Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №35/2003


ДАЙДЖЕСТ

Галина Cемья

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ ДЕТЕЙ, ЛИШЕННЫХ СЕМЬИ. Прикладная психология и психоанализ, 2003, № 1.

Современные исследования начала ХХI века, как и исследования конца 80 – начала 90-х годов ХХ столетия, показывают, что общее физическое, психическое развитие детей, оставшихся без попечения родителей, отличается от развития сверстников, живущих в семьях. Замедляется физическое и искажается психологическое развитие, приводя к эффекту, получившему в американской практической психологии диагностическое название «психосоциальная карликовость».
Следствием воспитания ребенка в условиях детского дома является его эмоциональная депривация, которая блокирует спонтанную реализацию базисных потребностей в присоединении, аффиляции, безопасности, принятии и самопринятии. Низкая самооценка тесно связана с развитием у ребенка способности к аккомодации, то есть к приспособительному поведению.
Это выражается в следующих качествах: послушание, умение подстраиваться к другим людям, зависимость от взрослых в повседневной жизни, опрятность, бесконфликтное взаимодействие со сверстниками. Успешность, основанная на умении подстраиваться под других людей, а не на личных достижениях, ведет к формированию низкой самооценки.
Стремление воспитателей поставить детей в подчиненное, зависимое положение также работает на снижение самооценки. Ребенок оказывается психологически незащищенным, он не доверяет окружающему миру, ему не хватает ощущения собственной личной ценности.
Кроме того, условия жизни и развития детей, непрофессиональная позиция специалистов, работающих с ними, формируют у воспитанников особую внутреннюю позицию — психологическое капсулирование (термин предложен В.С. Мухиной), которое приводит к стремлению субъекта находиться в освоенных стереотипах жизнедеятельности в условиях ограниченного социального пространства.
Это определяет развитие ребенка прежде всего как социальной единицы, нацеленной на реализацию простейших социальных ожиданий.
Для детей, поступивших в учреждение с негативным жизненным опытом, прежде всего характерно стремление удовлетворить потребности, нарушенные в результате жестокого обращения родителей, проживания на улице и т.п. Большинство опрашиваемых детей (85%) чувствуют себя психологически защищенными в детском доме и связывают это чувство с наличием жилья, тепла, еды, одежды, воспитателей, «которые всегда помогут и дадут совет», друзей, отсутствием проблем, которые надо решать самостоятельно. Причем эти ответы характерны как для 10-, так и для 18-летних подростков.
Количество воспитанников детских домов, испытывающих чувство психологической защищенности, в последний год (накануне выпуска) уменьшается втрое, а в постинтернатный период — почти в 5 раз
Оценка личной комфортности в самостоятельной жизни медленно возрастает: с 28% в первый год до 57% после шести лет. Но по-прежнему практически любое изменение социальной ситуации, любое препятствие приводит к появлению чувства психологической незащищенности.

Подготовила
Эльвира ТАХТАРОВА