Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №32/2003


ИГРОТЕКА

УЧИТЕЛЬ ВОЗВРАЩАЕТСЯ ДОМОЙ...

ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ

Упражнение «Учитель возвращается домой...» может быть использовано в тренинге развития профессионального педагогического самосознания. Идея упражнения заимствована у М. Кипниса, использующего сходную технику для отработки актерских навыков.
Цель использования нашего упражнения связана не только с искусством перевоплощения и умениями входить в необычную роль, но и с задачами эмоциональной поддержки учителя и сплочением группы. Кроме того, упражнение направлено на развитие эмпатических умений педагогов и гибкости поведения. Лучше использовать описываемую психотехнику в достаточно подготовленной группе, во всяком случае не на самом первом занятии.

Ведущий. Когда каждый из вас возвращается после школы домой, то, наверное, не ожидает застать дома ничего необычного. Но давайте представим, что настал такой волшебный день, когда вы, войдя в свою квартиру, не увидели там никого из близких, зато обнаружили совершенно неожиданных гостей. Их можно назвать «гости-сюрпризы». Они могут быть людьми или животными, явлениями, чувствами, качествами, временами года, фантазиями — да чем угодно! С ними можно поговорить, пообщаться, напоить чаем или, если возникнет такое желание, выставить за дверь.

Процедура проведения этого упражнения такова: один из участников тренинга становится тем самым учителем, вернувшимся после работы домой. Остальные участники распределяют между собой роли «гостей-сюрпризов».
Пока проходит это распределение, «учителю» надо подождать за дверью (он еще на работе, ведет уроки). Зайдя в квартиру, он должен будет познакомиться с неожиданными гостями.
Для этого нужно вступить с каждым из них в контакт, задать вопросы, уточнить что-то. «Гости» имеют право отвечать на вопросы, рассказывать о себе и даже описывать свой внешний вид. Они могут двигаться так, как, с их точки зрения, предполагает выбранная роль.
Фактически участники тренинга пытаются в максимальной степени сыграть — через пластику и вербально — своего персонажа, будь он одушевленным предметом или абстрактным понятием. Единственное, что им запрещено, — прямо называть себя.
Задача «учителя» — догадаться о том, что за гости собрались у него дома, а там уж решать, как с ними поступить.
В отсутствие главного игрока участники тренинга обсуждают, какие именно персонажи могли бы оказаться для него приятным сюрпризом. Появление эпитета «приятный» перед словом «сюрприз» не случайно: члены группы, не желая быть выдворенными из квартиры вернувшимся домой хозяином, естественным образом приходят к мысли о том, что незваные гости должны быть приятными и желанными для хозяина.
Если же кто-то из игроков предлагает сыграть роль «гостей-сюрпризов» сомнительной для «учителя» привлекательности (например, проверяющего из районо, новой болезни, зловредной тетушки из Тьмутараканска или повестки из военкомата для сына), то ведущий может задать вопрос: «Вы полагаете, что N будет рад, если обнаружит дома таких гостей?»
Если группа слишком велика, то необязательно привлекать к исполнению ролей «гостей-сюрпризов» всех ее членов. Достаточно включить в игру пять-шесть участников. Однако в группе из двенадцати человек можно включить всех, ограничив время «распознавания» каждого персонажа, например, тремя минутами.
Среди «гостей-сюрпризов» можно встретить едва ли не любую вещь — от конкретного материального предмета до абстрактных категорий.
Назовем некоторых персонажей, появлявшихся в различных тренинговых группах:
глубокая и сильная любовь;
мобильный телефон;
путевка в сочинский санаторий (поездка на Байкал, на Канарские острова, в Прагу);
новый холодильник;
хорошее настроение;
потерявшийся котенок;
ветерок в форточку;
надежда;
горячий ужин, приготовленный на новой электроплите;
букет цветов;
написанный отчет о работе;
уверенность в себе;
друг (подруга);
покой;
третья комната в двухкомнатной квартире и т.п.
По поводу последнего персонажа: как ни старалась «третья комната» объяснить вернувшемуся домой учителю, кто она такая, тот никак не мог уразуметь, что значит «твоя самая большая мечта», «высокая, просторная, светлая», «я помогу тебе разместить многие вещи более удобно». Зато сколько было радости, когда наконец персонаж был угадан!
Обсуждение игры имеет смысл провести с опорой на следующие вопросы:

