Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №43/2003


ПСИХОЛОГ У ДОСКИ

ТРУДНО БЫТЬ СОБОЙ

Уроки психологии
в старших классах

Окончание. Начало см. в41/2003

ЗАНЯТИЕ 6.
ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ

Цель: научить оценивать успешность своих действий.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Правила поднятия самооценки

Ведущий. Все человечество состоит из оптимистов и пессимистов. А по отношению к себе, к своим способностям и возможностям, все люди могут быть разделены на две группы: 1) уверенных в себе, имеющих высокую степень самооценки; 2) мало уверенных в себе, имеющих заниженную самооценку, которая существенно мешает им в жизни.
Если у первых все хорошо, то вторые не прочь изменить свою жизнь. Как же обрести уверенность в себе и повысить степень самооценки? Необходимо самому приложить максимум усилий. А поможет в этом программа, разработанная английским психологом Клер Райнер и адаптированная Е.А. Тарасовым.

Правила поднятия самооценки

1. Утром приложите максимум усилий, чтобы выйти из дома в наилучшем виде. В обед взгляните в зеркало, чтобы проверить по своему отражению в нем, все ли в порядке. Последний раз проделайте это, умываясь перед сном. Это поможет вам не думать постоянно о том, как вы выглядите.
2. Не зацикливайтесь на своих физических изъянах. Они есть у всех! Помните, что большинство окружающих вас людей этих недостатков не замечают, либо не догадываются об их существовании.
3. Помните, что люди не замечают вещей, столь очевидных для вас. Вы чувствуете, что ужасно краснеете, когда приходится что-то делать или говорить в присутствии нескольких человек, а для них ваше лицо приятно порозовело.
4. Не будьте излишне критичны к другим. Если вы постоянно отмечаете недостатки других людей и это стало вашей привычкой, от нее следует немедленно избавиться, иначе вы все время будете думать, что ваши внешность и одежда — тоже отличная мишень для критики. Уверенности вам это не прибавит.
5. Помните, что люди больше всего любят слушателей. Вам совершенно не обязательно «выдавать» фейерверк остроумных, блестящих мыслей, чтобы вызвать расположение к себе. Внимательно слушайте других, и они будут вам благодарны.
6. Будьте искренни. К примеру, вы не понимаете, о чем идет речь. Признайтесь в этом. Пытаясь быть холодным, отстраненным и невозмутимым, вы лишь отталкиваете от себя людей.
7. Найдите кого-нибудь в своем окружении, с кем вы можете разделить волнения и переживания, и тогда вы не окажетесь одинокими в любой компании, в любом обществе. Сами подойдите к тому, кого вы избрали, от этого вы оба выиграете.
8. Помните, что стеснительность может сделать некоторых людей агрессивными. Если с вами кто-то резко разговаривает, не думайте, что виноваты в этом только вы. Может, для такого человека это единственный способ побороть смущение. И главное — не пользуйтесь сами подобными способами самоутверждения.
9. Самое худшее, что вы можете сделать, — это выставить себя в невыгодном свете. Но если подобное произойдет, то окружающие будут относиться к вам с симпатией: ведь вы дали им возможность испытать чувство превосходства!
Психолог подводит учащихся к выводу, что человек способен к различным вариантам самонастроя, — он может настраиваться как на успех, так и на неудачу. Оптимист настраивается только на то, что ему полезно, на то, что ему необходимо, на то, что приведет его к желаемому жизненному успеху.
И здесь уместно предложить советы Ф. Зимбардо.

