Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2003


РЕПОРТАЖ

ВСТРЕЧИ
В ПОЛУПУСТЫХ ЗАЛАХ

Мое пребывание среди немногочисленных посетителей на Российском образовательном форуме «Школа-2003» и общение с хозяевами стендов дало свои результаты: я лишний раз убедилась в том, что психология стала неотъемлемой частью образовательного процесса (см. «Школьный психолог», № 21, 2003).
Практически на каждом стенде, представляющем систему образования региона, города или отдельного учреждения, можно было найти упоминание о работе психологов. О некоторых интересных находках было рассказано в предыдущем репортаже, сегодня — продолжение.

ДОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ

Среди экспозиций отдельных образовательных учреждений, представленных в Сокольниках, меня заинтересовал педагогический лицей города Дмитровограда Ульяновской области. Хотя, если быть точным, полное название этого учреждения звучит так: Федеральная экспериментальная площадка «Муниципальное общеобразовательное учреждение — педагогический лицей г. Дмитровограда».

В развитии психологической службы в Туве заинтересованы как сами психологи и педагоги, так и их руководители
В развитии психологической
службы в Туве заинтересованы
как сами психологи и педагоги,
так и их руководители

Директор лицея заслуженный учитель Российской Федерации Л.А. Носова рассказала мне о своеобразии этого учебного заведения. Оно состоит, прежде всего, в том, что здесь занимаются допрофессиональным педагогическим образованием — проводят довузовскую подготовку по трем профилям: физико-математическому, химико-биологическому и гуманитарному.
В старших классах проводится самое серьезное изучение предметов психолого-педагогического цикла по авторским программам. Эти программы прошли экспертизу на кафедре педагогики Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова и проверены в педагогических классах школ Ульяновской области, в педагогическом лицее г. Пензы, педагогическом училище № 2 г. Ульяновска, педагогическом училище г. Сочи, гуманитарно-эстетическом лицее г. Саранска.
Такие предметы, как «Основы педагогики» и «Основы психологии», являются обязательными для изучения, а «Практическая педагогика и психология», «Культура семьи и семейных отношений», «Основы самопознания и культуры общения», «Становление и развитие навыков самоанализа у старшеклассников» предлагаются как курсы на выбор.
Обучающиеся по программе «Организация детского досуга» проходят летнюю практику в одном из детских лагерей в качестве вожатых. Они самостоятельно разрабатывают различные игры, творческие, деловые, развивающие программы.
За два года допрофессиональной педагогической подготовки дети успевают понять специфику этой деятельности, оценить свои возможности. Поэтому они подходят к выбору будущей профессии вполне осознанно. У лицея есть договор о сотрудничестве с Ульяновским педагогическим университетом, куда выпускники лицея поступают на льготных условиях.
В беседе со мной Лидия Анатольевна особо отметила, что цель работы педагогического лицея не ограничивается только подготовкой будущих педагогов. «Мы стремимся воспитывать и будущих родителей», — сказала она.
Многие выпускники лицея выбирают дальнейшее обучение по специальности «Психология» — эта профессия в городе очень востребована.
Интересно, что в педагогическом лицее много мальчиков. В этом году один из выпускников вернулся сюда в качестве учителя математики и информатики.
Есть в лицее и своя социально-психологическая служба, в которую входят два психолога и заместитель директора по социальным вопросам. Поскольку в первый класс берут всех детей, то есть здесь трудные ученики, нуждающиеся в психологической поддержке.
Доверительные отношения между педагогами и учениками поддерживаются за счет своеобразного «почтового ящика», куда дети могут опустить письмо и поделиться любой проблемой. «Иногда мне, как директору, пишут о несправедливости кого-то из учителей, — рассказывает Л.А. Носова. — Я обязательно разбираюсь в этом. Причем стараюсь делать это ненавязчиво. Я иду в класс, смотрю, какая там атмосфера, встречаюсь с ребенком и отслеживаю, снялась ли проблема».
В рамках курса «Основы самопознания и культуры общения» старшеклассники вместе с психологом тестируют младших детей, обрабатывают результаты и выявляют проблемы.
Так была выявлена проблема дезадаптации в пятых классах лицея. После этого не только психологи, но и старшие ребята стали проводить там специальные занятия, которые помогают детям приспособиться к новым формам обучения.

