ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
Ярославская область расположена в Центральном
регионе России. Она занимает территорию 36,4 тыс.
кв. км и граничит с шестью областями:
Владимирской, Вологодской, Ивановской,
Костромской, Московской и Тверской. В ней
находятся одиннадцать городов и тринадцать
поселков городского типа. Для Ярославской
области характерно, что численность горожан в
четыре раза превышает количество сельских
жителей, в областном центре проживает свыше 40%
населения. Область является крупным
промышленным центром.
Эти факторы повлияли на создание в области
своеобразной социальной инфраструктуры, что
отразилось и на своеобразии ее психологической
службы: основные психологические ресурсы
сосредоточены в крупных городах, хотя в
последнее время наблюдается развитие
психологической службы и в сельской местности (см.
карту).
ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ СЛУЖБЫ
Психологическая служба системы образования в
Ярославской области начала складываться еще в 1987
году, одной из первых в стране. Этому во многом
способствовало не только наличие собственного
психологического факультета в университете,
ежегодно готовящего высококвалифицированные
кадры, но и поддержка и понимание со стороны
административных структур системы образования
области.
Первый этап формирования областной
психологической службы (1987—1994) можно назвать
этапом «свободного развития», когда в отсутствие
методического руководства и единой
организационной структуры испробовались
различные варианты включения психологов в
образовательные учреждения, а также формы и
методы их работы.
В 1994 году в системе образования Ярославской
области (преимущественно в городах — Ярославле,
Рыбинске, Переславле-Залесском) работало уже
около 160 психологов. А в 1995 году департаментом
образования был проведен анализ состояния
психологической работы в образовательных
учреждениях и намечены основные направления ее
развития.
Встал вопрос о кадровом обеспечении службы.
Подготовкой психологов для системы образования
стали заниматься сразу несколько факультетов
различных вузов: была открыта специализация по
педагогической психологии в Ярославском
государственном университете им. П.Г. Демидова (ЯрГУ).
Кроме того, на спецфакультете «Психология»
Ярославского государственного педагогического
университета им. К.Д. Ушинского (ЯГПУ) были
введены новые специальности: «педагог-психолог»,
«социальный педагог», «логопед».
Период с 1996 по 2000 год можно охарактеризовать как
этап качественного развития областной
психологической службы, хотя количество
психологов, работающих в различных
образовательных учреждениях, увеличилось в три
раза (450 человек в 2000 г.) Но главное — за этот
период сложилась многоуровневая модель службы,
включающая областной, муниципальный и первичный
уровни (см. схему).
Создан научно-методический совет по
психологическому обеспечению образования, в
состав которого входят руководители
муниципальных органов управления образованием,
ведущие специалисты вузов и психологи
образовательных учреждений (всего 34 человека).
Городской центр профориентации и
психологической поддержки населения «Ресурс»
реорганизован в областной. На него возложены
функции координации и информационно-методического
обеспечения областной психологической службы.
Областная психолого-медико-педагогическая
комиссия становится государственным
образовательным учреждением для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной
помощи — «Центр помощи детям».
На муниципальном уровне созданы методические
объединения психологов (МО) во всех районах
области. Дальнейшее развитие получили и
муниципальные центры психолого-педагогической и
медико-социальной помощи детям. Сейчас в системе
образования области их четырнадцать. Каждый ППМС-центр
в соответствии с целевым назначением имеет
собственную модель работы по оказанию помощи
детям, испытывающим сложности в освоении
образовательных программ или попавшим в трудные
жизненные обстоятельства.
На муниципальном уровне работает чуть более 70
психологов, что составляет 15% от общего числа
специалистов службы.
Самое большое количество специалистов (более 350)
работает на первичном уровне. Из них 151 — в
городских школах, 50 — в сельских, 29 — в детских
домах и домах-интернатах, 6 — в профессиональных
училищах, 4 — в учебно-производственных
комбинатах, 83 — в детских дошкольных учреждениях.