Как развивать уверенность в себе

1. Определите, что является основой вашей личности.
2. Решите, что для вас ценно, во что вы верите. Взвесьте ваши возможности и решите, каким бы вам хотелось себя видеть.
3. Постарайтесь понять и простить тех, кто вас обидел, кто не помог, когда вы в этом нуждались. Простите себе свои ошибки, грехи, неудачи и прошлые колебания.
4. Вина и стыд, формируя ваше поведение, отводят вас от позитивных целей, ограничивают возможность творчества. Доверие к себе обязательно.
5. Никогда не говорите о себе плохо, особенно остерегайтесь таких категоричных оценок, как «тупица, урод, кретин, неудачник, неисправимый человек».
6. Не позволяйте другим критиковать ваши личностные качества — предметом обсуждения могут стать только ваши действия.
7. Избегайте ситуаций, в которых вы чувствуете дискомфорт, и людей, с которыми вам не хочется общаться. Если вы не можете изменить положение дел или скорректировать собственную реакцию, уходите, пока в вас не начал развиваться комплекс неполноценности.
8. Давайте себе время, чтобы расслабиться, отдохнуть, прислушаться к себе, получить удовольствие от хобби и дел, которыми вы можете заняться в одиночестве. Таким способом вы можете общаться с самим собой.
9. Развивайте навыки общения, заинтересуйтесь какой-то темой и станьте авторитетным в области, которая может служить почвой для установления контактов с другими людьми. Имейте по крайней мере одно качество, которое радует других, может быть им полезно.
10. Определите дальние цели в жизни и очень тщательно выберите ближние. Разработайте реальный план достижения ближних целей. Регулярно оценивайте свой прогресс и будьте первыми готовы «похлопать себя по плечу» или «прошептать себе предостережение». Нет нужды беспокоиться о том, что вы недостаточно скромны, если никто не услышит вашего бахвальства.

Другой психолог — Дж. Келли приводит перечень прав человека, которые следует помнить, чтобы не потерять уверенность в себе.
Основные права человека

  • Право быть одному.
  • Право быть независимым.
  • Право быть выслушанным и принятым всерьез.
  • Право получить то, за что платишь.
  • Право иметь права, например право действовать в манере уверенного в себе человека.
  • Право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виноватым или эгоистичным.
  • Право просить то, чего хочешь.
  • Право на успех.
  • Право делать ошибки и быть ответственным за них.
  • Право не быть напористым.

2. Тест «Что вы за птица?»

(приложение 5)

3. Итог урока

Закрепление пройденного материала.
Обсуждение:

  • Как можно реализовать каждое из прав, поддерживающих уверенность в себе, в вашей повседневной жизни?
  • Какой совет Ф. Зимбардо вам близок?
  • Каким образом можно поддерживать уверенность в себе?

ЗАНЯТИЕ 7.
ЛИЧНОСТНЫЙ ПРОФИЛЬ

Цель: помочь лучше понять себя.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Личностный тест  (1, с. 55–74)

На основе данных теста каждый строит свой личностный профиль.

2. Дом моей души (3, с. 95–99)

Это очень сильное упражнение. Оно вызывает глубокий интерес, много чувств и надолго запоминается. Однако от ведущего требуется умение проводить медитативные упражнения.

3. Итог урока

Каждый (можно парами) делится своими впечатлениями о доме своей души, каким его увидел, какие чувства эти картинки вызвали.


Приложения

Приложение 1

ТЕСТ «ДОВОЛЬНЫ ЛИ ВЫ СОБОЙ?»

1. Вы хотели бы начать жизнь заново?
Да — 4, нет — 16.

2. У вас есть хобби?
Да — 18, нет — 5.

3. Вы упрекаете себя, если у вас не ладится что-то?
Да — 6, нет — 12.

4. Вы радуетесь, когда вам кто-то завидует?
Да — 16, нет — 2.

5. Ваше самолюбие страдает, оттого что кто-то считает вас несимпатичным человеком?
Да — 3, нет — 12.

6. Неприятности ваших знакомых доставляют вам некоторое утешение?
Да — 18, нет — 5.

7. Успех другого вас расстраивает и злит?
Да — 2, нет — 16.

8. Вам доводилось выигрывать в лотерее?
Да — 4, нет — 20.

9. Вы завидуете вашим знакомым, когда они покупают дорогие и дефицитные вещи?
Да — 1, нет — 12.

10. Выступление перед большой аудиторией вас вдохновляет?
Да — 16, нет — 3.

А теперь суммируйте полученные результаты.
Свыше 120 баллов. Вы очень нравитесь себе. А вот самокритичности вам явно недостает. Самовлюбленность, эгоизм, пренебрежение интересами других может поставить вас в трудное положение.
От 60 до 120 баллов. В целом вы довольны собой, хотя и не страдаете чрезмерной самоуверенностью. Иногда вас немного заносит, но вы умеете вовремя спохватиться. Отрадно, что вы не теряете чувства собственного достоинства и можете постоять за себя.
Ниже 60 баллов. Ваше недовольство собой граничит с комплексом неполноценности. Вы болезненно анализируете каждую неудачу, неловкий поступок. Это мешает вам жить и делает вас пессимистом. Подумайте об этом и начинайте постепенно избавляться от этого недуга.


