Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №33/2003


ГИЛЬДИЯ

УСТАМИ МЛАДЕНЦА...

Возможность получения обратной связи как беспристрастной оценки наших действий и поступков ценится очень высоко. И такой уникальный шанс появился у педагогов московской школы № 1217.
Дело в том, что многие из ее старшеклассников свои курсовые работы по психологии посвятили описанию того, каким в их представлении должен быть идеальный учитель и сама школа в ХХI веке. Об этом мы рассказывали в прошлом номере «Школьного психолога».
Когда я подробно познакомилась с результатами этих исследований, то поняла, что они содержат много информации. Они являются своеобразным проективным тестом, при помощи которого можно не только оценить фантазию детей, понимание ими сути и особенностей построения образовательного процесса, но и получить подробный перечень тех качеств, которые ребята хотели бы видеть у своих педагогов.
Такая информация крайне интересна не только учителям и школьному руководству, но и психологу, который может извлечь из нее массу полезного, включая ориентиры для будущей работы. Ведь «устами младенца глаголет истина»!

Самая высокая планка

Надо сказать, что истина, которая открылась мне, немало меня удивила.
Казалось бы, мы всё (или практически всё) знаем о современных подростках: и ленивые они, и учиться не хотят, да и вообще их мало что интересует, а тем более — учеба. Но, к моему удивлению, представленный старшеклассниками образ идеального учителя и школы ХХI века оказался диаметрально противоположным этим представлениям.
Что сразу бросилось в глаза?
Прежде всего — консервативное отношение учащихся к учебному процессу и всем его участникам (включая самих себя). Что же касается учителей и школьного руководства, то при чтении некоторых работ становилось даже несколько жутковато от вырисовывающейся картины. Я начинала тихо радоваться, что не являюсь представителем этой трудной, но столь необходимой профессии.
Чрезвычайно требовательны современные дети буквально ко всему: это касается не только знаний учителя и его профессиональных умений, но и морально-этических и личностных качеств, а также внешнего вида!
Какими, в моем представлении, должны быть учителя? — пишет одна из старшеклассниц. — Возраст учителя не принципиален в том случае, когда он знает и любит свое дело. Но, безусловно, опытный педагог, не один год проработавший в школе, предпочтительнее. Эти люди уже выработали навыки общения с детьми, свои программы обучения, и дети легче идут с ними на контакт.
Большое значение в общении между преподавателями и учениками имеют внешний вид и одежда учителей. Они должны одеваться соответственно деловому духу школы, одежда должна быть строгой. Также и внешность учителя не должна быть вызывающей, бросаться в глаза и отвлекать от учебного процесса. Ведь учитель не должен быть с учеником на равных: ребенок должен испытывать к нему уважение и почтение!
Но и возраст, и внешний вид, и одежда — все это внешние факторы. Главное для педагога — его профессионализм и нравственные качества.
Учителю нужно любить свое дело, уметь преподнести знания детям, чтобы они могли усвоить часто трудный, а порой и скучный материал.
Профессионализм педагога — это еще и умение найти общий язык с учениками. Самое необходимое качество для этого — любить тех, для кого работаешь.
Дети очень восприимчивы к тому, как к ним относится преподаватель. От самого учителя и от его отношения часто зависит, будут они любить его предмет или нет. И здесь учителю нужно быть еще и психологом, уметь найти к каждому ученику персональный подход, уметь побороть детский страх, замкнутость или излишнюю развязность.
Хотелось, чтобы учение и умственный труд для ребенка стали радостью, а этому часто мешают плохие оценки. Его урок делится на две части. Первую часть он скован страхом: как бы его не спросили, а вторую — отходит от страха, расковывается и поэтому, разумеется, не слушает. Ждет перемены, ибо перемена — это для большинства настоящая жизнь!
Поэтому преподаватель должен быть, насколько это возможно, снисходителен к детям.

