Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №40/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

Профилактика школьных трудностей

О.А. Степанова
М.: ТЦ «Сфера», 2003

Подобных изданий, представляющих собой подборки игровых упражнений на развитие познавательных функций ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, в последнее время выпускается довольно много. Некоторые из них гораздо лучшего качества: с цветной печатью и плотной бумагой, что удобно для занятий с ребенком.
Но при более внимательном знакомстве с пояснениями, сопровождающими эти упражнения, убеждаешься, что автор и не ставила себе целью создать игровое пособие для детей. Это методический материал для взрослых, достаточно хорошо структурированный для понимания системы коррекционно-развивающей работы.
Автором выделены блоки школьно-значимых функций познавательной сферы, от которых зависит успешность усвоения школьной программы. Это:
– зрительное восприятие, зрительная память и зрительный анализ;
– пространственная ориентация, оптико-пространственный анализ;
– слуховое восприятие и внимание, слухоречевая память, фонематический слух;
– сенсорно-двигательные координации.
Действительно, если у ребенка недостаточно сформированы перечисленные функции, то усвоение навыков чтения и письма происходит с большими затруднениями. Обычно учителя и родители пытаются решить проблемы такого ребенка элементарной тренировкой, заставляют его больше читать и писать, не учитывая того, что желание учиться при этом пропадает.
Автор сборника призывает, в общем-то, к известному: игра, а не нудное чтение и письмо в 5–6–7-летнем возрасте, когда волевая сфера еще слабо сформирована, поможет преодолеть дефициты в развитии. В то же время большинство практиков имеют в своем распоряжении довольно пестрый, неупорядоченный игровой арсенал и не ставят перед собой задачу конструирования целостных, четко ориентированных и адресных игровых программ.
Конечно, в связи с вышесказанным педагог или психолог должен также уметь определить проблемы ребенка. В данном пособии диагностике места не уделено. Видимо, автор решила не утяжелять восприятие материала, считая, что диагностику школьных трудностей педагоги и психологи уже постигли.
Нет сомнения, что если, руководствуясь методикой, представленной в книге, окружающие ребенка взрослые возьмутся за дело и будут выполнять его тщательно и без раздражения, то результаты будут.
Дефектологические термины и понятия, нейропсихологические обоснования проблем обучения требуют от читателя соответствующей подготовки. Несмотря на некоторые неточности, допущенные автором при описании структуры головного мозга (например: «моторные центры расположены в лобных долях мозга», на самом деле они расположены в теменных долях), брошюра представляет интерес для практических школьных и дошкольных работников, воспитателей, психологов.
Начинающие специалисты в области коррекционной педагогики найдут в ней достаточно убедительную технологию конструирования игровых развивающих программ.

Ирина КОНОВАЛОВА