Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №40/2003


ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

ТРИ ПИШЕМ — ДВА В УМЕ

Неудачи закаляют нашу способность
к сопротивлению.

Эрнест Хемингуэй

Ребенок возвращается домой из школы и с порога заявляет: «У меня две новости: одна очень хорошая, другая очень плохая. С какой начинать?»
Ситуация, хорошо знакомая любой семье, в которой растет школьник. Именно таким образом ребенок нередко сообщает о своих школьных достижениях. Мы вместе с ним радуемся успехам, которые воспринимаем как нечто само собой разумеющееся, и искренне переживаем по поводу очередной двойки. При этом сам ребенок нередко убежден, что двойку он получил незаслуженно и какой-то его одноклассник за точно такой же ответ (или письменную работу) получил на балл выше.
Конечно, встречаются дети, родителям которых не приходится краснеть на школьных собраниях, так как они одинаково хорошо успевают по всем учебным предметам. Однако подавляющее большинство учеников получает не только хорошие и отличные оценки, есть и такие, которые с трудом дотягивают до итоговой удовлетворительной отметки.
Если с тройками мы еще готовы смириться, то двойки воспринимаем как нечто лишнее, не укладывающееся в наше представление о хорошем ребенке.
Двойки отравляют жизнь не только детям и их родителям, но и учителям, которые в данном случае практически расписываются в собственном профессиональном бессилии.
В связи с этим возникает вопрос: а можно ли учить и учиться без двоек?

ЧЕСТНОЕ ПРИЗНАНИЕ

Этот вопрос задают учителя и ученые, психологи и педагоги, психофизиологи и медики, дети и их родители. Вроде бы готов положительный ответ, но при этом всем участникам образовательного процесса надо соблюсти столько условий, которые на практике оказываются абсолютно невыполнимыми, что приходится признать неизбежность неудовлетворительных оценок.
При идеальном стечении обстоятельств идеальный учитель учит идеального во всех отношениях ребенка по идеальным программам, используя идеальные методики преподавания. Достаточно несоблюдения какого-либо одного из этих условий, чтобы процесс перестал быть идеальным.
Мы, однако, живем в реальном мире, и мне трудно представить процесс школьного обучения без злополучных двоек. Хотя кому-то такая точка зрения покажется спорной и недостаточно обоснованной. А отсутствие неудовлетворительных отметок в классном журнале означает лишь то, что они не ставятся, а имеются в виду.
Как это ни странно, но такая ситуация устраивает далеко не всех учеников. Лишь откровенные бездельники, с трудом отсиживающие уроки, радуются полученным тройкам. Ученики, честно заработавшие свои удовлетворительные оценки, но оказавшиеся не в состоянии дотянуть до отметки «хорошо», испытывают чувство обиды от того, что их работа оказывается приравненной к абсолютному ее отсутствию.
Если такому троечнику так и не удастся стать хорошистом, то он, к сожалению, в условиях трехбалльного оценивания своего труда, может перестать прилагать какие-то усилия вообще: зачем что-то делать, если тройку и так поставят?
В связи со всем сказанным хочется обратить внимание на две особенности школьных отметок. Они, с одной стороны, выступают средством отслеживания школьных успехов, а с другой — способом, хотя и далеко не единственным, постижения правил жизни во взрослом мире.

ПЯТЬ ИЛИ ДЕСЯТЬ?

Обсуждая проблему неудовлетворительных отметок и возможность существования идеальной «школы без двоек», не следует забывать, что пятибалльную систему в нашей стране никто не отменял. Причем, по мнению педагогов, эта система весьма несовершенна, так как не позволяет оценить ответ ученика с должной мерой дифференцированности. Не случайно в некоторых учебных заведениях — школах и вузах — практикуется иная, например десятибалльная система.
Тем более что в реальности мы имеем дело всего с четырьмя, а то и с тремя вариантами оценок.
«Колы» ставятся лишь в том крайнем случае, когда количество сделанных ошибок выходит за все разумные пределы и в результате красного цвета на тетрадной странице оказывается больше, чем синего.
Двойки также не очень приветствуются и очень редко появляются среди итоговых четвертных и тем более годовых отметок. Известно, что все удовлетворительные отметки ставятся в журнале ручкой, а двойки нередко карандашом, что подразумевает возможность (или необходимость?) их исправления.
В результате учителя вынуждены пользоваться весьма ограниченным набором отметок. Такая ситуация их явно не устраивает, и поэтому они прибегают к всякого рода хитростям. Например, в дневниках, наряду с пятеркой, иногда появляются «пятерки с минусом», а «тройки с плюсом» мирно уживаются с «четверкой с минусом», и ученики хорошо понимают существующую между ними разницу. Мне известен случай, когда учитель ставил за контрольную работу «два с плюсом», что означало, что работа хотя и не дотягивает до тройки, но явно выше неудовлетворительной.

