Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №28/2003


ГИЛЬДИЯ

КАРТИНА ИЗМЕНЕНИЙ

Психолого-педагогическая карта учащегося
в системе учебно-воспитательной работы педагога

Развитие, воспитание и обучение ребенка требует огромных педагогических усилий по созданию учебно-воспитательного развивающего пространства.
В.В. Давыдов писал о том, что современная система обучения должна соответствовать принципу доступности, согласно которому педагоги могут управлять темпами и содержанием развития через обучение. И в системе среднего образования, в школе, необходимы не только новые способы диагностики динамики развития, обученности и воспитанности ребенка, но также фиксация данных изменений всеми участниками образовательного процесса в единой доступной форме.
С данной целью многие специалисты разрабатывают специальные карты, таблицы, дневники наблюдения, диаграммы и пр.
Представленная «Психолого-педагогическая карта» (ППК) является одним из решений данной проблемы. При ее составлении авторы руководствовались актуальной необходимостью сделать работу с подобными документами, помогающими отслеживать и фиксировать уровень и продвижение психического развития ребенка, более технологичной, удобной, доступной, наглядной.
Целью психолого-педагогической карты является фиксация системных лонгитюдных наблюдений классного руководителя или учителя-предметника за развитием, воспитанием и обучением ребенка.
Настоящая психолого-педагогическая карта позволяет создать объективную картину изменений, происходящих с ребенком за весь период обучения в школе; на основе соотнесения данных, полученных педагогом методом наблюдения, с данными других специалистов (психолога, социального педагога и др.), организовать индивидуальное и дифференцированное обучение учащихся класса, группы; своевременно оказывать медицинскую, педагогическую и психологическую помощь.
Психолого-педагогической карте отводится особая роль в создании объективной картины развития, воспитания и обучения ученика.
Комплексный взгляд специалистов разных областей поможет добиться большей объективности наблюдений за изменениями, происходящими с ребенком.
В психолого-педагогической карте сделана попытка представить развитие сферы воспитания и обучения максимально широко.
Психолого-педагогическая карта основана на принципе полярных профилей, где слева прописаны высокие показатели (образцы, примеры) сформированности тех или иных качеств, характеристик, а справа — показатели несформированности данных параметров.
Центральная часть листа ППК представлена листком-вкладышем, ранжирующим данные показатели и определяющим уровень их проявления: высокий уровень (6–5 баллов), средний уровень (4–3), низкий уровень (2–1).
Основным методом получения информации о ходе и результатах развития является метод наблюдения за учащимися в процессе обучения и во внеурочное время.
В течение определенного периода времени (одна четверть) учитель наблюдает за проявлениями тех качественных характеристик, которые представлены в карте, а затем фиксирует их на листке-вкладыше в виде точки, которая соответствует, по мнению педагога, степени проявления данного качества. Полученные точки затем соединяются в график.
К концу года получится картина из нескольких (по количеству замеров) графиков, которые, по нашему мнению, целесообразно выделять различными цветами для наглядности. Возможны варианты фиксации наблюдений в зависимости от цели, которая стоит перед педагогом. Например, каждую четверть, на конец первого и второго полугодий, в начале и конце учебного года.
Далее учитель анализирует каждую карту и выявляет проблемы в развитии, обучении и воспитании учащихся. Они должны быть ранжированы по степени сложности и значимости для учащегося, но их не должно быть более трех, так как решить большее количество проблем качественно педагогу очень сложно.
Выявленные проблемы вносятся в «Программу индивидуальной работы с учащимся», а рядом с каждой проблемой фиксируется планируемая учителем деятельность по коррекции, воспитанию, обучению. Проблемы вносятся в программу индивидуальной работы в зависимости от цели наблюдений и логики исследования (каждую четверть, на конец первого и второго полугодий, в начале и конце учебного года).
В конце учебного года учитель делает записи в разделе «Примечания».
Листок-вкладыш и «Примечание» подклеиваются в начале каждого нового учебного года, таким образом к окончанию школы в карте будут представлены все изменения в развитии ребенка за годы обучения.
Вся информация, накопленная учителем о ребенке в ППК, а также в «Программе индивидуальной работы с учащимся», является базовой для написания характеристики на каждого учащегося класса. Сводные таблицы анализа ППК помогают увидеть особенности всего класса.
При разработке психолого-педагогической карты были использованы труды Шамовой, Марковой, Третьякова, Воронковой.
Психолого-педагогическая карта проверялась на базе специальной (коррекционной) школы № 14 в течение двух лет учителями начальной школы.
Учителя отмечают, что психолого-педагогическая карта удобна в работе, так как отражает все особенности здоровья, черты характера, отношение к учебе; раскрывает особенности высших психических процессов у каждого ребенка, что позволяет спланировать учебную деятельность индивидуально для каждого ученика; осуществить подбор коррекционно-развивающих упражнений. Содержание карты широко охватывает все стороны развития личности. Удобен принцип полярных профилей, так как можно более точно определить индивидуальное проявление параметра у каждого ученика, позволяет наблюдать динамику развития, обучения и воспитания ребенка.
На основе данных карт легче осуществить преемственность между начальным и средним звеном.
В заключение следует отметить, что психолого-педагогическая карта решает большое количество проблем организации обучения в школе: помогает накопить информацию об изменениях, происходящих с ребенком за весь период обучения; рассматривает почти весь комплекс проблем развития, обучения и воспитания ребенка; помогает эффективнее подбирать методы и приемы обучения, разрабатывать индивидуальные программы для учащихся школы, прогнозировать возможности и ход развития ребенка.
Кроме того, психолого-педагогическая карта дает возможность педагогу овладеть психолого-педагогическим понятийным аппаратом, осознать психологические и педагогические понятия, приобрести практические и теоретические знания по каждому аспекту развития, обучения и воспитания умственно отсталого ребенка.
Исходя из анализа содержания и формы настоящей психолого-педагогической карты учащегося и опыта работы с ней, можно говорить о том, что карта является доступной, удобной, наглядной формой фиксации получаемых эмпирическим путем данных об изменении в психическом развитии учащегося и может быть использована в работе общеобразовательных учреждений и специальных учебных заведений.
В качестве иллюстрации прилагаются первые две страницы карты.

Светлана МИХАЛИЦИНА,
заведующая по научно-
методической работе
специальной (коррекционной) школы № 14

Юлия ЛИПЕЕВА,
старший преподаватель
кафедры психологии
и педагогики
естественно-географического факультета НГПУ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
КАРТА УЧАЩЕГОСЯ