Приложение 2

ТЕСТ
«ГРАНИЦЫ ВАШЕЙ РЕШИТЕЛЬНОСТИ»

Вам предлагается ответить на несколько вопросов ответами «да» или «нет».

1. Легко ли вы приспосабливаетесь к обстоятельствам? Да — 3, нет — 0.
2. Выключаете ли вы телевизор, когда становится ясно, что ничего интересного в этот вечер уже не будет? Да — 2, нет — 0.
3. В состоянии ли вы все отложить ради любимого занятия? Да — 1, нет — 0.
4. Если вам предлагают хорошо оплачиваемую работу, согласитесь ли вы без колебаний? Да — 3, нет — 0.
5. Сразу ли вы признаете свои ошибки? Да — 0, нет — 3.
6. Приводят ли вас в замешательство неожиданно нагрянувшие гости? Да — 3, нет — 0.
7. Меняете ли вы свое мнение в результате серьезной дискуссии? Да — 4, нет — 0.
8. Покупаете ли вы понравившуюся вам на витрине вещь, хотя знаете, что в данный момент она вам не нужна? Да — 0, нет — 3.
9. Соглашаетесь ли вы после долгих уговоров на что-то, чего никогда не сделали бы по своему желанию? Да — 0, нет — 4.
10. Знаете ли вы точно, чем будете заниматься в ближайшие выходные дни? Да — 2, нет — 0.
11. Всегда ли вы выполняете свои обещания? Да — 2, нет — 0.

Посчитайте общую сумму набранных баллов.
0–12 баллов. Вы нерешительны. Постоянно взвешиваете «за» и «против». Часто упускаете хорошие шансы, вплоть до создания для себя опасных ситуаций. Старайтесь быть потверже.
13–22 балла. Принимаете решения осторожно, но не избегаете проблем, требующих немедленного решения. Иногда колеблетесь, особенно перед утомительными и обременяющими делами. Больше доверяйте своему опыту и интуиции.
23–30 баллов. Вы тверды в своих поступках. Легкомысленное поведение вам не свойственно. В большинстве случаев вы принимаете правильные решения. Однако своей решительностью и твердостью вы подавляете окружающих.


Приложение 3

ТЕСТ
«КАК У ТЕБЯ С САМООЦЕНКОЙ?»

Отвечая на вопросы, укажи, как часты для тебя перечисленные ниже состояния по такой шкале:

очень часто — 4 балла;
часто — 3 балла;
иногда — 2 балла;
редко — 1 балл;
никогда — 0 баллов.

1. Я часто волнуюсь понапрасну.
2. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
3. Я боюсь выглядеть глупцом.
4. Я беспокоюсь за свое будущее.
5. Внешний вид других куда лучше, чем мой.
6. Как жаль, что многие не понимают меня.
7. Чувствую, что я не умею как следует разговаривать с людьми.
8. Люди ждут от меня очень много.
9. Чувствую себя скованным.
10. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
11. Мне не безразлично, как люди относятся ко мне.
12. Я чувствую, что люди говорят про меня за моей спиной.
13. Я не чувствую себя в безопасности.
14. Мне не с кем поделиться своими мыслями.
15. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

Чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить все баллы по утверждениям.
Меньше 10 баллов — тебе нужно избавляться от чувства превосходства над окружающими, зазнайства, хвастовства. Возьми за правило принцип: всякая конфликтная ситуация возникла из искры, которую ты высек сам или помог зажечь.
От 10 до 30 — ты психологически зрелая личность, что проявляется прежде всего в адекватности самоотражения, то есть реалистической оценке своих сил и возможностей, внешности. Тебе по плечу серьезные дела, дерзай!
Больше 30 баллов — ты недооцениваешь себя.