ВЫУЧИЛ, ОТВЕТИЛ, ЗАБЫЛ

Если посмотреть классный журнал, то нельзя не обратить внимание на следующее: по одним учебным предметам выставляется весь веер отметок, а по другим нередко оказывается достаточно двухбалльной системы.
Двойки, действительно, бывают разными. Так уж сложилось, что не всякая двойка вызывает одинаково негативную реакцию. И дети, и их родители постепенно «привыкают» к двойкам по русскому языку и математике.
Многие педагоги убеждены, что существуют «врожденная грамотность» и «математические способности». Психологи не столь категоричны, хотя вроде бы наличия способностей тоже не отрицают, подчеркивая при этом, что их все-таки необходимо развивать.
Ученые, опираясь на данные о закономерностях возрастного развития детей, а также на соответствующие предметные знания, стараются создать такие программы обучения, постепенное продвижение по которым делало бы неграмотного грамотным, не умеющего решать задачи вооружало бы способом подхода к целой системе задач. Многолетний опыт внедрения таких программ, особенно в начальной школе, показал их эффективность, но при одном условии: одного желания педагогов работать по этим программам явно недостаточно, необходимо еще и умение, а значит — специальная подготовка.
Однако на практике до сих пор математика и русский, а также физика и иностранный язык, химия и информатика относятся к разряду трудных. Поэтому считается вполне допустимым иметь по этим предметам итоговые удовлетворительные отметки, с чем нельзя не согласиться, так как тройка — положительная отметка, и ее тоже нужно заработать.
Наряду с названными учебными дисциплинами есть и такие, по которым «стыдно иметь тройки и тем более двойки». Это — история, география, биология.
Я бы согласилась с этим утверждением с большими оговорками: стыдно-то оно, конечно, стыдно, но не потому, что выучить легко, а потому, что стыдно не знать элементарных вещей.
Сегодня традиционное обучение по репродуктивному типу — прочитал, пересказал, ответил на вопросы, забыл — устраивает далеко не всех педагогов.

ОТМЕТКИ ПО ЖИЗНИ

Главная задача, которая стоит перед школой, как ни банально это звучит, подготовка ребенка к взрослой жизни. А это не сводится к передаче знаний и образованию навыков логического мышления. Не менее важным является овладение собственным поведением, формирование способности принимать решения и отвечать за них. Последнее означает, что за принятые решения придется получать отметки, причем не всегда ожидаемые и иногда несправедливые.
Было бы ошибкой ограничивать значение школьных отметок простым оцениванием работы. Хорошие отметки получать, конечно, очень приятно, а тройки и тем более двойки не способствуют поднятию настроения и повышению тяги к знаниям. Однако разные отметки в дневнике ученика полезны в том смысле, что учат его адекватно относиться к успехам и неудачам.
Плохо, когда ребенок оказывается погребенным под бессчетным количеством двоек и троек, так как в этом случае он либо привыкает к неуспехам и становится пессимистом, либо научается работать вполсилы и зависеть от благоприятного стечения обстоятельств.
Противоположная ситуация не менее драматична. Если ребенок в течение всех лет школьного обучения получал лишь положительные отметки, то, перешагнув порог школы, он оказывается неготовым к жизненным неудачам. Создание тепличной обстановки, что внешне выглядит как заботливое отношение к ребенку, впоследствии нередко оборачивается тяжелыми душевными переживаниями и даже срывами.
Именно в таких условиях формируются вечные подростки, в течение долгих лет расстающиеся с юношескими иллюзиями о совершенстве мира. А в это время их сверстники, научившиеся еще в школьные годы переживать и победы и поражения, корректируют свои жизненные планы в соответствии с меняющимися обстоятельствами. Они воспринимают «двойки по жизни» не как свидетельство крушения надежд, а как серьезный повод заняться пересмотром своих жизненных установок.
В этом году в нашу школу пришел новый учитель истории. Семиклассники оказались не готовыми к его высоким требованиям. Хорошо знакомая, хотя и не совсем приятная ситуация. Некоторые дети впервые получили двойки, что вызвало у них абсолютно неадекватные эмоциональные реакции.
Впоследствии все нормализовалось, но вызывает недоумение и беспокойство их полная растерянность в связи с неудовлетворительными отметками.
Подобная неготовность учеников к получению разных отметок, ориентация только на успешную деятельность является сигналом ошибочного, а точнее говоря, непрофессионального отношения к отметкам со стороны педагогов школы.
Болезненное вхождение во взрослую жизнь — таково следствие пребывания ребенка в слишком благоприятной школьной среде.
Школьные отметки лишь в одном отличаются от жизненных — их можно исправить.

ПОПРАВИМАЯ БЕДА

Ставить двойки неприятно, получать стыдно. Однако завышение учителем отметок, в частности положительное оценивание явно неудовлетворительного ответа и спокойное принятие ребенком незаслуженной тройки, крайне нежелательно. Если мы готовы признать, что двойки не так уж страшны, как их представляют, то можно ли научиться разумно и, главное — адекватно к ним относиться?
Именно такая задача и должна стоять перед педагогами, с одной стороны, и учениками и их родителями – с другой.
Урок литературы в восьмом классе. Простая на первый взгляд тема – «Лирика А.С. Пушкина». От восьмиклассников требуется проанализировать стихотворения. Ученики постоянно соскальзывают с анализа на пересказ, и в журнале появляется колонка двоек.
Что делает в этом случае учитель? Мне пришлось наблюдать два варианта поведения: один увеличивает число стихотворений, подлежащих анализу дома, а другой предлагает схему анализа и наглядно иллюстрирует, как следует ею воспользоваться. Понятно, в каком классе за письменный анализ стихотворений будет больше положительных отметок, а в каком — двоек и троек.
Дети относятся к своим школьным неуспехам так же, как и их родители. Понятно, что двойки никого не радуют, но выраженное эмоционально-отрицательное к ним отношение со стороны родителей обычно не дает ожидаемого результата. Страх перед родительским наказанием не только не повышает интереса к учебе, а наоборот, формирует негативное отношение к школе, учителям.
Дабы избежать неприятных минут выяснения отношений с родителями, дети прибегают к обману. Все это, вместе взятое, лишь углубляет школьные проблемы и более того — приводит к потере искренних отношений между родителями и детьми.
Пока существует школа, будут существовать отметки, в том числе и неудовлетворительные. Двойки — сигнал неблагополучия, а не стихийного бедствия. Эта беда поправимая, но недопустимо, чтобы спасение утопающих стало делом рук только самих утопающих.

Марина СТЕПАНОВА,
педагог-психолог московской гимназии № 1541