ПСИХОЛОГИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Ги Лефрансуа
СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК; М.:
Олма-Пресс, 2003
Учебник, выдержавший 11 (!) международных изданий,
— это знаете ли... «Эффекта ореола» при
знакомстве с такой книгой не избежать. Тем более
что и в краткой аннотации говорится: самое
известное пособие по психологической педагогике
на Западе. И далее: «Основанная на последних
достижениях когнитивной психологии развития в
контексте обучения и научения, эта книга
представляет собой полное, релевантное
педагогическим целям и задачам описание
психологических принципов обучения».
Со многими утверждениями этого длинного
предложения можно полностью согласиться.
Действительно, выдержан труд в парадигме
когнитивной психологии, и это очень хорошо, так
как когнитивная психология обучения является
мировым лидером и в сфере теоретико-экспериментальной,
и в сфере практического применения научных
положений. Правда и то, что этот труд вполне может
претендовать на полноту охвата проблемы.
В книге пять частей, каждая из которых раскрывает
один из значимых аспектов прикладной
педагогической психологии.
Первый раздел рассматривает психологию обучения
в целом, ее возможности, основные психолого-педагогические
модели деятельности учителя (например,
«преподавание как ремесло», «преподавание как
карьера», «преподавание как предоставление
возможностей» и т.д.). Вторая часть —
адаптированный к целям пособия вариант
изложения психологии развития. Это очень важный
для учителя материал, позволяющий посмотреть на
образовательный процесс не с точки зрения своих
собственных целей, а с точки зрения процесса
развития ребенка.
Третья часть описывает основные подходы к
реализации принципов психологии развития в
педагогической практике — бихевиоризм,
когнитивизм и гуманистический подход. Четвертая
часть называется «Педагогика и индивидуальное
развитие». Здесь рассматриваются подходы к
обучению одаренных детей и детей с особыми
нуждами.
Очень интересная глава — такой не встретишь в
отечественных учебниках — «Мультикультурное
образование». В ней рассматриваются особенности
и проблемы обучения в так называемых
«плюралистических обществах» — обществах,
соединивших в себе множество культур. Автор в
качестве примера приводит США, Канаду, Австралию,
но мы-то знаем, что это имеет непосредственное
отношение и к нам!
Наконец, последняя часть посвящена проблемам
мотивации и педагогического управления
процессами, происходящими в детском коллективе.
Затрагиваются в ней и вопросы, связанные с
педагогическими целями и способами оценки
качества обучения. Очень важные для нас сегодня
вопросы.
Да, можно согласиться с тем, что это полное,
всестороннее издание по заявленной в названии
теме. Труднее согласиться с утверждением,
касающимся релевантности. Вполне возможно, что
так оно и есть, что учебник релевантен (то есть
соответствует) педагогическим целям
американских учителей. С нашими педагогами
сложнее...
Чужой, явно не релевантный язык преподнесения
информации — это претензия не столько к автору,
сколько к издательству. Автор писал по-английски
и для своих. По-русски и для наших стоило бы
перевести немного «релевантнее», убрав
нагромождения типа «человеческое когнитивное
функционирование», «идентификация одаренных
детей» и др.
Можно сказать так: это книга не для любого
педагога. Необходимо владение терминологией,
определенная теоретическая подготовка и хорошая
профессиональная самооценка, чтобы не
почувствовать себя некомпетентным с первых же
страниц.
Марина БИТЯНОВА |