Приложение 4

САМООЦЕНКА ЛИЧНОСТИ
(методика Ю.И. Киселева)

N Kачества N d d2
 

Уступчивость
Cмелость
Вспыльчивость
Настойчивость
Нервозность
Терпеливость
Увлекаемость
Пассивность
Холодность
Энтузиазм
Осторожность
Kапризность
Медлительность
Нерешительность
Энергичность
Жизнерадостность
Мнительность
Упрямство
Беспечность
Застенчивость

     

Рассмотрите данные качества с точки зрения полезности, социальной значимости, желательности. Оцените каждое качество в пределах от 20 до 1 (20 — самое желательное, значимое, полезное, 1 — менее всего желаемое и т.п.). Ни одна оценка не должна повторяться. Все оценки занесите в графу N — слева.
Закройте левую графу, чтобы оценки не были видны. В графе N справа оцените качества, которые, как вы считаете, присущи вам (по тем же критериям 20–1).
Вычтите ваши оценки из оценок N — слева. Полученные результаты занесите в графу d. Возведите их в квадрат и занесите их в графу d2. Сложите все значения d2. Сумму умножьте на 0,00075. Вычтите из 1 полученный результат.
Коэффициент корреляции может иметь значение от +1 до –1. Чем ближе к +1, тем выше самооценка. Практика показывает, что чаще всего оценки бывают в диапазоне 0,62–0,85.

Самооценка
Нарисуйте горизонтально 8 кружков и поставьте в один из них свое «Я».
Чем левее находится кружок с «Я», тем выше самооценка.


Приложение 5

ТЕСТ «ЧТО ВЫ ЗА ПТИЦА?»

Отвечая на вопросы, следует выбрать из трех ответов один. Если у вас есть сомнения, выберите просто наиболее подходящий для вас ответ.

1. Мне 12 лет, я собрался гулять, а мама вдруг заявляет: «Уже поздно, никуда ты не пойдешь». Я:

A) очень-очень попрошу маму, чтобы она меня все-таки пустила на улицу, но если она будет все равно настаивать на своем, то останусь дома;
Б) скажу себе «А я никуда и не хочу идти» и останусь дома;
B) скажу «Ничего не поздно, я пойду», хотя мама потом и будет ругаться.

2. В случае разногласий я обычно:

A) внимательно прислушиваюсь к другому мнению и стараюсь найти возможность взаимного согласия;
Б) избегаю бесполезных споров и пытаюсь добиться своего другими путями;
B) открыто выражаю свою позицию и стараюсь переубедить собеседника.

3. Я представляю себя человеком, который:

A) любит нравиться многим и быть как все;
Б) всегда остается самим собой;
B) любит подчинять других людей своей воле.

4. Мое отношение к романтической любви:

A) быть рядом с любимым человеком — величайшее счастье в жизни;
Б) это неплохо, но пока от тебя не требуют слишком много и не лезут в душу;
B) это прекрасно, особенно когда любимый дает мне все, что мне нужно.

5. Если я расстроен, то я:

A) постараюсь найти кого-то, кто бы меня утешил;
Б) стараюсь не обращать на это внимание;
B) начинаю злиться и могу разрядиться на окружающих.

6. Если начальник не совсем справедливо раскритиковал мою работу, то:

A) меня это заденет, но я постараюсь этого не показывать;
Б) меня это возмутит, но я буду активно защищаться и могу высказать в ответ свои эмоции;
B) я огорчусь, но приму то, в чем он прав, и постараюсь эти ошибки исправить.

7. Если кто-то уколет меня моим недостатком, то я:

A) раздражаюсь и молчу, переживая обиду внутри себя;
Б) наверное, разозлюсь и отвечу тем же;
B) расстраиваюсь и начинаю оправдываться.

8. Я лучше всего действую, если я:

A) сам по себе;
Б) лидер и руководитель;
B) часть команды.

9. Если я закончил какую-то сложную работу, я:

A) просто перехожу к другому делу;
Б) показываю всем, что я все уже сделал;
B) хочу, чтобы меня похвалили.

10. На вечеринках я обычно:

A) тихонечко сижу в углу;
Б) стремлюсь быть в центре всех событий;
B) провожу большую часть времени, помогая накрывать на стол и мыть посуду.

11. Если кассир в магазине недодаст мне сдачу, то я:

A) естественно, ее потребую;
Б) расстроюсь, но промолчу. Я не люблю препираться с кассирами;
B) не обращу внимания. Мелочь не стоит того, чтобы обращать на нее внимание.

