Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №39/2003


ПСИХОЛОГ У ДОСКИ

КТО ПОМОЖЕТ ЗОЛУШКЕ?

или Еще раз о преподавании психологии в школе

 

Знание законов жизни
несравнимо важнее многих других знаний,
а знание, которое прямо ведет нас
к самосовершенствованию,
есть знание первейшей важности.


Герберт СПЕНСЕР,
английский философ

Вот и все. Не надо будет, обложившись со всех сторон учебниками, журналами и газетами, писать планы, выбирая по крупицам то, что доступно и интересно детям.
Не надо все лето думать, каким он будет — первый урок психологии, зная по опыту, что именно на нем возникают незримые нити заинтересованности. Нити, из которых сплетется канва дальнейших взаимоотношений в течение всего курса.
И больше не пригодится это стихотворение, написанное для урока по одной из самых любимых тем.

Ода темпераменту

О темперамент, темперамент!
Судьбы, характера фундамент.
Начало в жизни всех начал,
То, с чем на свет нас мир встречал.
Тысячелетье третье спорят,
От древности до наших дней,
Что за основу взять теорий,
Какие свойства всех важней.
Но лишь одно бесспорно мненье,
И вряд ли что тут возразишь:
Как велико твое значенье!
Ты у истоков личности стоишь.

Впрочем, может быть, это стихотворение и пригодится для психологического часа в старших классах. Но это будет не то, не звено в цепи, не частичка системы знаний, а так, фрагмент, эпизод в школьной жизни.
И понимая, что не всегда школа имеет возможность выделить часы для моего любимого предмета, думаю: почему так долго маятник спора о введении психологии как предмета в школе качается от категорического «нет» до не совсем уверенного «да»?
Почему, признавая, что психология из кабинетной науки превратилась в область знаний, которыми обязан владеть каждый образованный человек, мы отправляем выпускников во взрослую жизнь, не давая им даже минимума?
Какие только науки ни изучают дети за время обучения! Психологии же отводится роль Золушки, у которой пока нет возможности показать себя на школьном балу знаний.
Невольно начинаешь завидовать ученикам, жившим в начале XX века. Они имели учебники по психологии, а их учителя — методические указания «Как преподавать психологию», напечатанные в Санкт-Петербурге в 1911 году под редакцией профессора Нечаева.
А разве у старшеклассников XXI века меньше проблем? И появляются они чаще всего в связи с недостаточностью понимания ими процесса взаимодействия человека с миром.
Формирование у школьника представления о психологии как о науке поможет ему понять себя и других людей. Знания, полученные на уроках психологии, можно рассматривать как фундамент для самообразования и самовоспитания, что является сущностью школьного образования и воспитания.
Эти знания могут служить ступенькой для изучения других наук, а также помогут части выпускников выбрать профессию психолога не наобум, а имея о ней четкое представление.
Можно привести еще много доводов в пользу введения нового предмета, но главное все-таки — мнение самих школьников, у которых интерес к психологии огромен. Пора всем взрослым, от кого это зависит, дать детям то, чего требует время и они сами.
Конечно, сначала надо ответить на следующие вопросы.
1. Каковы цели обучения?
2. В каких классах преподавать психологию?
3. Чему учить?
4. Как учить?
5. Кто будет преподавать?
6. Каким должен быть учебник?
Имея небольшой опыт ведения уроков по психологии в сельской школе (4 года), я бы на эти вопросы ответила так.
1. Цели:
а) формирование у школьников гуманистического мировоззрения;
б) ознакомление с основными психологическими понятиями;
в) развитие навыков самопознания и самовоспитания;
г) обучение элементам практической психологии.
2. На данный момент ввести психологию во всех школах по 1 часу в неделю, хотя бы в 5-х и 10–11-х (или 9–10-х) классах.
В 5-х классах это может быть «Введение в мир психологии» как интегрированный курс просветительской, развивающей, диагностической и коррекционной работы психолога на одном из труднейших этапов школьной жизни — на этапе перехода в среднее звено.
Для старших классов — учебный курс «Психология», включающий в себя «Психологию личности» и «Психологию человеческих взаимоотношений». (Кстати, замечено, что со сложными личностными проблемами старшеклассники обращаются именно к тому психологу, который ведет у них уроки.)
Для учащихся остальных классов можно пока ограничиться той просветительской и развивающей работой, которую ведет психолог в школе.
3. Должны быть утверждены государственные программы. Возможность самовыражения и творческого поиска останется, но обучение по принципу «что нравится, тому и учу» прекратится.
4. Как учить — это, пожалуй, самый трудный вопрос. Ведь не секрет, что уже в институте многим педагогам навсегда отбили интерес к психологии.
Есть два подхода к преподаванию психологии в школе. Первый — психология как очередная академическая дисциплина. Это называют «мертвой психологией». И второй подход — «живая психология» — захватывающее действие реальных людей.
Есть сторонники и у одного подхода, и у другого. Но ведь даже в сказках мертвая и живая вода используются одновременно. Нужно найти золотую середину. Не превращать урок в подачу очередной порции сухой информации, но и не делать из него шоу, не направлять в тренинговое русло.
И уж коли это урок, то должны быть и оценки. Никто не отбирает у ребенка право на свое мнение, но это не освобождает его от необходимости знать мнение других. Оценка должна выставляться за теоретический материал, за творческие работы, рефераты, а не за участие в обсуждении спорных вопросов.
5. Кто может вести психологию? Психолог. И не только он. В некоторых случаях талантливый учитель, увлеченный психологией преподаватель гуманитарных дисциплин, прошедший курсы, имеющий хороший учебник и методические разработки, окажется лучше психолога, не желающего и не умеющего донести знания школьникам.
6. И, наконец, каким должен быть учебник? Выдержанным в научной логике, интересным, доступным сельскому школьнику, а не только ученикам городских лицеев и гимназий. Он должен содержать, кроме теоретического материала, практические знания, тесты, занимательную информацию.
Для детей, заинтересовавшихся психологией, следует предусмотреть наличие факультативов, надо дать им возможность участвовать в олимпиадах.
Просматриваю анкеты, отзывы об уроках и пожелания, которые мне обычно пишут выпускники по окончании курса, и думаю: а может быть, все еще впереди? И в истории с преподаванием психологии в школе будет такой же счастливый конец, как и в сказке о Золушке?
Очень хочется верить, что введение в школах предмета «Психология» дело ближайшего будущего, что ученые и практики помогут школьникам прикоснуться к тайнам этой науки, познать себя и найти свое место в мире.

Н. ПОДСТРИГАЕВА,
педагог-психолог,
с. Долгоруково,
Липецкая обл.