Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №30/2003


ИЗ ПЕРВЫХ РУК

ПАСТЫРЬ ИЛИ ПСИХОЛОГ?

Бурное развитие практической психологии привело к ее широкому и органичному внедрению в самые различные сферы нашей жизни. Буквально на глазах возникают все новые направления. Одно из них — пастырская психология — возникло в лоне Русской православной церкви (см. материал О. Решетниковой «Жить и быть успешным», «Школьный психолог», № 29, 2003).
Создатель этого направления игумен Евмений, настоятель Макариев-Решемского мужского монастыря, любезно согласился ответить на наши вопросы.

Как возникло такое направление, как пастырская психология и психотерапия?

Совершая свое священническое служение вот уже на протяжении 14 лет, на каком-то этапе я понял, что очень часто люди приходят в церковь с проблемами, напрямую не связанными с духовной жизнью. В религиозную терминологию они «упаковывают» свои невротические, психопатологические проблемы и с этим обращаются за помощью к батюшке. Долгое время мне приходилось беседовать с прихожанами, отвечать на их вопросы, но я видел, что нужен совсем другой подход, поскольку после традиционного «религиозного утешения» их жизнь не становилась лучше и их проблемы не решались.
Я понял, что «конфета должна быть отдельно, а обертка отдельно». И прежде чем начать оказывать помощь такому человеку, надо «развернуть фантик» и посмотреть, что там внутри.
Бывает, что люди, регулярно приходящие за помощью к священнику, становятся зависимыми от его постоянных советов. Попытка свалить ответственность за свою жизнь на батюшку связана со страхом за собственную жизнь, страхом перед окружающей действительностью. И вот человек ищет наиболее легкого пути, ищет «старца», на которого можно переложить все свои проблемы.
В моем пастырском служении мне также было интересно обнаружить, что слова, имеющие ценностный смысл (любовь, молитва, благодать), люди по-разному наполняют своим внутренним опытом, из-за чего, начиная практиковать прочитанное в аскетической литературе, они приходят к совершенно разрушительным результатам.
И когда я все это понял, я подумал, что действовать традиционно, играть роль старца для приходящего человека, не понимая, что творится на самом деле в его душе и его психическом мире, будет неправильно и нечестно, а раздавание советов и принятие за человека решений приведет его к бегству от ответственности, к тому, что он станет беспомощным «приложением» к батюшке.
В практической психологии меня привлекла не столько терминологическая четкость, сколько продуманные стратегии практической работы. Оставалось ответить на вопрос: как адаптировать этот материал к вере и христианским ценностям?

Отец Евмений, а какой была ваша первая встреча с практической психологией?

Когда я понял, что мне не хватает практических знаний и навыков работы, я начал читать книжки по психологии. И первой стала книга Михаила Литвака «Командовать или подчиняться?». Сейчас даже смешно вспоминать, как я стоял в магазине и долго не мог решиться ее купить. С одной стороны, меня приучили к тому (а воспитывался я в жестко консервативной церковной среде), что на все вопросы есть ответы у святых отцов. С другой стороны, я понимал, что как руководитель в реальной жизни я нередко «пробуксовываю». Поэтому во мне боролись противоречивые чувства: и хотелось купить, и вроде «нельзя», «не наша» это литература.
Но я решился! И это был мой первый шаг к изучению психологии. И когда я начал изучать психологическую литературу, то понял, что по сравнению со временем, когда писались святоотеческие книги, мир сильно изменился. У святых отцов есть ответы на вопросы, касающиеся высоких духовных принципов, но ведь жизнь стала другой, совершенно не похожей на ту, что была столетия назад. И нам, христианам, надо уметь в ней грамотно ориентироваться.
Книга Литвака помогла мне, и я стал открывать для себя другие хорошие книги по семейной психотерапии и по практической психологии: Ялом, Бьюдженталь, Ролло Мей.
Кроме того, я увидел, что другие христианские конфессии уже давно пользуются достижениями современной психологии, адаптированными к христианским ценностям. И я подумал: а почему бы не обогатить психологическими знаниями и умениями и тех, кто оказывает помощь людям в рамках православного пастырского служения?
Таким образом родилась серия книг и статей, которые я объединил общим названием «пастырская психология и психотерапия». Туда вошли те психологические направления, которые пастырь может изучить и применять для того, чтобы наиболее эффективно помогать людям.
Если говорить о профессиональном обучении, то я начал его в центре у Андрея Плигина, где меня научили тому, как помогать людям быстро и эффективно.
Кроме того, я знакомился и с основами психоанализа, гештальта, клиент-центрированной терапии. Среди различных психологических направлений я выделяю те, которые ближе всего по стилю тому, как это делал Иисус Христос: быстро, с уважением и заботой о человеке, и непременно с покаянием. Он предлагал прежде всего покаяться (по-гречески «покаяние» означает «изменение ума», изменение своего отношения к жизни, к людям, к Богу).