Ну, чем не готовое руководство по повышению учебной мотивации учащихся? Проблема, над которой безуспешно бьются и учителя и психологи, в глазах самих детей выглядит достаточно просто. Учитель должен быть Учителем. Без всяких суперинноваций, модных приемов работы и общения «на равных».
Перед глазами встает незабываемый образ Мэри Поппинс, которая во все времена остается (по мнению самих детей) самым лучшим педагогом.
Нужно отметить, что работы писали самые что ни на есть обычные дети. Единственное, что можно предположить: обучаясь в языковой школе, они имеют более высокую мотивацию к учебе, чем дети из обычных школ.
Но это только мое предположение.

«В порочащих связях не замечен!»

Перечень требований, предъявляемых к учителю, на этом не заканчивается.
Педагог, — считает та же ученица, — это не только преподаватель, но и воспитатель достойных людей, граждан. И здесь особую роль имеют его нравственные качества. Он идеал, эталон!
Какими бы убедительными и правильными ни были его слова, но, не подкрепленные личным примером, они ничего не значат. И поэтому общечеловеческие ценности, на которых воспитываются школьники, должны быть, прежде всего, основой жизни учителя.
Необходимо, чтобы он принимал участие и в духовной жизни детей. Думаю, во многом именно для этого существует такое понятие, как классный руководитель. Его задача — водить ребят на выставки, в музеи и театры, приобщать к искусству, развивать заложенную в детях способность к творчеству, самореализации. Взаимопонимание достигается только при полном доверии, и нравственные качества преподавателя — залог этого доверия.

Комментарии здесь, по-моему, излишни...
Отдельно — об этических нормах:
Не должно быть связей с криминальным миром, а также интимных связей с членами коллектива учащихся!
Не оставляют дети педагогам никакого шанса на отдых (даже летом) и личную жизнь (на нее времени просто не остается!):
Учитель раз в году должен проходить трехмесячные курсы повышения квалификации (на летних каникулах), — требуют они.
Много внимания дети уделяют повышению квалификации учителей. Отрадно, что в век компьютерных технологий, когда можно самостоятельно и оперативно получать необходимую информацию из Интернета, желание общаться с учителем у детей не пропадает. Скорее — повышаются требования к нему. Ребята видят главную задачу педагога в том, чтобы он интересно и понятно донес учебный материал, а это пока что не под силу ни одному компьютеру.
Особенно строги дети к тем, кто занимает руководящие должности.
Вот, к примеру, портрет завуча по начальным классам:
Это должна быть молодая женщина, в возрасте до 40 лет, с приятной внешностью, ласковым голосом и терпимым к шалостям и непослушанию характером, — считают две выпускницы. — Она должна иметь чувство ответственности за детей, за их здоровье и душевное равновесие, быть аккуратной и обязательно должна уметь находить общий язык с ребенком, даже если у него непростой характер. Иметь высшее педагогическое образование, постоянно поддерживать свою квалификацию, изучать новые методы развития ребенка.
Одежда должна быть опрятной, в классическом стиле: юбка по колено, строгий пиджак и блуза.

Вот так! Есть о чем подумать...
Некоторые рискнули «замахнуться» даже на директора:
Он должен быть прекрасно образован, любить и уважать детей, свою работу, быть коммуникабельным, контактным и идти в ногу со временем.
Он должен обладать хорошими организаторскими качествами с целью привлечения в школу спонсоров для обеспечения комфортного существования и учителей, и учеников (отремонтированная школа, удобная мебель, современно оборудованные классы). Было бы замечательно, чтобы директор планировал мероприятия, которые помогали бы ребятам лучше узнавать друг друга, дружить и тесно общаться с ребятами из других классов и даже школ. Обсуждать с детьми те или иные глобальные проблемы, существующие в мире взрослых, для того чтобы они смогли вступить в нее с большим багажом знаний и делали бы меньше ошибок.