Какие чувства вы испытали, когда увидели в своей квартире неожиданных гостей?
Кто из гостей оказался вам наиболее приятен?
Есть ли такие гости, которых вы были не очень рады видеть? Почему?
Кого из персонажей вам было особенно трудно определить?
Кого вы угадали достаточно легко? Почему?
Можете ли вы назвать гостей, которых вам хотелось бы увидеть в своем доме, но в игре они не появились?

Если позволяет время, можно провести еще несколько туров этой игры.

ВТОРОЙ ВАРИАНТ

Другие возможности этой игры связаны с более глубокой проработкой межличностных и внутриличностных отношений учителя. Они подразумевают наличие у ведущего группы навыков психотерапевтической работы, в частности — психодраматического опыта.
Сценарий игры остается прежним. Только «гости-сюрпризы» — это не просто люди или животные, явления, чувства, качества, фантазии, а вполне конкретные персонажи из определенной области, задаваемой ведущим.
Такими персонажами могут быть, например, важнейшие жизненные мотивы «учителя». Или его личностные качества. Или его отношения с наиболее важными в его жизни людьми. Именно с ними разворачиваются диалоги вернувшегося домой учителя. Он также угадывает персонажей, как и в первом варианте игры.
Возвращение учителя домой, в свою квартиру, когда там нет никого из близких, фактически превращается во встречу с самим собой — своими особенностями, желаниями, отношениями.
Разумеется, такая конкретизация подразумевает хорошее знание участниками тренинга различных нюансов жизни друг друга и высокую стадию развития группы. В этом случае речь идет о предоставлении разносторонней обратной связи главному игроку, и его переживания, возникающие в этом процессе, далеко не всегда могут быть только положительными. Следовательно, важно, чтобы исполнители ролей качеств и свойств протагониста сами имели некоторый опыт участия в психодраме и были достаточно эмпатичными, чтобы почувствовать меру возможных импровизаций.
Ведущий может периодически включаться в процедуры, направляя участников и помогая им.
По завершении игры помимо вопросов, названных в первом варианте, необходимо обсудить, насколько совпадают личные представления «учителя» о своих «внутренних составляющих» с особенностями тех персонажей, которых сыграли участники группы.
Как принято в психодраматических процедурах, игру следует завершать деролингом (снятием ролей) и шерингом. При необходимости — процесс-анализом. Представляется, что эмоциональная поддержка протагониста в этом варианте является обязательной.

ТРЕТИЙ ВАРИАНТ

Последний вариант является чисто психодраматическим. Как требуют правила психодрамы, протагонист сам определяет исполнителей ролей.
Можно заранее договориться, что будут представлять собой «гости-сюрпризы»: внутренние качества и свойства человека или конкретных людей, с которыми он реально взаимодействует в своей жизни. И в том и в другом случае протагонист сам объясняет вспомогательным лицам, что от них требуется при исполнении ролей и какими видит персонажей он сам.
При третьем варианте проведения игры у «учителя» нет необходимости покидать тренинговый зал (поскольку угадывать персонажей ему не придется). Достаточно символически изобразить его возвращение домой.
После взаимодействия протагониста со своими внутренними качествами можно попросить его произвести расстановку персонажей по степени близости к его Я: чем ярче и больше представлено это качество в нем, тем ближе к себе его следует расположить в пространстве.
Другое возможное задание протагонисту: разместить свои качества в квартире, найти им наиболее подходящее место. Некоторые, может быть, выставить в прихожую, а то и вовсе за дверь, в подъезд. Правда, все подобные действия нужно будет обосновать.
Завершить игру следует теми же процедурами, что и во втором варианте.

Игорь ВАЧКОВ,
доктор психологических наук