Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №36/2003


КОЛЛЕГИ

ОПТИМАЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Центр помощи детям существует в Ярославле уже 13 лет. Возглавляет его учитель-дефектолог высшей категории Татьяна Александровна Иванова.
Это государственное образовательное учреждение, которое курирует не только город, но и всю область: специалисты центра выезжают в командировки в самые отдаленные районы области, проводя в дороге порой по 4–5 часов. Но что делать, ведь помощь и квалифицированные консультации нужны и там, тем более что у нас работают самые востребованные сегодня и достаточно редкие специалисты: учителя-дефектологи, педагоги-психологи, логопеды, нейропсихолог, врачи-психиатры, психотерапевты.
Сейчас Центр помощи детям располагается в собственном двухэтажном здании в центре Ярославля. Попасть на прием очень просто: нужно только желание родителей. Диспетчер центра по телефону или лично выбирает с родителями удобное для них время, и к их услугам целая бригада специалистов. Результаты обследования обсуждаются только с родителями, ведь что бы ни рекомендовали специалисты, решение о дальнейшей судьбе ребенка принимают именно родители.

ПОМОГАЕМ, ОБСЛЕДУЯ

Чаще всего к нам обращаются родители, у детей которых что-то не ладится в школе: не складываются отношения с учителями, одноклассниками, они не могут усвоить программу или, что еще хуже, отказываются ходить в школу.
Почему это происходит? Ответить на этот вопрос, как правило, достаточно сложно. Поэтому каждый ребенок проходит углубленное психолого-медико-педагогическое обследование в диагностическом отделе центра. Результаты обследования заносятся в компьютерный банк данных, который в настоящее время насчитывает около 25000 единиц информации. Доступ к ней имеют немногие, но при повторном обращении ребенка в центр специалисты всегда могут сравнить результаты, уточнить, какие рекомендации родителями выполнены, а какие, увы, нет.
Цель работы диагностов — помочь в выборе типа учебно-воспитательного учреждения и условий воспитания, оптимальных для данного ребенка, а также проконсультировать родителей по вопросам взаимоотношений с детьми, различным проблемам личной жизни ребенка.
Для решения вопросов обучения в диагностическом отделе работает Областная психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), которая устанавливает право ребенка на специальное (коррекционное) образование и выдает на руки родителям заключение. Руководит отделом педагог-психолог высшей квалификационной категории Светлана Борисовна Корнилова.

В НАШИХ СИЛАХ

Ярославль, являясь одним из базовых городов в развитии практической дефектологии и психологии, обладает огромным кадровым потенциалом. Практически в каждом дошкольном и школьном учреждении города работают психологи, логопеды или дефектологи. И если жители города имеют возможность выбора специалистов, способных оказать помощь их детям, то в районных центрах, селах и поселках области это остается проблемой.
Конечно, в нашем центре не могут оказать коррекционную помощь каждому нуждающемуся ребенку, но в наших силах разработать направления коррекционной работы, индивидуально ориентированные коррекционно-развивающие программы. Этим занимаются специалисты коррекционного отдела центра.
Каждый год этот отдел, которым руководит педагог-психолог высшей категории Елена Борисовна Балуева, оказывает помощь более чем 200 детям. Для них организуются занятия в группах по 8–10 человек, в каждой группе занятия проводят дефектолог, психолог и, если требуется, логопед. Опыт показал, что только совместная работа нескольких специалистов дает оптимальный результат.
Для детей подросткового возраста проводится психологический тренинг общения, для дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью — комплексная медико-психологическая коррекция. Специалисты разработали и апробировали более 20 коррекционно-развивающих программ, часть из которых издана как методические рекомендации, доступные как родителям, так и специалистам, работающим с такими детьми.
В центре осуществляется и индивидуальная нейропсихологическая коррекция. В коррекционной работе наряду с традиционными обучающими методами используются современные коррекционные техники, такие, как игровая терапия и арт-терапия.
У нас открыт психотерапевтический кабинет, который посещает около 100 детей в год, среди них дети с поведенческими расстройствами, синдромом детского аутизма, социальными расстройствами, такими, например, как страх публичных выступлений, тревожно-фобическими расстройствами (страх темноты, животных и др.).
Кроме того, психотерапевты ведут родительские группы, на которых обучают пациентов стратегиям разрешения своих личностных проблем и проблем, связанных с детьми.

РАБОТА НА БУДУЩЕЕ

Богатейший опыт, накопленный за 12 лет нашей работы, требует научного осмысления и обобщения. С сентября 2003 года в Центре существует научно-исследовательская лаборатория специального (коррекционного) образования, которую возглавляет кандидат психологических наук Владимир Константинович Солондаев (см. его статью в настоящем номере. — Ред.).
Анализ накопленного в системе образования опыта социальной адаптации детей с различными проблемами — это лишь часть большой и разнообразной работы, которую проводят сотрудники лаборатории.
На основе проведенных исследований ими разрабатываются методические рекомендации и программы дополнительного образования и внеклассной коррекционно-развивающей деятельности специалистов, работающих с детьми с проблемами в развитии.
В рамках прошедшей в январе—марте 2003 г. всероссийской диспансеризации разработан психодиагностический инструментарий для обследования детей от 3 до 15 лет, которым успешно пользуются психологи и дефектологи области. Полученные результаты послужили основой для нормирования некоторых методик исследования интеллекта.
Специалисты лаборатории организуют обучающие семинары и стажировки для педагогов-психологов, учителей-дефектологов и логопедов ППМС-центров и специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
Лаборатория одной из первых в стране начала исследование представлений об окружающем мире депривированных детей и детей, имеющих снижение интеллектуальных возможностей, изучение особенности формирования у них социальных норм и способов поведения.
Направление, безусловно, очень интересное и своевременное. Ведь если взрослые наконец поймут свои ошибки и просчеты в воспитании детей, будущее подрастающего поколения будет более спокойным и счастливым.

Елена БАЛУЕВА,
руководитель диагностико-коррекционного отдела
ГОУ ЯО «Центр помощи детям»

Публикация статьи произведена при поддержке медицинского центра «Инспектрум Клиник», предлагающего проведение медицинских осмотров, как выездных, так и на территории поликлиники. Медицинский осмотр можно провести в удобное для вас время. Клиника оформляет медицинские книжки, проводит экспертизу на профпригодность и предоставляет другие медицинские услуги по наиболее выгодным ценам в Уфе.