ВМЕСТЕ МЫ — СИЛА!
Служба практической психологии в системе
образования интегрирует действия различных
специалистов в единую психолого-педагогическую
и медико-социальную коррекционно-развивающую
службу области. Врачи, дефектологи, социальные
работники, психологи, логопеды работают
практически во всех типах образовательных
учреждений. Интегративные отношения развиваются
между психолого-педагогическими и медико-социальными
службами как внутри системы образования, так и на
межведомственном уровне (работа по
профориентации, профилактике наркозависимости и
др.).
В течение ряда лет успешно работает научно-методический
совет областной психологической службы по
психологическому обеспечению образования, в
состав которого входят руководители
муниципальных органов управления образованием,
ведущие специалисты вузов и психологи
образовательных учреждений.
Усилилось взаимодействие службы с вузовской
наукой. Ученые из ЯГПУ, ЯрГУ, Ярославской
государственной медицинской академии (ЯГМА)
осуществляют научно-методическое руководство
рядом разработок психологов-практиков,
принимают участие в повышении их квалификации,
работе конференций, мастерских, выставок. Работе
практиков помогают также материалы
«Ярославского психологического вестника»,
издаваемого совместно департаментом
образования, Российским психологическим
обществом, ЯрГУ и областным институтом развития
образования.
В области сложилась эффективно действующая
система по повышению психологической
компетентности педагогических и руководящих
работников образования. В ней активно участвуют
специалисты областного института повышения
квалификации педагогических и руководящих
работников образования (ИПК), научно-методического
и учебного центра профессионального образования,
ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, ЯрГУ им. П.Г. Демидова, ЯГМА,
муниципальных и областных центров службы
практической психологии.
Таким образом, приобретая теоретические знания и
практический опыт, повышают уровень своей
психологической компетентности ежегодно более
300 специалистов.
Учитывая пожелания психологов, проживающих в
сельской местности и порой не имеющих
возможности приехать на семинар в областной
центр из-за финансовых трудностей, проводятся
выездные семинары по наиболее актуальным
проблемам на базе психологических центров,
расположенных в районных городах – Ростове,
Рыбинске, Гаврилов-Яме, Переславле-Залесском,
Тутаеве. Такая практика позволяет
активизировать работу практических психологов
на селе, повысить уровень их работы.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
Информационно-методическое обеспечение
психологов образования выстраивалось в
соответствии с запросами специалистов. В
областном центре «Ресурс» создан информационно-методический
банк. В нем находится база данных по разделам:
«Социально-психологические службы», «Кадры
областной службы практической психологии»,
«Рынок образовательных услуг», «Каталог
психодиагностических методик», «Фонд научно-методических
материалов выставки-конкурса «Психологические
ресурсы образования», «Профессиональное
самоопределение молодежи».
Ряд разработок, выполненных специалистами
ярославских образовательных учреждений в
области психологического обеспечения
образования по заказу Минобразования России,
получили высокую оценку российского экспертного
совета за свою обоснованность, практичность,
методическую проработанность и рекомендованы к
внедрению в других регионах страны. Для
оперативного информирования специалистов
системы образования выпускается информационный
бюллетень службы. Уже издано и распространено 16
его выпусков.
Но наиболее значимыми мероприятиями,
содействующими научно-методическому оснащению
деятельности практических психологов
образования, являются ежегодно проводимые
областные конференции. Их тематика очень
разнообразна: «Психологическое благополучие
участников образовательного процесса» (1998),
«Социально-педагогическое и психологическое
обеспечение образовательного процесса» (1999),
«Социально-педагогическое и психологическое
обеспечение реформирования региональной
системы образования» (2000), «Профессиональное
развитие социальной сферы» (2001), «Психолог в
образовании: роль, место, профессиональное и
личностное развитие» (2002).
