Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №36/2003


ИСТОРИЯ ВОПРОСА

ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

Ярославская область расположена в Центральном регионе России. Она занимает территорию 36,4 тыс. кв. км и граничит с шестью областями: Владимирской, Вологодской, Ивановской, Костромской, Московской и Тверской. В ней находятся одиннадцать городов и тринадцать поселков городского типа. Для Ярославской области характерно, что численность горожан в четыре раза превышает количество сельских жителей, в областном центре проживает свыше 40% населения. Область является крупным промышленным центром.
Эти факторы повлияли на создание в области своеобразной социальной инфраструктуры, что отразилось и на своеобразии ее психологической службы: основные психологические ресурсы сосредоточены в крупных городах, хотя в последнее время наблюдается развитие психологической службы и в сельской местности (см. карту).

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ СЛУЖБЫ

Психологическая служба системы образования в Ярославской области начала складываться еще в 1987 году, одной из первых в стране. Этому во многом способствовало не только наличие собственного психологического факультета в университете, ежегодно готовящего высококвалифицированные кадры, но и поддержка и понимание со стороны административных структур системы образования области.
Первый этап формирования областной психологической службы (1987—1994) можно назвать этапом «свободного развития», когда в отсутствие методического руководства и единой организационной структуры испробовались различные варианты включения психологов в образовательные учреждения, а также формы и методы их работы.
В 1994 году в системе образования Ярославской области (преимущественно в городах — Ярославле, Рыбинске, Переславле-Залесском) работало уже около 160 психологов. А в 1995 году департаментом образования был проведен анализ состояния психологической работы в образовательных учреждениях и намечены основные направления ее развития.
Встал вопрос о кадровом обеспечении службы. Подготовкой психологов для системы образования стали заниматься сразу несколько факультетов различных вузов: была открыта специализация по педагогической психологии в Ярославском государственном университете им. П.Г. Демидова (ЯрГУ). Кроме того, на спецфакультете «Психология» Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского (ЯГПУ) были введены новые специальности: «педагог-психолог», «социальный педагог», «логопед».
Период с 1996 по 2000 год можно охарактеризовать как этап качественного развития областной психологической службы, хотя количество психологов, работающих в различных образовательных учреждениях, увеличилось в три раза (450 человек в 2000 г.) Но главное — за этот период сложилась многоуровневая модель службы, включающая областной, муниципальный и первичный уровни (см. схему).
Создан научно-методический совет по психологическому обеспечению образования, в состав которого входят руководители муниципальных органов управления образованием, ведущие специалисты вузов и психологи образовательных учреждений (всего 34 человека). Городской центр профориентации и психологической поддержки населения «Ресурс» реорганизован в областной. На него возложены функции координации и информационно-методического обеспечения областной психологической службы.
Областная психолого-медико-педагогическая комиссия становится государственным образовательным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи — «Центр помощи детям».
На муниципальном уровне созданы методические объединения психологов (МО) во всех районах области. Дальнейшее развитие получили и муниципальные центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям. Сейчас в системе образования области их четырнадцать. Каждый ППМС-центр в соответствии с целевым назначением имеет собственную модель работы по оказанию помощи детям, испытывающим сложности в освоении образовательных программ или попавшим в трудные жизненные обстоятельства.
На муниципальном уровне работает чуть более 70 психологов, что составляет 15% от общего числа специалистов службы.
Самое большое количество специалистов (более 350) работает на первичном уровне. Из них 151 — в городских школах, 50 — в сельских, 29 — в детских домах и домах-интернатах, 6 — в профессиональных училищах, 4 — в учебно-производственных комбинатах, 83 — в детских дошкольных учреждениях.

ВМЕСТЕ МЫ — СИЛА!

Служба практической психологии в системе образования интегрирует действия различных специалистов в единую психолого-педагогическую и медико-социальную коррекционно-развивающую службу области. Врачи, дефектологи, социальные работники, психологи, логопеды работают практически во всех типах образовательных учреждений. Интегративные отношения развиваются между психолого-педагогическими и медико-социальными службами как внутри системы образования, так и на межведомственном уровне (работа по профориентации, профилактике наркозависимости и др.).
В течение ряда лет успешно работает научно-методический совет областной психологической службы по психологическому обеспечению образования, в состав которого входят руководители муниципальных органов управления образованием, ведущие специалисты вузов и психологи образовательных учреждений.

