Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №32/2003


ИЗ ПЕРВЫХ РУК

ЕДИНСТВО
ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

Хотя сейчас сложно найти руководителя школы, который бы отрицал необходимость психологической службы, отношения «психолог — директор» по-прежнему остаются непроясненными.
Часто психологи обижаются на непонимание и неуважение со стороны директора, а многие из руководителей до конца не осознают роли психолога и остаются недовольными его работой.
Пролить свет на построение этих отношений нам помог человек, успешно сочетающий две эти роли — психолога и директора.
Это руководитель московской школы № 1279 с углубленным изучением иностранных языков Раиса Алексеевна АНИСИМОВА. Эффективность ее работы видна сразу: в этом году школа выпустила восемнадцать золотых медалистов!

Раиса Алексеевна, как получилось, что вы стали совмещать две такие разные должности?

Здесь нужен небольшой экскурс в историю. После школы мне хотелось быть педагогом — осуществить мечту мамы. Она считала, что педагог — самая главная профессия на земле. Но получить образование ей помешала война. Это желание — стать учителем, очевидно, передалось мне, и о другой профессии я даже не думала. Но и психология меня привлекала.
Поэтому я поступила на факультет дошкольной педагогики и психологии (я жила тогда на Украине). Конкурс был очень большой — 27 человек на место. После окончания института я работала воспитателем детского сада, затем методистом по дошкольным учреждениям, вела семинарские занятия по педагогике, а когда приехала в Москву, продолжила высшее образование в Московском социальном университете. Вторая моя специальность — практический психолог-социолог. С этими знаниями я стала работать в педагогическом училище № 20 преподавателем педагогики и психологии — вела курс по педагогическому мастерству и читала лекции по общей психологии.
Когда меня назначили директором школы № 1279, я увидела, что в ней нет психолога, и решила взять на себя эту роль.
Вначале я столкнулась с некоторым непониманием со стороны коллег. В то время психологическая служба в системе образования только зарождалась, и в школах никто толком не знал, чем должен заниматься этот специалист.

Статья подготовлена при поддержке сайта "Духовное здоровье". На сайте Вы найдёте интересные и полезные статьи о нашей жизни. Снятие стресса, ревность между детьми, духовный путь человека, межличностные отношения, эмоции, женский и мужской мир, уход за ребёнком, реализация потребностей человека и многое другое. Чтобы посмотреть список статей, разделённых для удобства по категориям и темам, перейдите по ссылке: http://milsoul.ru/nemnogo-o-vazhnom/obuchenie-rebenka-vospriyatie-informatsii-tvorchestvo .

С чего вы начали свою работу в качестве психолога?

Я решила попробовать более привычную для меня форму работы и стала вести в старших классах занятия по психологии. Сначала дети воспринимали их как обычные уроки. Несмотря на то что это были тренинговые занятия, дети вели себя очень зажато: я приходила в «мертвую тишину» и из нее же уходила.
Я терялась в догадках: почему так происходит? Ведь работая в педучилище, я видела другое отношение к таким занятиям.
Тогда мне пришлось критически посмотреть на то, что я делаю. И стало понятно, что, придя от студентов, я слишком завысила планку. После того как удалось упростить занятия, сделать их игровыми, началась нормальная групповая работа.
И первый выпуск одиннадцатого класса — дети, с которыми удалось поработать три года, — был самым психологически подготовленным.
После двух лет напряженной работы я почувствовала отдачу и от родителей. Они стали приходить ко мне уже не как к директору, а как к психологу. Этому способствовали не только уроки (полученными в школе знаниями дети делятся с родителями), но и мое отношение к ученикам.
Мне стало легче работать и как директору, поскольку и ученики, и учителя, и родители стали воспринимать меня без лишних опасений. Даже когда в этом году я порекомендовала троим девятиклассникам перейти в другие, не языковые школы, это было воспринято родителями с пониманием.

В таких случаях вы работаете больше как психолог?

Да, поскольку директор, как правило, ограничивается административными мерами. А нужно дать понять родителям, что их ребенок — хороший, нормальный, просто он не в состоянии воспринять такой объем материала, который мы даем. Все это может сказаться на самочувствии, на здоровье ребенка.
На пятый год работы я начала реализацию собственных образовательных психологических проектов через кружковую работу, хотя на нее выделяется только час в неделю. С учениками десятых и одиннадцатых классов мы изучаем историю психологии через знакомство с разработками известных ученых-психологов.
В качестве зачетного занятия в конце учебного года мы работаем над проектом «Школа будущего». Дети не только продумывают, какой должна быть школа по содержанию образования и взаимоотношениям между учениками и учителями, но и обсуждают архитектуру здания.
Они разрабатывают требования к директору, завучам, учителям-предметникам, к младшему обслуживающему персоналу, к охраннику, к работникам пищеблока, к медсестре.

Работаете ли вы с детьми из средней и начальной школы?

Мы ежегодно во всех классах проводим социометрию — определяем круг лидеров и «изгоев». Часто те лидеры, которые назначаются классным руководителем, не совпадают с теми, кого определяет класс. Ведь мы не всегда понимаем реальные взаимоотношения между детьми. Полученные знания мы используем в работе с классными руководителями.
Точно так же мы работаем и с учителями. Но эту информацию мы не выносим за пределы психологического кабинета, поскольку иногда выясняется, что классный руководитель непопулярен среди учеников.
Я стараюсь учитывать подобную информацию в дальнейшей работе с педагогами, пытаюсь разобраться в причинах, посещаю классные часы, иногда езжу с тем или иным классом на экскурсии. После этого анализирую поведение педагога и даю ненавязчивые советы и рекомендации.
Считаю, что такая форма обратной связи наиболее приемлема. Если бы я была «чистым» психологом, то мне было бы проще. Может быть, я смогла бы непосредственно познакомить педагога с результатами исследования, но, будучи директором, делать такое я не имею права. Это приведет лишь к тому, что учитель будет находиться в постоянном напряжении, все время контролировать себя.

