Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №38/2003


ИГРОТЕКА

Необитаемый остров

Психологическая игра для младших школьников

Продолжение. См. № 37/2003

ЧАСТЬ II. НА ОСТРОВЕ

Упражнение «Стряхни»

Ведущий. Я хочу показать вам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств.
Наверняка каждый из вас видел, как отряхивается промокшая собака. Она трясет спиной и головой так сильно, что вся вода брызгами разлетается в стороны. Вы можете сделать примерно то же самое.
Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. И начинайте стряхивать ладони, локти и плечи. При этом представьте себе, как все неприятное — плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о самих себе — слетают с вас, как вода с собаки. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. А затем потрясите головой. Будет еще полезнее, если вы будете издавать при этом какие-нибудь звуки...
Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает и вы становитесь все бодрее и веселее, будто заново родились
(30–60 секунд).

Новое знакомство

Ведущий. Придя в себя и немного приободрившись, мы, изрядно проголодавшиеся, отправились в глубь острова в поисках чего-нибудь съестного.
Не пройдя и ста метров, мы увидели удивительную картину. Невдалеке, на пригорке, росли чудесные деревья: на одном свешивались бутылочки лимонада, на другом — вкусные пирожные, на третьем — бутерброды с сыром и колбасой. Ослепленные удачей, мы бросились вперед, но когда нам оставалось уже два шага до намеченной цели, все вокруг исчезло. Разочарованные, мы застыли в недоумении.
Неожиданно раздался тоненький голосок: «Ну что, будем знакомиться? Я — Лимонадикус Обыкновенный. И все, что вы сейчас видели, — отнюдь не иллюзия и не мираж. Мы действительно существуем. Ведь вы, надеюсь, не забыли, что находитесь в Стране сказок? А полакомиться нашими плодами вы, конечно, сможете, только сначала решите задачу».

Аналитические задачи

1. Сове, Ослику и Винни-Пуху подарили три воздушных шарика — большой зеленый, большой синий и маленький зеленый. Как они разделят между собой эти шарики, если Сове и Ослику нравятся большие шарики, а Ослик и Винни-Пух любят зеленые шарики?
2. Три девочки — Аня, Катя и Марина — занимаются в трех различных кружках: вышивки, танцев и хорового пения. Катя не знакома с девочкой, занимающейся танцами. Аня часто ходит в гости к девочке, занимающейся вышивкой. Подружка Кати, Марина, хочет в следующем году добавить к своим увлечениям занятия пением. Кто из девочек чем занимается?

Детям младшего возраста можно предложить отгадать загадки.

Ведущий. Молодцы! Вы отлично справились с заданием и заслужили угощение. Какое кому дерево по вкусу?
Основательно подкрепившись и набравшись свежих сил, мы решили обследовать остров. И здесь наши мнения разделились: одни предлагали отправиться в глубь острова, а другие — идти вдоль берега. Начался спор.

Упражнение «Да и Нет»

Ведущий. Вспомните на мгновение, как обычно звучит ваш голос. Скорее тихо, скорее громко, скорее средне?
Сейчас вам нужно будет использовать всю мощь своего голоса. Разбейтесь на пары и встаньте друг перед другом. Сейчас вы проведете воображаемый бой словами.
Решите, кто из вас будет говорить слово «да», а кто — слово «нет». Весь ваш спор будет состоять лишь из этих двух слов. Потом вы будете ими меняться.
Вы можете начинать очень тихо, постепенно увеличивая громкость до тех пор, пока один из вас не решит, что громче уже некуда.
Пожалуйста, слушайте колокольчик, который я принесла с собой. Услышав его звон, остановитесь, сделайте несколько глубоких вдохов. Обратите при этом внимание на то, как приятно находиться в тишине после такого гама и шума.

Начиная эту игру, имейте в виду, что на некоторое время в классе будет очень шумно.

