Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №42/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

А.В. Морозов
М.: Академический проект, 2003

Высшее психологическое образование в наше время являет пример удивительного плюрализма: при наличии единых программ по основным учебным курсам — по каждому из них уже выпущено несколько разных учебников и все новые продолжают выходить. Полгода не прошло, как в издательстве «Академический проект» увидел свет учебник А.Н. Ждан по истории психологии, а вослед ему уже спешит учебник А.В. Морозова по тому же предмету. И это несмотря на еще по крайней мере полдюжины отечественных и зарубежных книг на ту же тему, вышедших за последние пару лет.
Понятно стремление автора превзойти прежние аналоги, восполнить их упущения, представить собственный вариант глубокого и всестороннего анализа развития нашей науки. Хочется верить, что именно эти задачи и ставил перед собой автор. Иначе зачем было затевать сей труд? Вопрос в другом — насколько ему удалось эти задачи решить?
Сомнения возникают сразу же, как только книга оказывается у вас в руках. Очень уж она невелика по объему! Правда, «Школьный психолог» уже рецензировал одну попытку представить две с половиной тысячи лет истории психологической мысли на 70 страницах — настолько топорную и неуклюжую, что рецензенту даже трудно было облечь свой сарказм в деликатную форму.
Конечно, попытка объемом в 288 страниц получается несколько более внятной, но, увы, ненамного. Совершенно очевидно, что данный учебник рассчитан на тех, кто намеревается выучиться «чему-нибудь и как-нибудь», не перегружая себя «лишней» информацией и избыточным умственным усилием.
При такой форме изложения неизбежно упускаются важные подробности, принципиальные для понимания палитры мировой психологической мысли. Например, из представителей гуманистической психологии упоминания удостоились лишь Маслоу, Роджерс (что вполне понятно) да еще Франкл, что в принципе справедливо, но далеко не бесспорно, учитывая хотя бы серьезную полемику Франкла с тем же Роджерсом. Но до таких «мелочей» у автора руки не доходят — надо спешить к следующей главе, вдвое большей по объему и посвященной... трансперсональной психологии!
Вот уж поистине замечательная новация — ни в каком другом учебнике вы такого не найдете. Потому что ни один психолог, не впавший в соблазн променять свою науку на небезопасную, зато очень денежную практику холотропного дыхания, не относит к психологии ни так называемый ребефинг, ни вивейшн, ни прочие игрушки калифорнийских затейников. Конечно, психологу неплохо бы знать обо всех этих «практиках», но зачем, скажите, их подробное, с привлечением клинических случаев, описание в учебнике истории психологии? Не лучше ли было бы, скажем, следующую главу прописать более корректно — не смешивая, по крайней мере, с гештальт-психологами Ф. Перлза, чья гештальт-терапия относится к гештальт-психологии как фунт лиха к фунту стерлингов. Какую главу ни возьми — подобные вопросы возникают постоянно.
Одним словом, перед нами учебник, вполне достойный того поверхностного «практически ориентированного» образования, которое, к великому сожалению, все больше входит в моду. Тем, кого устраивает такое образование, учебник может пригодиться. Остальным — вряд ли.

Сергей СТЕПАНОВ