ВОСПИТАНИЕ
В КОСТРОМСКОЙ ГЛУБИНКЕ

Н.Н. Шевелева убеждена,
что сельские школы
не должны уступать
городским

На стендах Костромской области мое внимание привлекла экспозиция, посвященная воспитательной работе, которая вот уже несколько лет проводится в сельских школах. Ведущий специалист департамента образования и науки администрации Костромской области Н.Н. Шевелева рассказала о том, что вопросы воспитания решаются костромичами в рамках областной программы «Сельская школа».
«Сейчас мы выходим на эксперимент по реструктуризации сельских школ, связанной с их укрупнением. Поскольку мы относимся к этому очень осторожно, то решили попробовать сначала в одном районе. Мы рассматриваем сельскую школу как центр жизни, ведь там, где пропадает школа, исчезает и сама деревня», — сказала Нина Николаевна.
Каждая сельская школа имеет свою специфику. Так, Ивановская средняя общеобразовательная школа имеет статус образовательного центра. Здесь обеспечивается высокий уровень знаний, позволяющий сельским выпускникам продолжить образование в вузе. Происходит это не только за счет высокого уровня преподавания, но и за счет возможности индивидуального обучения (при школе есть учебно-консультационный пункт). И, что необычно для сельских школ, здесь широко применяется Интернет, а также создана система дистанционного обучения по различным предметам для небольших сельских школ.
Педагоги муниципальной основной образовательной Марьинской школы видят цель своей работы в воспитании грамотного, культурного землепользователя, формировании технологической культуры и умения работать в новых экономических условиях. Среди воспитательных задач выделяются подготовка школьников к осознанному выбору профессии и знакомство с лучшими традициями своего народа.
В Неверовской средней школе есть центр социальной педагогики, где представлена система психолого-педагогического сопровождения, педагогический всеобуч и социально-психологическая работа.
Нина Николаева рассказала, что хотя в Костромской области понимают всю значимость психологической работы, но иметь такого специалиста в каждой школе пока нереально. Проблема кроется в недостаточном финансировании: «Если бы были средства, то психологи обязательно работали бы во всех школах, но сейчас у нас всего 173 психолога на все образовательные учреждения области», — с сожалением констатировала Н.Н. Шевелева.

«САЙЗЫРАЛ»

Единственным психологическим центром, достойно представленным на выставке, был Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения «Сайзырал» г. Кызыла. Директор центра В.В. Полякова объяснила, что в переводе с тувинского это значит «Развитие».
Свою задачу они видят в том, чтобы предупреждать нарушения в поведении детей в самом широком смысле этого слова — начиная с профилактики социальной и школьной дезадаптации и кончая работой с девиантными проявлениями у детей и подростков.
Несмотря на то что центр был образован всего два года назад, его коллектив работает очень интенсивно. Своей деятельностью они уже успели охватить более 15 тысяч учащихся, родителей и учителей.
Кстати, это единственный подобный центр в Туве. Он принадлежит Министерству общего и профессионального образования Тувы, поэтому его сотрудникам приходится работать по всей республике. «У нас ежемесячно как минимум две командировки», — рассказывает Виктория Викторовна.
Структура центра включает в себя несколько подразделений: психолого-педагогическую, медицинскую, социально-правовую, методическую службы и «телефон доверия».
Основным направлением деятельности специалистов «Сайзырала» является профилактическая работа с детьми и подростками. Занимаясь деятельностью по предупреждению распространения наркотиков, они пришли к выводу, что работать только с детьми недостаточно: «Мы начали разрабатывать комплекс психологического сопровождения семьи, поскольку без ее активного участия в судьбе ребенка результатов не добиться. Появились и новые проблемы: в республике резко возросло число суицидов, мы создали программу мер по их предотвращению и разработали методические рекомендации».
В центре созданы целевые группы для работы с детьми группы риска. Особое внимание уделяется работе в республиканской школе-интернате для детей-сирот, школе для детей с девиантным поведением, вечерней школе, куда направляют детей, неугодных в общеобразовательных учреждениях. Кроме того, в центр обращаются дети, подвергшиеся различным видам насилия и жестокого обращения.
Большой популярностью у подростков пользуется служба «телефона доверия», где они получают необходимую информацию. А те, кому нужна более серьезная помощь и поддержка, приходят в клуб, который называется «Открытое сердце».
Чтобы справиться с большим объемом работы, в «Сайзырале» готовят волонтеров: подростков и молодых людей, а также проводят специальное обучение специалистов образовательных учреждений, которые сами могли бы проводить профилактическую работу с детьми.
Серьезной помехой в работе В.В. Полякова считает то, что в Кызыле нет научных центров. Поэтому сотрудники сами составляют методические рекомендации на основе обобщения собственного опыта работы.
Большой интерес у ребят вызывают организуемые сотрудниками центра масштабные молодежные акции. Год назад прошло мероприятие «Мир в наших руках», где дети своим творчеством агитировали за здоровый образ жизни. Сейчас готовится новая акция «Спроси у детей!», во время которой взрослые смогут выяснить мнение детей по ряду вопросов: каким они видят свое будущее, свою школу, город. На основе этих знаний будут готовиться специальные программы.
Сотрудники центра работают в тесном контакте со школьными психологами. Недавно был проведен республиканский мониторинг, в ходе которого выяснялось, сколько психологов в разных районах республики и над какими проблемами они работают. Его результаты будут представлены на республиканской коллегии Министерства общего и профессионального образования, где будет выработан план мероприятий по развитию психологической службы в системе образования Республики Тува.

Ольга РЕШЕТНИКОВА