Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №23/2003


ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Пространство для подростка

Окончание. См. № 21, 2003.

В разработке этой программы приняли участие:
Александр Либерман, кандидат психологических наук, директор ЦО «Прогимназия-лицей гувернерского типа обучения» (ПЛГТО) — научный руководитель группы;
Светлана Вишневская — педагог-психолог гимназии № 76;
Вера Патракеева — педагог-психолог гимназии № 61;
психологи ЦО «ПЛГТО»:
Ольга Репина, Елена Норина, Эльза Рамазанова, Роза Стародубцева, Ирина Морщенок.

Этапы создания МКП

1. Предварительный этап

Цели и задачи
Определение партнеров по МКП, заключение соглашения между школами;
формулировка общих целей, обозначение модели конечного результата;
определение единой стратегии достижения целей.

Содержание
Реализацией программы непосредственно занимаются администрация школ и команда инициативных педагогов и психологов.

2. Этап знакомства

Цели и задачи
Знакомство детей из разных школ;
создание мотивации на дальнейшее общение;
создание проектных групп.

Содержание
Классам, на которые рассчитан проект (8–11-е), предлагается идея знакомства и дружбы с другими гимназиями. Школы готовят свои визитки, потом, объединившись в команды по параллелям, выполняют какое-либо несложное задание для более близкого знакомства друг с другом.
Следующая встреча проходит на территории другой школы и представляет собой мини-сбор, где ребята в смешанных командах (смешанных и по школам, и по возрасту), а также общая команда взрослых, которая демонстрирует детям реальность новых отношений трех школ, выполняют различные КТД (коллективные творческие дела), а также создают собственные проекты.
Критерии оценки проектов: привлекательность для ребят, участие всех трех школ, воспитательная и развивающая ценность.
Взрослыми на этом этапе предлагается идея создания «Клуба недовольных», который должен перевести энергию подросткового негативизма в проект создания молодежной организации.

3. Создание первого межшкольного клуба

Цели и задачи
Организация партнерского взаимодействия ребят с взрослыми;
предоставление подросткам возможности для реализации собственных проектов.

Содержание
Идея создания организации может быть присвоена подростками в результате деловой игры, следующей за несколькими встречами «Клуба недовольных». Выявляются те моменты, которые не устраивают ребят в собственных школах. Подросткам предлагается продумать пути решения: с кем из администрации и как договариваться, делать ли это в одиночку или трем школам вместе.
Следующий шаг — деловая игра «Лицензионное бюро». Авторам идей предоставляется возможность доработать свои проекты и в деловой игре пройти лицензирование. Команды защищают проекты перед реальными завучами, завхозами, родителями, учителями, представителями милиции и других городских структур.
Взрослые предъявляют ребятам вполне реальные требования и задают конкретные вопросы: «Какие цели вы, как организаторы дела, ставите перед собой?», «На какие средства будет осуществляться проект?», «Кто будет нести ответственность за сохранность имущества и за безопасность?»
Эта игра, во-первых, выявляет для подростков реалии взрослой жизни, а во-вторых, подводит к осознанию необходимости создания молодежной организации, которая позволит решить часть проявившихся на игре проблем.
Дети вместе с взрослыми разрабатывают устав, структуру организации, придумывают название и начинают реализовывать ранее намеченные проекты.
Игра, которая была проведена в ноябре 1998 года под лозунгом «Не плыви по течению, не плыви против течения, а плыви туда, куда тебе нужно», подвела подростков к выводу, что в одиночку в мир взрослых со своими идеями не пробиться. Созданию организации было посвящено три круглых стола, где проходила выработка устава, определение целей и задач. Таким образом, в процессе обсуждения формулировок подростки присваивали идею, цели и задачи молодежного объединения. Ребята получили уникальный опыт участия в создании нового проекта с нуля.
Поскольку этот этап подразумевал, в первую очередь, интеллектуальную активность подростков, были приложены дополнительные усилия для создания эмоционально привлекательного общения, сопутствующего делу. В дальнейшем этот принцип соблюдался на всех последующих этапах разворачивания МКП.
По мере реализации первых проектов у ребят возникали новые планы, идеи. Наиболее интересные подхватывались проектными группами и претворялись в жизнь.

4. Разворачивание межшкольного клуба

Цели и задачи
Включение детей в общественную жизнь города.

Содержание
Было организовано участие ребят в общегородских мероприятиях для подростков и молодежи, на свои мероприятия наши дети приглашали сверстников из других молодежных объединений города.
Оформлению представлений наших ребят о себе как о членах организации «Перспектива», более четкому пониманию своих целей и задач способствовало участие в городской конференции детских и юношеских объединений.
1999/2000 учебный год начался с участия «Перспективы» в городском форуме молодежных организаций. Знакомство с представителями других общественных объединений, получение грантов на реализацию представленных проектов, способствовали повышению активности членов «Перспективы».

5. Оформление новых клубов в МКП

Цели и задачи
Создание разных по форме и по содержанию объединений подростков трех гимназий (рок-клуб, клуб диджеев, клуб самоуправления и др.);
создание между клубами ситуации конкуренции.