На мой взгляд, священник (особенно во время исповеди) выступает как психолог или даже психотерапевт. По крайней мере, цели и методы очень похожи...

У психолога и священника разные задачи. Поскольку в России отсутствует культура обращения за психологической помощью, то священнику приходится быть и психологом и пастырем в одном лице.
Хотя главная задача священнослужителя — помочь человеку установить личные взаимоотношения с Богом. А это меняет в жизни человека очень многое.
Задача психолога — помочь человеку разобраться со своим жизненным предназначением, поставить конкретные цели, точнее сформулировать их и наметить оптимальные средства их достижения, понять себя.
Ко мне часто приезжают знакомые психологи, но я всегда стараюсь отделить психологическое консультирование от естественного общения.
Я заметил, что некоторые из них с трудом могут удержаться на уровне простого личностного взаимодействия. Ты им что-то рассказываешь, чем-то делишься, говоришь о своих переживаниях и проектах, а в ответ слышишь психотерапевтические вопросы: «А как вы поняли, что вам стало радостно?»
Бывают и такие случаи: приезжает человек, имеющий огромную психотерапевтическую практику, опыт бизнес-консультирования, тренингов. И с первых минут демонстрирует готовность консультировать каждого из нас.
Я понимаю, что у этих людей началась профессиональная деформация и они просто нуждаются в человеческом участии.
Мы помогаем такому человеку отдохнуть от интенсивного городского ритма, объясняя, что все в этом мире хорошо и все нужное приходит в свое время.

А вы как священник отправляете людей на консультацию к профессиональным психологам?

Конечно, у меня есть в Москве знакомые — замечательные психологи-консультанты, к которым я при необходимости направляю людей. Часто по электронной почте я получаю просьбы о помощи и, видя уровень запроса, рекомендую обратиться к соответствующему специалисту.
Если у человека психологические проблемы тесно переплетены с религиозными, я стараюсь найти такого психолога, который, способен всесторонне осознать проблему и бережно работать над ней, учитывая ценностный мир человека. Но чаще всего сам оказываю необходимую помощь.

Вы не пытаетесь приобщить их к вере?

