Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №26/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Габай Т.В. Педагогическая психология. — М.: Академия, 2003.
Хон Р.Л. Педагогическая психология. Принципы обучения. —
М.: Деловая книга, 2002.

После прочтения этих двух книг остается чувство удивления. Неужели обе рассказывают об одной и той же науке — педагогической психологии? Судя по названию, да. Более того —они представляют собой учебники для высшей школы. Остается только посочувствовать студенту, которому предстоит сдавать экзамен по названной дисциплине и потому вынужденному сделать свой выбор в пользу того или иного учебного пособия.

ДВА ЛИЦА ОДНОЙ НАУКИ

В силу того что обе книги знакомят с одной и той же отраслью психологической науки, в них обнаруживается кое-что общее. И в той и в другой речь идет о возможных подходах к процессу усвоения, дается анализ существующих в современной психологии теорий учения, описываются особенности поведения школьников в различных учебных ситуациях.
Однако на этом сходство заканчивается. Какую бы тему ни выбирали авторы в качестве предмета обсуждения, они обязательно рассматривают ее с разных позиций.
Для примера возьмем такую важную для педагогической психологи проблему, как проблема мотивации учения.
Т.В. Габай ограничивается «ключевыми для данного анализа моментами», к которым относит следующие: мотив и стимул (мотив не должен отождествляться со стимулом, как внутренний побудитель не должен отождествляется с внешним воздействием); полимотивированность учения и связь типа учения с характером мотивации; ступени развития учебной мотивации.
Р. Хон начинает главу «Мотивация» с изложения теорий мотивации и останавливается, в частности, на идеях Маслоу, который построил иерархию физиологических и психологических потребностей и показал, что от голодных детей наивно ожидать успехов в учебе.
Далее автор описывает факторы, влияющие на учебную мотивацию: предвкушение достижения цели, авторитетность учителя, тип оценки и признание им стараний ученика, уверенность в собственных силах и т.д. Специальное внимание в книге Хона уделено вопросам повышения мотивации.
Одного этого примера достаточно, чтобы убедиться, что принципиальное различие двух изданий заключается в отборе материала. Книга Габай содержит в себе описание результатов отечественных исследований, а Хон приводит данные, полученные преимущественно американскими психологами, отдающими предпочтение бихевиористским или когнитивным моделям учения.

НАУЧНО ИЛИ ПОПУЛЯРНО?

Если эти издания столь различны, то какое из них может быть рекомендовано в качестве учебника по педагогической психологии? Мне представляется, что ни одна из этих книг не относится к разряду учебников в строгом смысле этого слова.
Книга Габай является научной монографией по педагогической психологии. Татьяна Васильевна Габай, одна из преданных сотрудников факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, хорошо известна среди профессиональных психологов своими исследованиями по учебной деятельности, выполненными с позиций так называемого деятельностного подхода, заложенного трудами А.Н. Леонтьева, а ныне развиваемого Н.Ф. Талызиной.
Не случайно целая глава посвящена анализу методологических основ педагогической психологии — трех основных принципов, первым и определяющим среди которых назван деятельностный подход к изучению психики.
Книгу отличает обобщающий характер изложения. В ней нашли отражение представления автора по основным вопросам педагогической психологии. Она отвечает всем требования научной монографии: четко определены методологические основания, с опорой на которые и строится изложение.
При этом деятельностный подход выступает для автора не застывшей догмой, а весьма продуктивным направлением современной науки, позволяющим выдвигать оригинальные гипотезы.
Обращает на себя внимание манера изложения, характерная для научных монографий: безупречная логика в сочетании со строгим языком, многочисленные ссылки на теоретические и экспериментальные исследования, обоснование собственной точки зрения.
Всего этого лишено пособие Хона, напоминающее по своему жанру научно-популярное издание, на страницах которого обсуждаются проблемы, имеющие отношение — прямое или косвенное — к школе.
В «Предисловии» сказано, что книга дает основные сведения, необходимые для понимания того, как обучаются люди — одаренные и со средними способностями, физически здоровые или нет, мужского и женского пола.
Изложение ведется на языке, понятном всем взрослым участникам образовательного процесса — педагогам, психологам, школьной администрации. Автор написал книгу по педагогической психологии, сведения из которой можно непосредственно применять к преподаванию учебного предмета и формированию учебных навыков, так как именно этого, по его мнению, ждут от книги потенциальные читатели.
В книге Хона, в отличие от работы Габай, не удается выделить авторскую точку зрения по обсуждаемым вопросам, что скорее следует рассматривать не как недостаток, а как некую особенность. Далеко не всегда читатель настроен на уяснение авторской позиции, часто его потребности значительно скромнее и сводятся к постижению основ изучаемой науки.
Жанровое своеобразие книг накладывает отпечаток на их содержание. Так, Габай обсуждает проблему соотношения обучения и психического развития — одну из фундаментальных проблем психологии развития.
Хон обходит ее стороной. Его больше интересует, какие факторы влияют на успешное обучение. Целая глава книги Хона посвящена социальному научению, в то время как идеи Бандуры по вполне понятным причинам на страницах книги Габай не обсуждаются.

