Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №33/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

Я  И ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ

В.А. Родионов
Ярославль: Академия развития,
Академия Холдинг, 2002

Имя автора этой книги хорошо знакомо постоянным читателям «Школьного психолога». Его методические разработки и описания психологических игр не раз появлялись на страницах нашего еженедельника. Новая книга включает и кое-что из опубликованного в «Школьном психологе», и много нового.
Эту работу можно смело назвать адресованной непосредственно школьным психологам. За счет довольно большого объема она содержит в себе подробные описания циклов тренинговых занятий для каждого класса (с пятого по девятый). Отдельными блоками представлены сценарии итоговых психологических игр и каталог методических средств, что, по-моему, очень удобно для читателей, задумавших составить собственную тренинговую программу на основе имеющегося в книге арсенала упражнений и психотехник.
Целевая направленность всех тренинговых циклов представленной программы одинакова: формирование важнейших жизненных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе, и формирование бережного отношения к своему здоровью, закономерным следствием чего становится избегание вредных привычек.
Реализовать программу, как полагает автор, сможет не только школьный психолог, но подготовленный педагог. Проанализировав целый ряд имеющихся международных и отечественных программ, преследующих сходные цели, В.А. Родионов разработал собственную с учетом не только возрастных особенностей учащихся разных классов и присущих им интересов, но и тех трудностей, с которыми приходится сталкиваться современному педагогу и школьному психологу в российской школе. В том числе трудностей изыскания учебного времени из-за перегруженности учебных планов.
Отсюда — тренинговая форма, как наиболее удобная для проведения занятий, и «сжатость» каждого цикла до 12 часов и менее.
Автор стремится решить задачу не столько передачи знаний, сколько создания стойких убеждений в приемлемости или неприемлемости тех или иных способов поведения. Разработанные психотехнологии имеют сходную структуру и последовательность работы: сначала с помощью активных методов обучения у учащихся формируются представления о предмете или явлении, затем вырабатывается соответствующее отношение к нему и осваиваются адекватные способы поведения в данной ситуации.
Что является несомненным достоинством книги, так это деликатность и ответственность автора по отношению к используемым методикам и приемам. Речь не только о точном их соответствии возрастным характеристикам учащихся, но и о наличии ссылок во всех случаях использования упражнений и игр, разработанных кем-то другим.
Опыт знакомства с книгами, содержащими описание тренингов, показывает, что далеко не все авторы считают обязательным такие ссылки (в лучшем случае источник, из которого произошло заимствование, упоминается в списке литературы). Конечно, авторство приемов, «гуляющих» из одной программы в другую, бывает непросто установить. Но пример В.А.Родионова показывает, что во многих случаях это возможно сделать.
Не сомневаюсь, что книга будет высоко оценена всеми практиками, работающими с подростками.

Игорь ВАЧКОВ