Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №42/2003


ТОЧКА ЗРЕНИЯ

ИНФОРМАЦИОННОЕ НАСИЛИЕ

Традиционно выделяют следующие виды насилия: сексуальное насилие над ребенком, пренебрежение (ребенок предоставлен сам себе, что приводит к травмам и различным издержкам в отношениях со сверстниками), эмоциональное насилие (недостаток внимания и любви), моральное насилие (ребенку постоянно дают понять, что он — неполноценное существо). Новое время и новые технические возможности порождают и новую форму насилия, которую можно назвать информационным.

НЕКОНТРОЛИРУЕМЫЙ ПОТОК

Сущность информационного насилия над ребенком состоит в том, что ему приходится осваивать огромные потоки хаотичной информации. Мало того что эти информационные потоки слишком сложны и для взрослых людей, они становятся неплохим прикрытием для недобросовестных педагогов, ориентированных не на то, чтобы «сеять разумное, доброе, вечное», а на собственную прибыль за счет детей и их родителей (например, через репетиторство и фактически легализованное вымогательство).
И когда педагог ориентирован, в основном, на собственную прибыль, а не на полноценное развитие ребенка (а условия информационного хаоса этому благоприятствуют), то это и называется информационным насилием.
Раньше информации было мало, и она больше ценилась. Существовала даже проблема нехватки информации. Особенность же современной ситуации в том, что избыток информации приводит к потере ее ценности, когда просто невозможно в короткие сроки как-то ее упорядочить, отсеять ненужное. Первостепенной становится не сама информация, а способы работы с ней и прежде всего — способы упорядочивания информации и отсеивания «информационного мусора».
Спрашивается, в какой мере современная школа обучает этим способам? На наш взгляд, ситуация здесь очень далека от идеала.
Информационное насилие приводит к серьезным перекосам в психическом развитии ребенка, а также пагубно отражается на его психическом здоровье. Естественно, все это еще нуждается в дополнительном изучении, но уже сейчас можно выделить несколько аргументов в пользу того, что эта проблема должна стать предметом серьезного профессионального и общественного внимания.

В РАСЧЕТЕ НА УСПЕХ

Никто еще толком не определил нормы информационных нагрузок на учащихся, особенно в младших классах. Понятно, что данная проблема не только чисто психологическая, но и медицинская. При разработке критериев допустимых информационных нагрузок важно учитывать не только возрастные особенности детей, но и возрастную динамику восприятия и усвоения разных видов информации.
Важно также обратить внимание на саму форму подачи учебного материала. Надо, например, определить, всегда ли игровая форма лучше способствует восприятию материала, как сочетать учебную игру с более строгими формами обучения и т.п. Наконец, важно считаться с индивидуальными особенностями детей — кто-то готов к работе с большими и даже неупорядоченными потоками информации, а кто-то пока не готов.
Кроме того, настораживает информационная перенасыщенность многих инновационных образовательных программ. Возникает удивительная ситуация, когда авторы этих инновационных программ, а также их ближайшие последователи демонстрируют в своих школах поразительные успехи, но в других школах, у обычных педагогов впечатляющего результата не получается (в плане усвоения детьми больших объемов информации).
Выходит, что такие программы нельзя считать педагогическими технологиями, да и программами они являются лишь индивидуальными, их могут применять только сами авторы — вполне уважаемые и талантливые педагоги и психологи.
Настоящая же психолого-педагогическая технология должна быть ориентирована на обычных учеников и на обычные школьные условия.
Многие «инновационные» программы внешне слишком эффектны, перегружены «экзотическим», нетрадиционным материалом, часто трудным для восприятия. Они рассчитаны в большей степени на коммерческий успех, чем на реальное развитие школьников. Недаром хорошие учителя (в том числе и ведущие преподаватели МГУ им. М.В. Ломоносова) говорят, что качественное образование — это прежде всего «консервативное образование», основанное на лучших образцах, отобранных данной наукой и культурой в целом.

ЧИНОВНИКАМ ПО ВКУСУ

К сожалению, разработчики многих инновационных программ и технологий вынуждены или работать на потребу рынка, или подстраиваться под вкусы чиновников, ставящих свои визы на разнообразных «грантах» и договорах на разработку подобных программ.
Надо признать честно, что в большинстве случаев качество таких разработок очень невысокое и практики ими почти не пользуются. Правда, на «экспериментальных площадках» новые программы проходят «апробацию» весьма успешно, после чего благополучно забываются. И все в спешном порядке приступают к работе над новыми программами, по новым грантам...
Посмотрим на качество так называемых тестовых экзаменов. В большинстве случаев оно весьма сомнительное, ведь для того чтобы разработать настоящий тест, необходимо выполнить много требований и провести сложную проверку.
Финансирование таких разработок чрезвычайно низкое. Вкладывать в дело душу можно лишь при определенной финансовой независимости, при достойной зарплате по основному месту работы, когда главным стимулом становится не заработок, а научная репутация и основанное на этом чувство ответственности.
В результате страдают школьники и студенты, поскольку им приходится работать по таким программам и отвечать на дурацкие тестовые вопросы и задания, да еще в модном компьютерном, «интерактивном» варианте.
Обращаю внимание читателя, что сама идея разработки новых программ и различных вариантов тестовой оценки знаний здесь не обсуждается. Речь идет о качестве таких разработок в условиях явно недостаточного финансирования образования, что и заставляет хвататься за разного рода гранты, второпях создавая «новый продукт».
Этот продукт производит впечатление лишь на тех, кто его оплачивает, а легче всего произвести впечатление с помощью заведомой усложненности и информационной перенасыщенности. Хотя давно известно, что хорошая программа должна быть максимально простой и понятной.

