Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

Технология ведения тренинга

К. Фопель
М.: Генезис, 2003

Реакция читателя на длинную серию книг одного и того же автора, как правило, имеет легкий оттенок иронии («Во дает! Написал-то сколько!»). Книгами К. Фопеля издательство «Генезис» систематически подпитывает нас вот уже несколько лет. Сначала интерес нарастал, затем сменился недоумением, так как стали очевидны повторы и в теории (что еще нормально), и в инструментарии, столь обильно представленном в методических пособиях этого автора.
Действительно, одно и то же упражнение в различных обертках могло повторяться даже в одном издании, не говоря уже о книжках с разными названиями. На самом деле это несильно подрывает авторитет Фопеля, так как на фоне остальной переводной литературы по тренингам и групповой работе они все равно остаются заметным явлением. Последняя книга — лишнее тому подтверждение.
Книга «Технология ведения тренинга» полностью соответствует своему названию (факт примечательный для отечественного книжного рынка психологической продукции). Она обращена к тренеру — ведущему групп и представляет собой объемное, содержательно насыщенное руководство по профессиональному самосовершенствованию.
Первая глава посвящена интерактивной игре как основному средству тренинга. Ни в каком другом издании вы не найдете столь полного описания интерактивных игр, их возможностей и ограничений, требований к их проведению. Это необходимо в работе всем, кто создает сам и использует существующие игры: ролевые, моделирующие, дидактические.
Несколько глав посвящены личности ведущего и навыкам, которыми ему необходимо овладеть. Навыки не просто перечислены. Их описание вплетено в общую теоретическую модель жизнедеятельности и развития тренинговой группы. Становится понятно, что и в какой именно момент должен делать тренер.
Значительный по объему и содержанию раздел книги — анализ затруднений, возникающих в процессе работы. Автор очень кропотливо описывает разнообразные ситуации, с которыми может встретиться ведущий, объясняет их происхождение и предлагает варианты решения проблемы. Материал, который очень редко встречается в подобных изданиях, — описание вида и сущности различных интервенций, которые организует тренер в отношении группы и ее отдельных участников.
Логика изложения такова: проблема, которую я вижу в работе группы или поведении участника, — мои возможные реакции — техники, которые я могу применить для изменения ситуации.
Есть и другой материал, посвященный собственно групповому обучению, его отличиям (целевому, технологическому) от психотерапии, этапам развития группы и «болезням роста», которые возникают на том или ином этапе.
Очень важная особенность — практически все тезисы и обобщения автор подкрепляет технологическими рекомендациями по принципу: «Если вы столкнулись с такой-то ситуацией, попробуйте сделать то-то». Очень грамотный и профессиональный подход.
Вообще книга существенно выделяется на фоне многочисленных переводных изданий, посвященных тренерской работе, своей ясностью, конкретностью, замечательным сочетанием технологичности и образности изложения.
Автор много знает и понимает про социально-психологическое обучение, но оно не превратилось для него в банальную технологию. Осталось место для творчества и таинства. Это очень импонирует.

Марина БИТЯНОВА