Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №38/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПРОЕКТИВНАЯ ДИАГНОСТИКА
В СКАЗКОТЕРАПИИ

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева,
Е.А. Тихонова
СПб.: Речь, 2003

Встречая очередную книгу, выпущенную издательством «Речь» в последнее время, я постоянно удивляюсь: сколько можно публиковать книг по сказкотерапии! Складывается такое впечатление, что больше ни одно психологическое направление не пользуется такой популярностью у читателей и издателей.
Не подумайте, что я пишу это с чувством горечи. Совсем нет! Скорее с чувством глубокого удовлетворения и радости: во-первых, потому что сам всерьез и давно занимаюсь сказкотерапией, а во-вторых, потому что почти все появляющиеся по этой проблематике книги очень интересны, практичны и увлекательны.
Эти слова полностью могут быть отнесены и к совместной работе Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой и Е.А.Тихоновой. Если эту книгу сравнить с изданиями, посвященными другим направлениям практической психологии и психотерапии, то ее преимущества для практика станут очевидными.
Важнейшее достоинство этой работы, на мой взгляд, — это ее технологичность. Коротко описаны возможные подходы к анализу авторских сказок, сформулированы принципы анализа, которых придерживаются авторы. Все очень четко, ясно и лаконично.
Другое достоинство книги — обоснованность (по крайней мере, эмпирическая) выдвигаемых в ней положений. Здесь можно найти не только авторские рассуждения о природе психологического воздействия сказочной метафоры и о раскрываемом ею информационном пространстве, но и аргументированные мысли о сочинении сказок и о возрастных особенностях авторских сказок. При этом авторы показывают, что проективная психодиагностика с использованием сочинения сказок наиболее эффективна начиная с 11–12-летнего возраста. Они приводят конкретные примеры сказок, сочиненных детьми разного возраста, и делают выводы о специфике этих сказок.
Очень интересна психологическая интерпретация сказок, которые подразделяются на следующие виды: сказки о любви; сказки о человеческих ценностях, пороках и добродетелях, несущих определенную мораль; сказки о взаимоотношениях в семье; сказки о личностном росте. Каждый вид сказок снабжен многочисленными примерами — и самих сказок, и их интерпретации.
Даже если бы в книге было только это, то уже был бы несомненный повод ее приобрести. Однако в ней можно найти еще и описание конкретных случаев из практики работы с авторской сказкой, включающее формулирование стратегий работы с клиентом.
Но есть и еще кое-что. Поскольку большинство практических психологов и их клиентов — женщины (куда уж деваться от реалий нашей профессии!), то несомненно привлекательным и для тех и для других станет наличие в книге большого раздела «Пути женской самореализации в контексте сказкотерапии». В нем заинтересованные читательницы найдут оригинальную периодизацию возрастного развития женщины и описание возникающих в этом процессе трудностей и новообразований.
Короче говоря, внимательно прочтите эту книгу, запомните важнейшие правила сказкотерапевтической диагностики и держите ее под рукой, чтобы изредка обращаться к ее страницам за советом или примером в тот момент, когда сказка клиента (или ваша собственная) покажется вам трудной для интерпретации.

Игорь ВАЧКОВ