Содержание
Выделяются привлекательные для подростков типы деятельности, вокруг которых образуются клубы. За создание и работу клубов отвечают конкретные взрослые, они же организуют особую «клубную» атмосферу. Объявляется конкурс на лучший проект в МКП с выделением грантов.
Творческой группой психологов трех школ были разработаны и проведены деловые игры «Планирование МКП» и «Спящий город» с выездом на базу отдыха. Было положено начало сотрудничеству заместителей директоров школ по воспитательной работе, которое дало старт совместным внеклассным предметным мероприятиям: «День всех святых» в «ПЛГТО», «Юморина» в гимназии № 76 и др.
На всех этапах психологи работали над формированием у учащихся специальных знаний, умений и навыков, необходимых для реализации собственных проектов по преобразованию окружающей действительности.

6. Создание и оформление предметных клубов в МКП

Цели и задачи
Качественно новый для МКП тип взаимодействия с целью подготовки подростков к ведущей деятельности старшего школьного возраста — учебно-профессиональной;
организация регулярных внеклассных форм работы по предметам.

Содержание
К этому моменту у подростков уже велика потребность в межшкольном общении, они сами инициируют его, не дожидаясь взрослых, поэтому возникает необходимость в оформлении этого общения в культуросообразных формах.
Администрация школ выходит на учителей-предметников, организующих внеклассные мероприятия, с предложением подключить к их организации подростков других школ. Таким образом появляется особое сообщество подростков — предметный клуб, который дает возможность и одновременно выявляет для подростков необходимость более глубокого изучения содержания предмета. Для привлечения детей к предметному обсуждению каждое методическое объединение трех школ организует в течение года как минимум одно мероприятие по своему предмету.
На данном этапе мы решаем задачу поисков материальных и кадровых ресурсов, без которых создание таких клубов представляется проблематичным.

7. Презентация МКП в городе

Цели и задачи
Знакомство подростков трех гимназий с городской структурой;
организация участия клубов МКП в молодежной общественной жизни города;
организация взаимодействия с другими школами и гимназиями;
организация взаимодействия с молодежными общественными объединениями города.

Содержание
В апреле 2002 года по инициативе и при активном участии клуба «Лидер» мы провели городской фестиваль детских и подростковых организаций, который прошел при поддержке городского Управления по делам молодежи и городского Управления образования. В фестивале участвовали все клубы нашего МКП и три других городских объединения.
Теперь у нас проходят регулярные встречи, на которых подростковые и молодежные организации координируют свои планы. Так, Лига начинающих журналистов планирует выпуск серии радиопередач о молодежных организациях города.

8. Цикличность

Цели и задачи
Обеспечение систематического появления новых клубов;
создание архива МКП.

Содержание
Поскольку процесс сменяемости клубов — «умирание» одних и появление других — является неизбежным, важно сформировать у взрослых участников правильное отношение к этому процессу. В качестве средств здесь используются деловые игры с педагогами, семинарские обсуждения.
В то же время необходимо обеспечить систематическое появление новых клубов: регулярное привнесение нового содержания и набор подростков под это содержание либо постепенное изменение содержания уже существующих клубов. Чтобы у подростков не возникало ощущения, что их работа исчезла бесследно, важно создать архив или музей МКП, где можно наглядно убедиться в уникальности каждого опыта.
В данный момент начало такого музея положено летописью «Перспективы» как первого клуба МКП.

Результаты четырехлетней работы МКП

1. Подростки получили возможность осваивать новые виды деятельности.
2. Совместная деятельность по реализации крупных проектов привела к образованию подросткового сообщества, альтернативного криминальному.
3. Предоставление подросткам возможности опробовать свои силы в различных видах деятельности обусловило:
— формирование более четкого понимания своих целей и путей их достижения;
— получение опыта управленческой деятельности;
— формирование навыков построения плана, реализации и анализа собственной деятельности.
4. Знакомство с другими школами позволило расширить представления о школе как о социальном институте, понять место школы в городской структуре, идентифицировать себя с определенным общественным слоем.
5. Построение проекта по созданию молодежной организации и его реализация привели к большему пониманию подростками городской социальной структуры (критерий: более точные действия подростков во взаимоотношениях с административными структурами города при реализации собственных проектов).
6. Появление новой неформальной социальной структуры позволило подключить ребят, которые по каким-то причинам не могли найти себе место в школьном коллективе (критерии: способность нести ответственность за свою работу, повышение социальной активности прежде пассивных детей).
7. Появление новой неформальной социальной структуры, расширение контактов стало причиной снижения социальной напряженности в школе.
8. Разработка и реализация собственных проектов разного уровня и масштаба (от внутришкольного до городского) помогли подросткам и молодежи освоить новые виды деятельности, демократические способы управления, сформировали представления об уровневой структуре общества, создали условия для освоения ими основных социальных институтов, способствовали воспитанию социальной ответственности.
Они приобрели опыт партнерского взаимодействия как со сверстниками, так и с взрослыми (родителями, учителями, администрацией школ и города).