Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №42/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

СКАЗОЧНАЯ ПОДГОТОВКА
К НАСТОЯЩЕЙ ШКОЛЕ

Т.В. Громова
М.: Генезис, 2003

Каждый неравнодушный к судьбе собственного ребенка родитель считает своим долгом как можно раньше начать готовить его к школе. Практическая польза от таких действий часто бывает нулевой или даже со знаком «минус», поскольку малыша ставят перед необходимостью заучивать непонятные буквы и цифры, часто не задумываясь над его реальными возможностями и потребностями.
Уверенность в правильности подобных начинаний многим родителям придают многочисленные издания, содержащие рекомендации: учить, учить и учить! Но ведь отрывая детей от привычных занятий и игр и сажая за письменный стол, можно лишь отбить у них всякий интерес и желание учиться.
Эта книга является приятным исключением из правила, поскольку на подготовку ребенка к школьной жизни автор смотрит не с позиции родителя или воспитателя и даже не с точки зрения психолога, а глазами самого ребенка. Причем этот взгляд настолько понимающий и добрый, что можно быть уверенным в правильном настрое малыша на занятия.
Татьяна Громова пошла, по-моему, единственно правильным путем, предложив детям и их родителям поучаствовать в разыгрывании сказочных историй, ненавязчиво вводящих детей в мир школьной жизни.
Основу книжки составляет развивающая сказка «Принц из Синеброда», основные действующие лица которой — королевич Джоник и его друзья — увлекают маленьких читателей в волшебное путешествие. Несмотря на свое «сказочное» происхождение, Джоник — вполне реальный мальчик. И проблемы у него самые что ни на есть понятные: его тоже готовят к школе и заставляют учиться. И для того чтобы помочь своему другу, ребята вместе с ним выполняют увлекательные задания.
Как и любое другое издание по подготовке детей к школе, эта книжка содержит целый комплекс игр и упражнений, направленных на развитие основных познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения) и на формирование специфических учебных навыков (внутренний план действия, учебная мотивация).
Особое внимание здесь уделено развитию эмоционально-волевой сферы ребенка: пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, обучению навыкам отреагирования негативных переживаний. Пусть в метафорической форме, но дети одерживают победу над своими негативными состояниями: неуверенностью в своих силах, ленью, нежеланием познавать новое.
Эта сказочная история была разработана автором для групповых развивающих занятий с дошкольниками 5–7 лет, но она с успехом применяется и в индивидуальной работе. К тому же с детьми могут заниматься не только специалисты, но и родители.
При занятиях с психологом сказочный сюжет может быть дополнен разминочными упражнениями, групповым обсуждением, рисованием или разыгрыванием по ролям. Возможности сказочной истории не ограничены — дети сами могут достраивать ее сюжет, придумывая новые приключения и испытания.
Особо хочется отметить, что книга написана живым языком и прекрасно проиллюстрирована автором.

Ольга РЕШЕТНИКОВА