Мне очень близко золотое правило коучинга — мы не должны ничего делать без запроса обратившегося человека. Особенно если это касается таких тонких вещей, как вера в Бога. Человек сам может спросить о том, что ему интересно.
Поэтому если кому-то это важно, то он идет в церковь, если нет — это его выбор. И вообще я уверен, что лучшая проповедь христианства — твое отношение к людям, то, что ты приносишь в этот мир. Если любовь — то тебе возвращается приумноженная любовь, если ненависть — приумноженная ненависть, если подозрительность — приумноженная подозрительность, если благодарность — приумноженная благодарность.
Но я могу свидетельствовать о своей вере, о своих отношениях с Господом. Свидетельство отличается от агитации тем, что ты говоришь только о своем опыте, не учишь, «как правильно жить». И если твой опыт достаточно искренний и вдохновляющий, человек пойдет за тобой дальше. Если же он, наоборот, тяжелый, скучный, мучительный, — человек просто выслушает, но дальше двигаться с тобой не будет.
Однажды я провел небольшое исследование. Мне было интересно понять, как образ Бога отражен в сознании каждого из моих прихожан. После исповеди я спрашивал у прихожан: «А какой Бог, как он к тебе относится?»
И результаты меня ошеломили. Какие только «боги» не вылезли на свет: Зевсы и Перуны отдыхают! Я постоянно слышал: «Бог гневается!», «Бог меня ненавидит за то, что я грешница», «Я страшно виноват, он меня никогда не простит».
Тогда я подумал: получается, что в Евангелии один Бог, а в сознании людей — совсем другой. В Евангелии — любящий, прощающий, принимающий людей такими, какие они есть, никого не осуждающий, Спаситель. А в восприятии многих людей это какой-то монстр, прокурор вселенной, пожизненно собирающий на каждого конкретного человека компромат!
Однажды на исповедь пришла девочка семи лет исповедаться в своих детских грехах. И когда я спросил у нее: «Скажи, а какой Бог?», то девочка спросила в ответ: «А ты не знаешь разве?», я сказал: «Знаю, но я хочу узнать, какой Он для тебя». — «Бог — Он счастливый!!!»
Полученным откровением я поделился с прихожанами...
К сожалению, в современных храмах столько несчастных людей, которым еще в большей степени прививается чувство «несчастности», никчемности. Если мы хотим уподобиться Богу, двигаться в направлении святости, то нужно становиться счастливыми! Несчастных христиан в церкви полно, счастливых — единицы. И если твоя вера не делает тебя счастливым, зачем тогда она нужна?

Много ли у вас сподвижников? Находите ли вы понимание среди коллег?

Конечно, сегодня многие знакомые мне священнослужители и миряне изучают психологическую науку, некоторые — втайне от других. Мне кажется, что сейчас должно вырасти новое поколение священиков, открытых для молодежи, способных служить обществу, нести благую весть Евангелия в политику, бизнес, культуру, в современную музыку, в медицину и образование. И для этого, кроме христианской веры и богословских знаний, необходимы практические навыки коммуникации и инструменты психологической работы.
Недавно при МГУ открылся семинар по христианской психологии, который ведет священник отец Андрей Лоргус. Он же возглавляет кафедру психологии при Российском университете им. Апостола Иоанна Богослова.
Многие священнослужители, не скрою, с настороженностью относятся к слову «психология» и ставят его в один ряд с астрологией, оккультизмом, кармами и чакрами. Одна женщина рассказала мне, что когда на исповеди упомянула, что она психолог, ее заставляли покаяться и бросить работу.
Церковь, как и все общество, неоднородна. Есть в ней открытые и понимающие люди, которые обладают достаточным уровнем культуры, для того чтобы осознать, насколько важно священнику разбираться в современных вопросах, насколько актуальна и востребована психологическая наука сегодня. Есть люди более консервативные, которые держатся за жесткое следование традициям, предлагая своим последователям втиснуть свою жизнь в узко религиозные рамки, убежать от современности.
Христос пришел на Землю, чтобы принести свободу, а не рабство! Его законы наполнены любовью. Свою земную жизнь Он прожил среди простого народа. Он любил и прощал падших людей, постоянно обличал религиозное фарисейство. Говорил с людьми на понятном и доступном языке, посещал свадьбы, плакал об умершем друге, пел с учениками, молился за врагов.
И главную задачу пастыря в современном мире я вижу в следовании за нашим Учителем. Здесь, на Земле, мы возвещаем Его Царство, Царство любви и свободы.

Беседовала
Ольга РЕШЕТНИКОВА
Просветительский центр
«Свет Православия»
www.light.orthodoxy.ru

TopList