Начнем с себя

Правда, строгость и требовательность ребята проявляют не только к учителям, но и к самим себе.
Процитируем «Требования к учащимся»:
Разница возрастов в одной параллели не должна превышать 1,5 года, невызывающая одежда (униформа), высокий интеллектуальный уровень, наличие цели (в учебе, жизни), не должны употреблять наркотики, не должны курить и распивать алкогольные напитки на территории школы, не должно быть связей с криминальным миром, а также интимных связей с членами коллектива учителей и персонала, не должно быть безразличного отношения к учебе, уважительное отношение к учителям, их труду и школе.
После этого никто не убедит меня в том, что современные учителя предъявляют к учащимся завышенные требования. Как видно, требования к самим себе у детей более чем высокие. Удивляет то, что ребята сами хотят, чтобы учителя проявляли к ним разумную строгость и осуществляли контроль над их учебой и поведением, а также четко организовывали учебный процесс.
А ведь это пишут дети, которые и так достаточно хорошо учатся и имеют высокую мотивацию для получения знаний. Кроме того, они сами хотят, чтобы между ними и учителем существовала определенная дистанция в общении, обусловленная взаимным уважением.
Не менее рационально планируют ребята и будущее здание школы. Здесь также все четко и функционально:
Здание должно быть недалеко от метро, три этажа, три корпуса.
Первый корпус предназначен для младших классов, второй — для спортивного комплекса, состоящего из спортзала, бассейна и буфета.
Третье здание предназначено для старших классов. На его крыше находится зимний сад. Все три корпуса соединяются переходами. В каждом корпусе, на каждом этаже должны быть два туалета: отдельные кабинки, небьющиеся зеркала, мыло, рукосушители.
Учебные комнаты должны быть хорошо освещены (естественный и искусственный свет), сплошные окна и настольные лампы на столах. На окнах жалюзи.
Отдельные лаборатории, современное оборудование. Лекционный и концертный залы. Должна быть хорошая библиотека: несколько помещений для различной литературы, электронные каталоги, читальный зал.

Правда, встречается и более романтический подход:
Наш проект «Школы будущего» основан на том, что в каждом ученике, в первую очередь, необходимо видеть индивидуальность. Поэтому, учитывая приоритеты различных возрастных групп, нам показалось логичным разделить их по разным помещениям. Но в то же время эти помещения мы сделали прозрачными, для того чтобы дать ученикам возможность общаться с другими возрастными группами.
Кабинет директора, так же как и помещения для учеников, прозрачен. Это подчеркивает равенство главы школы с учениками.
Основным предметом помещения для младших классов являются качели. Они символизируют уходящее детство учеников начальной школы.
Так как средняя школа приходится на пубертатный период жизни учеников, то мы постарались, чтобы интерьер соответствовал этому состоянию: неправильные формы окон, необычные двери.
Помещение для старших классов можно условно назвать бункером. Основной деталью его является открывающаяся и закрывающаяся крышка. Она символизирует выпуск учеников во взрослую жизнь.

Можно по-разному отнестись к содержанию этих работ: умилиться, улыбнуться или даже рассердиться. Но главное — выясняется, что педагоги в сознании детей были и остаются людьми престижной и уважаемой профессии. Ребята готовы и хотят относиться к ним достойно! Может быть, одно это должно убедить нас в том, что не все так уж и плохо в нашем образовании?

Ольга РЕШЕТНИКОВА

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Жалюзи Беру» предлагающей изготовление и установку жалюзи из пластика, металла или древесины. Жалюзи используются в интерьере дома или офиса, защищают помещение от избыточного солнечного света. Компания предлагает большой ассортимент жалюзи: классические вертикальные и горизонтальные жалюзи, рулонные, мультифактурные, плиссе, с рисунком. Горизонтальные алюминиевые жалюзи рекомендуются для использования на кухне и в санузлах, а деревянные придадут особый уют и теплоту жилым комнатам.