Раиса Алексеевна, а кем вы больше себя ощущаете: директором или психологом?

Я часто шучу, что ощущаю раздвоение личности. А если серьезно — это достаточно тяжело. Но «психологическая» часть личности помогает мне быть успешным директором. Поскольку многие конфликтные ситуации я решаю с учетом знаний по конфликтологии: где-то иду на компромисс, где-то, наоборот, проявляю необходимую твердость. Но эмоциональные вспышки я всегда подавляю, поскольку учитываю психологические последствия такого поведения.
Проблемные ситуации в нашей работе неизбежны, но в их разрешении «психолог» чаще всего побеждает «директора». Почувствовав понимание с моей стороны, учителя часто сами приходят ко мне и извиняются за свое поведение. А это самое главное — когда человек признает свою неправоту. В итоге я приобретаю друга, сторонника, который мне будет в дальнейшем помогать. Ведь создавать что-то творческое в школе можно лишь тогда, когда у тебя есть команда.
И то, что сейчас у нас прекрасная команда, следствие тех компромиссов, на которые я сознательно шла, учитывая интересы других. Были моменты, когда мне, как директору, следовало бы быть более закрытой, но я предпочитаю открытое общение. Психолог во мне побеждает администратора.

Существует мнение, что психолог должен официально быть вне школы, поскольку существует опасность давления со стороны администрации...

Наоборот, психолог должен жить школой. Он должен знать все ее беды и двигать ее вперед. И его основная задача — использовать все свои умения в работе с детьми, нуждающимися в поддержке. Ведь эти дети, как правило, лишены внимания со стороны взрослых. Роль психолога, находящегося вне школы, будет чисто формальной.
Вообще я считаю, что психолог — человек, который должен быть центром жизни школы. Он должен знать все об учителях и учащихся, но распоряжаться этими знаниями очень разумно, не используя их во вред.
Психолог должен быть теплым, уютным человеком, который бы пользовался доверием и учеников, и педагогов. Он должен создавать атмосферу доброжелательности в школе.

Обращаются ли к вам за помощью ребята? Ведь для многих самое страшное — войти в кабинет директора.

Да, конечно, обращаются. Но для этого мне нужно было завоевать их доверие. В сентябре, когда приходит новый десятый класс, я каждый раз волнуюсь. И, как новичок, готовлюсь к каждому уроку. При этом я стараюсь быть предельно честной с ребятами.
Я начинаю думать, какие слова сказать, чтобы расположить их к себе.
Результаты такой работы видны даже учителям. Они отмечают, что отношения у детей становятся другими: утрачивается скованность, появляются доброта, доверие. Наши ученики знают, что дальше кабинета никакая информация распространяться не будет. А к одиннадцатому классу мы становимся друзьями!
Но это не дает им права погуливать или нарушать внутреннюю дисциплину. И когда появляются подобные проблемы, то я уже разговариваю с ними как директор. Я часто повторяю, что выполняю в школе две функции. И ученики знают, что в качестве психолога я никому не делаю замечаний, улыбаюсь, а в кабинете директора у нас совсем другое общение.

По какой программе вы ведете занятия с детьми?

Первый год (десятый класс) я начинаю с психологии общения. Мы говорим о конфликтологии, стилях общения. И провожу тренинги. А уже в одиннадцатом классе я перехожу к психологии как науке и рассматриваю психические процессы.
Но времени очень мало. На каждый психический процесс я отвожу три-четыре урока. А поскольку занятия проходят раз в неделю, то этого явно недостаточно.
Естественно, я пытаюсь минут пятнадцать в конце урока выделить на игровое упражнение по той теме, которую мы проходим. Психология в старших классах сейчас идет как предмет по выбору, но на уроки приходят практически все.
Кстати, мое директорство привело к тому, что часть занятий я веду на общественных началах, поскольку как директор могу иметь учебную нагрузку не более трех часов в неделю.
Я эту работу люблю гораздо больше, чем все остальное. С ребятами мне интересно. Каждый год часть наших детей поступает на психологические факультеты. Самым «урожайным» было поступление шести человек.

Как, на ваш взгляд, должны строиться отношения директора и психолога?

Несмотря ни на что я считаю, что директор должен прислушиваться к мнению психолога. Именно от директора во многом зависит, будет ли психолог уважаемым человеком в школе. Каким бы мудрым ни был руководитель, психолог лучше чувствует ситуацию, поскольку он профессионал. И если директор понимает, что психолог — это его и левая и правая рука, то можно с уверенностью сказать, что в этой школе будет достойный педагогический коллектив.
Сейчас, когда психологи есть буквально во всех школах, многие директора не знают, что с ними делать. Умный человек должен по-умному общаться с психологом, прислушиваться к нему.
Можно даже сказать, что психолог — более важное лицо, чем все остальные участники педагогического процесса. Ведь ему надо выстраивать отношения и с директором, и с завучем, и с педагогами, и с детьми, и с родителями, и даже с медсестрой и завхозом!

Беседовала
Ольга РЕШЕТНИКОВА