Усилилось взаимодействие службы с вузовской наукой. Ученые из ЯГПУ, ЯрГУ, Ярославской государственной медицинской академии (ЯГМА) осуществляют научно-методическое руководство рядом разработок психологов-практиков, принимают участие в повышении их квалификации, работе конференций, мастерских, выставок. Работе практиков помогают также материалы «Ярославского психологического вестника», издаваемого совместно департаментом образования, Российским психологическим обществом, ЯрГУ и областным институтом развития образования.
В области сложилась эффективно действующая система по повышению психологической компетентности педагогических и руководящих работников образования. В ней активно участвуют специалисты областного института повышения квалификации педагогических и руководящих работников образования (ИПК), научно-методического и учебного центра профессионального образования, ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, ЯрГУ им. П.Г. Демидова, ЯГМА, муниципальных и областных центров службы практической психологии.
Таким образом, приобретая теоретические знания и практический опыт, повышают уровень своей психологической компетентности ежегодно более 300 специалистов.
Учитывая пожелания психологов, проживающих в сельской местности и порой не имеющих возможности приехать на семинар в областной центр из-за финансовых трудностей, проводятся выездные семинары по наиболее актуальным проблемам на базе психологических центров, расположенных в районных городах – Ростове, Рыбинске, Гаврилов-Яме, Переславле-Залесском, Тутаеве. Такая практика позволяет активизировать работу практических психологов на селе, повысить уровень их работы.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Информационно-методическое обеспечение психологов образования выстраивалось в соответствии с запросами специалистов. В областном центре «Ресурс» создан информационно-методический банк. В нем находится база данных по разделам: «Социально-психологические службы», «Кадры областной службы практической психологии», «Рынок образовательных услуг», «Каталог психодиагностических методик», «Фонд научно-методических материалов выставки-конкурса «Психологические ресурсы образования», «Профессиональное самоопределение молодежи».
Ряд разработок, выполненных специалистами ярославских образовательных учреждений в области психологического обеспечения образования по заказу Минобразования России, получили высокую оценку российского экспертного совета за свою обоснованность, практичность, методическую проработанность и рекомендованы к внедрению в других регионах страны. Для оперативного информирования специалистов системы образования выпускается информационный бюллетень службы. Уже издано и распространено 16 его выпусков.
Но наиболее значимыми мероприятиями, содействующими научно-методическому оснащению деятельности практических психологов образования, являются ежегодно проводимые областные конференции. Их тематика очень разнообразна: «Психологическое благополучие участников образовательного процесса» (1998), «Социально-педагогическое и психологическое обеспечение образовательного процесса» (1999), «Социально-педагогическое и психологическое обеспечение реформирования региональной системы образования» (2000), «Профессиональное развитие социальной сферы» (2001), «Психолог в образовании: роль, место, профессиональное и личностное развитие» (2002).
В конференциях принимают участие не только руководители и сотрудники психологических служб разного уровня, но и руководители образовательных учреждений, представители управленческих структур районного, городского, областного и федерального уровней, ученые, работники системы среднего специального и высшего образования, научно-практических центров, педагоги, другие участники образовательного процесса. К каждой конференции приурочены ежегодные областные выставки-конкурсы «Психологические ресурсы образования».
Эксперты отмечают, что при сохранении достаточно большого количества предоставляемых на выставки работ (более ста ежегодно) год от года повышается их научно-методический уровень. Наряду с психологами в данных мероприятиях принимают участие педагоги, преподаватели вузов, социальные педагоги, врачи и другие специалисты из Ярославской области и других регионов России, в том числе из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Томска и др.
Материалы выставок-конкурсов всегда вызывают большой интерес у специалистов, поэтому почти все научно-методические разработки размещаются в фонде центра «Ресурс» и активно используются специалистами образования области в целях повышения своей квалификации.

НАШИ ПРИОРИТЕТЫ

Одним из важных направлений службы всегда была работа по нормативно-правовому обеспечению деятельности психологов. Проведен анализ документов федеральных, областных и муниципальных органов управления образованием в области психологического обеспечения и подготовлен сборник вопросов и ответов с опорой на существующие документы.
Кроме того, разработаны показатели эффективности деятельности психологов; положения об областной психологической службе, о научно-методическом совете психологической службы области, о методическом объединении психологов, о конкурсе «Психолог года», принят «Этический кодекс».
Одним из приоритетных направлений работы ярославской областной психологической службы является профориентационная деятельность, которая проводится как психологами образовательных учреждений, так и работниками специализированных центров и служб. Организация этой работы осуществляется через методические объединения районных психологических служб специалистами Ярославского областного центра профессиональной ориентации и поддержки населения «Ресурс».
Силами специалистов центра разработана программа курса «Основы активной позиции на рынке труда», и в настоящее время в большинстве школ области внедрен этот курс, который ведут психологи и педагоги.
На территории Ярославской области продолжается апробация авторской профориентационной программы «Единая на территории системная технология обеспечения профориентационным минимумом выпускников школ области». Эта технология позволяет оригинальными методами довести до выпускников профориентационный минимум и выявить уровень их готовности к профессиональному выбору. Реализуется она сотрудниками центра «Ресурс», а также психологами и педагогами образовательных учреждений.

УНИКАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

Анализ эффективности деятельности службы практической психологии позволяет говорить о ее результативности. В частности, Коллегия Минобразования РФ «О плане мероприятий по развитию службы практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации в 2000–2001 гг.» отметила, что в ряде регионов России, в том числе в Ярославской области, созданы уникальные модели службы.

Ярославская область, в соответствии с российско-фламандским договором о сотрудничестве (письмо Минобразования РФ «План российско-фламандского сотрудничества по проекту ППМС-центров на 2000 год» от 22.03.2000г. № 27/897-6,) включена в состав экспериментальных регионов для отработки организационно-методических аспектов деятельности ППМС-центров.
На настоящий момент в Ярославской области сложилась многоуровневая служба практической психологии, доказавшая свою необходимость и востребованность всеми участниками образовательного процесса: детьми и их родителями, педагогами, руководителями органов управления образованием.
Выбор и формирование конкретных направлений и видов работ по психологическому обеспечению образования в муниципальных округах и отдельных образовательных учреждениях осуществляется на основе анализа ситуации, а также с учетом сложившихся традиций и кадровых возможностей.

Ирина КУЗНЕЦОВА,
директор
Ярославского областного центра
профессиональной ориентации и
психологической поддержки населения «Ресурс»,
Нина АНСИМОВА,
докторант
кафедры психологии ЯрГПУ
им. К.Д. Ушинского