясь, замрите в выразительных позах, как будто вы находитесь в кадре из центральной сцены этого фильма...
Очень хорошо! А теперь — участник из первой команды, присоединитесь к этой живой скульптуре... Теперь то же самое должен сделать участник второй команды.

Таким образом, все участники обеих команд поочередно пристраиваются к уже стоящим. Скульптура все разрастается, пока не приобретет завершенный вид. При выполнении этого задания участникам тренинга приходится проявлять немалое воображение и способности к пониманию замыслов своих товарищей. Такая процедура способствует сплочению группы, развитию чувства общности и навыков невербального взаимодействия.
По завершении этапа следует обсудить, что же все-таки было изображено на созданном кадре, какие персонажи играли в воспроизведенной сцене из общего фильма, удалось ли участникам понять друг друга.

6 ЭТАП.
ОБСУЖДЕНИЕ ИГРЫ

При подведении итогов и рефлексии игры полезно обсудить следующие вопросы:
Какие этапы и моменты игры вызвали наибольшие затруднения? Почему?
Что удалось сделать достаточно легко?
Какие чувства испытывают участники сейчас?
Какие чувства возникали на разных этапах игры?
Какие из предлагаемых в разных ситуациях ролей в наибольшей степени оказались подходящими для каждого из участников?
Встречались ли такие роли, предложение которых участникам вызвало удивление?
С какими сложностями столкнулась та подгруппа, которой пришлось создавать рекламный плакат к фильму, задуманному другой подгруппой?
Довольны ли участники своей работой?
Что помогло угадать члена группы, задуманного командой соперников на четвертом этапе — этапе поиска исполнителей для продолжения фильма?
Какие роли участники сами считают близкими себе, но они не были предложены во время игры?

Игорь ВАЧКОВ,
доктор психологических наук