12. Если я чувствую, что злюсь, я:

A) выражаю свои чувства и освобождаюсь от них;
Б) чувствую себя неудобно;
B) пытаюсь себя утихомирить.

13. Когда я заболеваю, я:

A) делаюсь раздражительным и нетерпимым;
Б) ложусь в постель и очень жду, что за мной будут ухаживать;
B) стараюсь не обращать на это внимание и надеюсь, что это же будут делать все окружающие.

14. Если какой-то человек вызвал мое сильное возмущение, я предпочту:

A) выразить ему свои чувства открыто;
Б) разрядить свои эмоции в каком-нибудь постороннем деле или разговоре;
B) дать ему знать об этом косвенно, например через других людей.

15. Мой девиз, очевидно, будет:

A) победитель всегда прав;
Б) весь мир любит любящего;
B) тише едешь — дальше будешь.

Что показывает тест?

С помощью теста вы можете соотнести себя с тремя достаточно разными и яркими личностными портретами, названными условно «Голубь», «Страус» и «Ястреб».
Обработайте результаты своих ответов. Для этого разбейте 15 вопросов-ответов теста на три пятерки: 1—5, 6—10, 11—15. Чтобы узнать, насколько вы «Голубь», посчитайте, сколько у вас в первой пятерке ответов «А», во второй пятерке — «В» и в третьей — «Б». Максимум может быть 15, минимум — 0. Выраженность у вас «страусиных» черт покажет сумма «Б» в первой пятерке, «А» во второй и «В» в третьей. Ответы «Ястреба» — «В» в первой пятерке, «Б» во второй и «А» в третьей.
Если, к примеру, у вас 11 «голубиных» ответов, 4 «страусиных» и ни одного «ястребиного», то ясно, что вы ближе всего к Голубю, немного Страус и ничего общего не имеете с Ястребом. Если всего поровну, то у вас всего понемногу и в разных ситуациях вы проявляете себя по-разному.

Описание личностных типов

ГОЛУБЬ

Это дающий, любящий, мягкий и чувствительный человек. Голуби нуждаются в любви, от нее зависит их счастье и безопасность, и ради нее они готовы даже на самопожертвование. Голуби во многом — слабаки и мямли. Они готовы сделать все для других. Прямо попросить или потребовать то, что им нужно, они или боятся, или не умеют. Голубь чаще играет второстепенную роли, способствуя подъему наверх других.

СТРАУС

Страус — человек холодный, расчетливый, осторожный и предпочитает держаться от всего на расстоянии. Страусы избегают связей и особенно вытекающих из них последствий и обязательств. Страусы предпочитают страдать в молчании и одиночестве. Они не ждут от жизни и от людей слишком многого, поэтому не бывают и слишком разочарованы.

ЯСТРЕБ

Человеку честолюбивому, решительному, храброму, Ястребу нужна власть. Преследуя свои цели, Ястребы приобретают массу противников, но, с другой стороны, они многого и достигают. Их враждебность, агрессивность и некоторая одержимость делает их очень сложными спутниками в жизни, но в то же время они заставляют каждого вытягиваться перед ними в струнку, выкладываться в деле. Мы чаще восхищаемся ими, чем любим их. Они стремятся к совершенству, идеалу, бескомпромиссны, требуют «все или ничего».

Татьяна ГОНОХОВА,
кандидат психологических наук,
г. Горно-Алтайск
ЛИТЕРАТУРА

1. Зиверт X. Тестирование личности. М., 1997.
2. Казанский О.А. Игры в самих себя. М., 1995.
3. Козлов Н. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день. М., 1993.
4. Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург, 1997.
5. Куликов Л. Мозаика радости. СПб., 1997.
6. Пономаренко Л.П., Белоусов Р.В. Психология для старшеклассников. М., 2002.
7. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1997.
8. Психологические тесты для тинейджеров / Сост. Т.В. Орлова. Киев, 1997.
9. Руководство практического психолога /Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1995.
10. Субботина Л.Ю. Психологические защиты. Ярославль, 2000.
11. Тарасов Е. Популярная психотерапия для всех и для каждого. М., 1997.