ЗА ПРЕДЕЛАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Содержательный анализ этих двух изданий позволяет заключить, что поднимаемые в них проблемы значительно шире рамок педагогической психологии. Однако каждый из авторов отклоняется от проблематики педагогической психологии в собственную сторону.
В качестве предмета исследования педагогической психологии Габай называет «нормативную структуру совместной деятельности, в которой учащийся усваивает, а обучающий передает ему социальный опыт и создает благоприятные условия для усвоения».
Собственно учебной деятельности посвящена лишь вторая половина книги — глава «Учебная деятельность», в то время как первая половина представляет собой изложение теоретических основ современной отечественной психологии, а вернее, одного из ее подходов — деятельностного.
Глава «Общий анализ человеческой деятельности» является профессионально написанным разделом учебника по общей, а не педагогической психологии.
В книге Хона вы не встретите определения педагогической психологии. Да это и понятно, ведь в оригинале она называется иначе. Автор видел свою задачу в том, чтобы рассказать о различных составляющих эффективного обучения. Автор использует многочисленные иллюстрации действий учителя и образцы учебных планов, чтобы показать, как содержание книги можно применить на практике.
Именно поэтому здесь много интересной и полезной для психолога и педагога информации, так или иначе связанной с особенностями усвоения. Например, Хон специально останавливается на физиологических основах механизма человеческого научения. По его мнению, знакомство с физиологией нервной системы полезно при объяснении психологических явлений, в особенности сложных речевых процессов.
С этим утверждением трудно не согласиться, но физиология высшей нервной деятельности и педагогическая психология — две разные дисциплины. Другое дело, что знание и той и другой необходимо при работе в школе и имеет непосредственное отношение к проблеме обучения.

ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБОРА

Каждая книга имеет своего читателя. Хорошо, если намерения автора отвечают потребностям читателя. В случае их несовпадения возможны разочарования, и в результате автор упрекает читателя за непонятливость, а читатель оказывается недоволен тем, что книга написана слишком умным языком, а поднятые в ней проблемы далеки от практических задач.
Чтобы всего этого избежать, необходимо понять, кому адресована каждая их этих книг. Не вызывает сомнения факт, что читатели у них разные.
Книга Габай полезна и даже необходима исследователям, занятым в области педагогической психологии.
При этом Габай обращает внимание на то, что предмет педагогической психологии часто понимается слишком широко, и это, по ее мнению, затрудняет организацию получаемых данных в стройную систему. Выход из создавшегося положения автор видит в признании факта существования двух наук, развивающихся под названием «педагогическая психология». Одна из них — фундаментальная, а другая — прикладная.
Учебное пособие Габай служит примером книги по фундаментальной педагогической психологии. А пособие Хона принадлежит к книгам по прикладной педагогической психологии, которая обычно называется психологией образования.
Об этом, кстати говоря, пишет и сам автор, отмечая, что его работа носит прикладной характер. Следовательно, она будет доступна широкому кругу читателей, профессионально связанных с образованием, в частности — школьным психологам. Этому способствует и манера изложения — иллюстрирование положений примерами из школьной практики.
Интересно отметить, что приводимые автором факты и зарисовки производят впечатление хорошо знакомых, что значительно повышает доверие к книге и ее автору.
Из всего сказанного, однако, не следует делать вывод, что одна книга написана для ученых, а другая — для практиков. Все определяется установками и ожиданиями читателя.
Если практический психолог желает разобраться в теоретических основах современной отечественной педагогической психологии, то книга Габай, безусловно, в этом поможет. При этом ему следует настроиться на серьезное и трудное чтение.
В случае, когда школьный психолог нуждается в конкретной информации, например, о влиянии отношения к заданию на результаты его выполнения или о компьютерных технологиях обучения, то ему лучше обратиться к книге Хона.
В целом книга Хона является более универсальной и потому может быть рекомендована не только студентам и практикующим психологам, но и психологам-теоретикам, готовым признать ограниченность (в силу объективных обстоятельств) своих взглядов.
Книга Габай — образец настоящего научно-психологического исследования, выполненного в деятельностном ключе и реализующего его принципы применительно к практике обучения.
Хорошо, что есть возможность выбора между такими непохожими изданиями, каждое из которых, не являясь универсальным, оказывается полезным при решении разных профессиональных задач.

Марина СТЕПАНОВА,
кандидат психологических наук

«Школьный психолог» предлагает всем издательствам, выпускающим литературу по психологии, присылать в редакцию свои книги для независимого рецензирования.