Ведущий. Определившись с направлением, мы отправились в путь. В походе прошел весь день. А когда солнце клонилось к закату, мы решили подыскать место для ночлега. В конце концов мы наткнулись на уютную пещерку, где и остановились.

ЧАСТЬ III.
В ПЛЕНУ У ЗЛОГО ВИЗАРДА

Ведущий. На утро нас разбудил непонятный шум. Открыв глаза, мы обнаружили, что окружены вооруженными людьми, облаченными в странные одежды и говорившими на неизвестном языке. Знаками они приказали нам следовать за ними по извилистым коридорам пещеры.
И вскоре перед нами предстало необычайное зрелище. Это был настоящий подземный город. Мы шли по угрюмым грязным улочкам, пока не уткнулись в огромные каменные двери, которые отворились лишь после того, как наши стражники произнесли заклинание.
— Добро пожаловать в наше подземное царство мрака, — произнес металлический голос, заставивший нас вздрогнуть.
Обладатель этого голоса сидел на высоком троне, укутавшись в черный плащ.
— Давненько у нас не было гостей. Что ж, располагайтесь как можно удобнее. Ведь по законам моей страны человек, однажды попавший сюда, уже не имеет права вернуться назад, в свой мир. Проводите гостей в их покои.

В этом месте прервите сказку. Дайте детям возможность продолжить, предположить, чем закончится это приключение. Без комментариев и оценок. А после того как школьники выскажут свое мнение, продолжите сказку.

Ведущий. Отчаяние охватило нас. Мы сидели, не в состоянии вымолвить ни слова, в комнате, освещаемой лишь тусклой свечой, куда нас привели стражники. Как вдруг перед нашими глазами появилось розовое облачко, из которого вышло прекрасное создание.
— Тсс, не пугайтесь. Я пришла, чтобы помочь вам бежать. Я — фея Рада из Страны сказок. К сожалению, здесь, вблизи Злого Визарда, я не могу находиться долго. Но кое-что я все же успею сделать. Сейчас я превращу вас в насекомых, птиц и зверей. В этом обличье вам будет легче бежать. Остальное зависит лишь от вас. Приготовились?! Динь-дили-динь! — голос Рады растаял звоном колокольчика.
И мы, чувствуя себя непривычно в другом виде, бросились на поиски спасительного выхода.
Через несколько часов мы, уставшие от бега по извилистым коридорам, но довольные, что справились сами со столь опасным приключением, грелись в лучах послеполуденного солнца.
Лишь одно нас угнетало — мы не могли вернуть свой настоящий облик. Мы перепробовали все возможные заклинания, но результата не было. И, когда положение уже казалось безвыходным, на нас снизошло озарение. Мы поняли, как нам справиться с проблемой.

Упражнение «Пантомима»

Ведущий. Сейчас вы получите карточки с названием того существа, в которого вас превратила фея Рада. Посмотрите, что на них написано, но никому больше не показывайте. Для того чтобы превратиться в самих себя, вам нужно будет показать без слов то, что написано на вашей карточке, то есть то, во что вы были превращены. Игру начинает участник по номером «1».

Кодирование

Ведущий. Как только мы обрели свои настоящие тела, было решено как можно скорее бежать с этого острова. Но, когда мы пришли к месту, где оставили лодку, мы обнаружили, что от нее не осталось и следа.
Единственное, что мы нашли на берегу, была закупоренная бутылка с непонятным содержимым. Открыв ее, мы обнаружили послание:

5 7 5 2 9   6 3 1 2.
8 9 4

Ключ:
1 — о 2 — т 3 — л 4 — я 5 — и 6 — п 7 — щ 8 — ф 9 — е

Лабиринт

Ведущий. Тут же прилагалась карта (см. рис.).
Плот оказался совсем недалеко от берега. Мы с легкостью спустили его на воду и отправились в обратный путь. Казалось, что наше приключение подошло к концу, но все только начиналось, как мы убедились позже.

Наталья ТУАЕВА,
с. Долиновское,
Ставропольский край

Окончание следует