В конференциях принимают участие не только
руководители и сотрудники психологических служб
разного уровня, но и руководители
образовательных учреждений, представители
управленческих структур районного, городского,
областного и федерального уровней, ученые,
работники системы среднего специального и
высшего образования, научно-практических
центров, педагоги, другие участники
образовательного процесса. К каждой конференции
приурочены ежегодные областные выставки-конкурсы
«Психологические ресурсы образования».
Эксперты отмечают, что при сохранении достаточно
большого количества предоставляемых на выставки
работ (более ста ежегодно) год от года повышается
их научно-методический уровень. Наряду с
психологами в данных мероприятиях принимают
участие педагоги, преподаватели вузов,
социальные педагоги, врачи и другие специалисты
из Ярославской области и других регионов России,
в том числе из Москвы, Санкт-Петербурга,
Новосибирска, Томска и др.
Материалы выставок-конкурсов всегда вызывают
большой интерес у специалистов, поэтому почти
все научно-методические разработки размещаются
в фонде центра «Ресурс» и активно используются
специалистами образования области в целях
повышения своей квалификации.
НАШИ ПРИОРИТЕТЫ
Одним из важных направлений службы всегда была
работа по нормативно-правовому обеспечению
деятельности психологов. Проведен анализ
документов федеральных, областных и
муниципальных органов управления образованием в
области психологического обеспечения и
подготовлен сборник вопросов и ответов с опорой
на существующие документы.
Кроме того, разработаны показатели
эффективности деятельности психологов;
положения об областной психологической службе, о
научно-методическом совете психологической
службы области, о методическом объединении
психологов, о конкурсе «Психолог года», принят
«Этический кодекс».
Одним из приоритетных направлений работы
ярославской областной психологической службы
является профориентационная деятельность,
которая проводится как психологами
образовательных учреждений, так и работниками
специализированных центров и служб. Организация
этой работы осуществляется через методические
объединения районных психологических служб
специалистами Ярославского областного центра
профессиональной ориентации и поддержки
населения «Ресурс».
Силами специалистов центра разработана
программа курса «Основы активной позиции на
рынке труда», и в настоящее время в большинстве
школ области внедрен этот курс, который ведут
психологи и педагоги.
На территории Ярославской области продолжается
апробация авторской профориентационной
программы «Единая на территории системная
технология обеспечения профориентационным
минимумом выпускников школ области». Эта
технология позволяет оригинальными методами
довести до выпускников профориентационный
минимум и выявить уровень их готовности к
профессиональному выбору. Реализуется она
сотрудниками центра «Ресурс», а также
психологами и педагогами образовательных
учреждений.
УНИКАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ
Анализ эффективности деятельности службы
практической психологии позволяет говорить о ее
результативности. В частности, Коллегия
Минобразования РФ «О плане мероприятий по
развитию службы практической психологии в
системе Министерства образования Российской
Федерации в 2000–2001 гг.» отметила, что в ряде
регионов России, в том числе в Ярославской
области, созданы уникальные модели службы.
Ярославская область, в соответствии с
российско-фламандским договором о
сотрудничестве (письмо Минобразования РФ «План
российско-фламандского сотрудничества по
проекту ППМС-центров на 2000 год» от 22.03.2000г. №
27/897-6,) включена в состав экспериментальных
регионов для отработки организационно-методических
аспектов деятельности ППМС-центров.
На настоящий момент в Ярославской области
сложилась многоуровневая служба практической
психологии, доказавшая свою необходимость и
востребованность всеми участниками
образовательного процесса: детьми и их
родителями, педагогами, руководителями органов
управления образованием.
Выбор и формирование конкретных направлений и
видов работ по психологическому обеспечению
образования в муниципальных округах и отдельных
образовательных учреждениях осуществляется на
основе анализа ситуации, а также с учетом
сложившихся традиций и кадровых возможностей.
Ирина КУЗНЕЦОВА,
директор
Ярославского областного центра
профессиональной ориентации и
психологической поддержки населения «Ресурс»,
Нина АНСИМОВА,
докторант
кафедры психологии ЯрГПУ
им. К.Д. Ушинского |