СОБЛАЗН ВЫМОГАТЕЛЬСТВА

Еще один аргумент, заставляющий специально рассматривать проблему информационного насилия, — этический. Как уже отмечалось, излишне сложные программы порождают соблазн вымогательства. В данном случае схема вымогательства проста. Родителям (начиная уже с младших классов) объясняют: «Наша школа работает по усложненным программам. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок не отставал, нужны дополнительные занятия. Естественно, за дополнительную плату и желательно с нашими же педагогами...» И родители все прекрасно понимают. И платят.
С одной стороны, это провоцирует саму школу и конкретных учителей искать эти самые программы или, что еще проще, перенасыщать излишней информацией учебный материал. В какой-то степени здесь страдают и сами учителя, ведь ощущение некоторой фальши и примитивизма такой позиции травмирует их профессиональную совесть и даже самолюбие (хотя давно подмечено, что именно умные люди в случае сделок с совестью быстрее всего находят оправдательные аргументы).
С другой стороны, страдают дети, которые вынуждены «запихивать» это в свою память, чтобы, сдав очередной экзамен, благополучно все забыть. Недаром бывший заместитель министра образования, известный психолог А.Г. Асмолов писал: «Наши ученики в школе вряд ли способны в итоге запомнить расфасованную по урокам информацию по истории или экономике, но они должны обрести смысловую картину мира, того мира, в котором живут». То есть знания нужны подрастающему человеку для того, чтобы сориентироваться и найти свое место в этом мире, они лишь средство для самоопределения человека.
Но несистематизированные знания скорее дезориентируют. И тогда главную свою функцию — формирование у учеников смысловой картины мира — школа не выполняет. В этих условиях важнейшей задачей становится разработка не столько информационно емких образовательных программ с установкой на запоминание, сколько программ, позволяющих ученику ориентироваться в информации и больше рассуждать, чем запоминать.
Выдающийся отечественный педагог И.С. Гессен, выделяя главную задачу учителя в классе, писал, что это — «размышление вслух в присутствии учеников», когда преподаватель берет значимую для данной науки проблему и рассматривает разные пути ее решения, опираясь при этом на знания и на сам метод науки.

НАКАЧАННЫЙ ЭРУДИТ

В этой связи нельзя не сказать о падении авторитета школы в обществе. По крайней мере, в соревновании со средствами массовой информации (а если шире — с массовой культурой), также по-своему воздействующими на подрастающее поколение, школа явно проигрывает.
Заметим, что многие развлекательные программы на радио и телевидении построены по типу викторины и пропагандируют образ «всезнайки», готового ответить на любой вопрос ведущего. Этот «патологический эрудит», который держит в памяти множество совершенно не-нужной в жизни информации, чем-то напоминает «качка», который, накачав в подвале свою мускулатуру, затем в реальном поединке уступает менее «декоративному» противнику. Это и опасно, потому что впоследствии у таких ребят могут возникнуть проблемы со здоровьем.
«Интеллектуальные качки» (накачанные ненужной, но эффектной информацией) также часто не имеют каких-то выдающихся достижений, но зато всегда могут произвести впечатление. Все это также позволяет утверждать, что избыток информации дезориентирует человека и уводит его от размышлений над наиболее важными и сложными вопросами нашей жизни. Спрашивается, а зачем нужны такие знания?
Здесь уместно напомнить, что особенность человеческой памяти (по сравнению с памятью даже высших животных) в том, что она носит опосредованный характер. Если животное весь свой приобретенный опыт вынуждено запоминать (носить в своей голове), то человек научился и свой опыт, и опыт человечества накапливать в так называемых «носителях культуры» — книгах, компьютере, в произведениях искусства, в других творениях. И для развитого, культурного человека важно не просто что-то знать (какой-то необходимый минимум информации у каждого должен быть), а уметь оперативно находить нужную информацию, используя возможности своего интеллекта для решения творческих задач.
И снова мы возвращаемся к вопросу: в какой степени школа обучает всему этому? Учитывает ли особенности именно человеческой памяти и мышления?

И ЕЩЕ О МОТИВАЦИИ

Конечно, можно было бы вспомнить выдающихся педагогов и психологов, предложивших довольно интересные идеи и даже практические технологии, позволяющие постепенно преодолевать проблему информационного насилия в школе (это и В.В. Давыдов, и П.Я. Гальперин, и С.И. Гессен и др.). На наш взгляд, перспективным направлением в разрешении данной проблемы явилось бы формирование у школьников полноценной учебной мотивации, основанной на выделении значимых глобальных проблем.
Для чего вообще нужны знания? Очевидно, для решения этих самых глобальных проблем. И если сформировать у ученика готовность рассматривать свою жизнь и свою деятельность (включая и учебную) в контексте «смысловой картины мира» (по А.Г.Асмолову), то знания могут пригодиться.
Ибо, как известно, глобальные проблемы с ходу не решаются. Чтобы их разрешить, необходимо выделить более частные проблемы, вплоть до конкретных задач конкретных научных и практических направлений. И вот здесь потребуются и знания, и информация, и способы ориентировки в этих знаниях, и методы использования их. Естественно, данные рассуждения не новы, но акцент здесь сделан именно на глобальности образовательного процесса, его неразрывной связи с судьбами культуры и общества. Противоположная точка зрения основана на том, что ребенок еще мал и глуп, поэтому лучше, если он просто будет усваивать то, что положено, что определено учителем или очень умными и авторитетными специалистами, разрабатывающими инновационные программы по министерским или по каким-то другим грантам.
Понятно, что мы не настаиваем на безукоризненности наших аргументов, а лишь приглашаем к размышлению.

Николай ПРЯЖНИКОВ,
доктор педагогических наук