Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №43/2003


БЕЗ ТЕСТОВ

РИСУНОК В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ

Статья из цикла «Психодиагностика и коррекция в сказкотерапии»

Наверное, настало время, когда ни один практический психолог не может обойтись без помощи проективных графических тестов. Уже мало кто из его клиентов удивляется, когда слышит задание: «Нарисуйте свою семью», или «Нарисуйте дерево», или «Нарисуйте несуществующее животное». Использование рисунка для определения индивидуальных особенностей и проблем клиента становится традиционным.
Несмотря на растущую популярность графических тестов, остается немало проблем с их психологическим анализом и интерпретацией. Мы заметили, что немало наших коллег интерпретируют рисунки с позиции поиска проблем клиента, при этом часто забывая об оборотной стороне — поиске его ресурсов.
Сегодня мы хотим преодолеть существующее положение, найти способы психологического анализа рисунков, в котором будут отражаться и «ресурсные», и «теневые» проявления их автора.
В своей сказкотерапевтической работе мы делаем основной акцент на понимании внутреннего мира клиента и формировании перспективных задач психологической работы с ним. Такой подход обусловлен ориентацией на быструю психологическую помощь, которой ожидает клиент, обращаясь к психологу, сказкотерапевту.
Наш опыт работы с графическими тестами показал, что на основании одного лишь рисунка довольно сложно составить представление об особенностях клиента. Поэтому мы предлагаем для рисования несколько заданий (обычно три) и получаем серию рисунков.
Мы стараемся подбирать серии рисунков таким образом, чтобы иметь возможность исследовать внутренний мир клиента и его жизнь с разных точек зрения. Поскольку большинство обращений к нам связано с внутрисемейной проблематикой, мы используем серию рисунков семьи («Моя семья», «Семья в образах животных», «Семья в образах сказочных героев»).
Множество вопросов к психологу связано с необходимостью формирования навыков «социальной успешности». Поэтому специалисту необходимо знать о том, насколько хорошо человек способен противостоять неблагоприятным воздействиям внешнего мира. Для этого мы применяем серию рисунков, направленных на определение психологической резистентности («Человек», «Человек под дождем», «Дождь в сказочной стране»). Именно об этом пойдет речь в статье.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось с помощью рисунков «человек» — «человек под дождем» — «дождь в сказочной стране».

Символика дождя

Одним из ресурсов социальной адаптации является способность человека противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды, стрессовым факторам. Эта способность задействует множество психологических механизмов: темперамент, волю, интеллект, самосознание. Кроме того, потребность безопасности и защиты стимулирует формирование конструктивных механизмов психологической защиты.
Психологическая защита является многомерным явлением. Защитные механизмы исключительно индивидуальны, многообразны, нередко иррациональны, поэтому не всегда поддаются анализу.
Как пишет Е. Романова, «среди исследователей нет единой точки зрения ни на общее количество механизмов защит, ни на степень их соотнесенности друг с другом, ни даже на их ясные определения в некоторых случаях. Это осложняет выявление инвариантных характеристик защиты и ее роли в социально-психической адаптации индивида».
В данной статье мы не ставим перед собой задачу внести свой вклад в исследование психологической защиты. Для нас важен аспект реагирования, ситуативного поведения человека в условиях моделируемого стресса.
В качестве «стрессового фактора» в нашем случае выступает фактор внешней среды — дождь.
Попробуем понять символическое значение дождя.
Дождь является важным символом плодородия и связывается в архаиче-
ских земледельческих культурах с божественным семенем. Вспомним, как Зевс проник к Данае в виде золотого дождя, благодаря чему родился герой Персей. В шаманизме призывание дождя было связано с процессом вхождения в контакт с духами.
Согласно Д. Тресиддеру, «высший бог плодородия ацтеков Тлалок (Чак в пантеоне майя) был богом дождя; его отличительный признак — зубчатая корона, символизирующая дождь. Ему на вершинах гор приносили в жертву детей, их слезы и кровь считались предзнаменованием скорого дождя. Подобная связь между кровью и дождем встречается и в иранской мифологии, где богу дождя Тиштрие приносили жертвы, чтобы он в образе белого коня боролся против черного коня — засухи. Божественное, небесное происхождение дождя сделало его эмблемой чистоты, и поэтому ритуалы очищения часто проводились именно для того, чтобы вызвать дождь. В магических ритуалах, прямо направленных на вызывание дождя, в танце заклинания дождя топанье ногами имитировало стук падающих на землю капель».
Итак, в данном контексте дождь может символизировать жизненную силу, проливающуюся с неба, благословение и откровение Бога. Так проявляется его созидательная ипостась.
Но, с другой стороны, дождь (ливень) может быть источником потопа и разрушений, проявлением гнева Бога. Свидетельство тому Всемирный потоп. В Книге Бытия сказано, как Господь объявил Ною: «...чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли». И далее: «Чрез семь дней воды потопа пришли на землю... Разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей».
Таким образом, дождь представляет собой амбивалентный символ. Есть люди, которые любят дождь, есть те, у кого он вызывает дискомфорт. Предлагая людям нарисовать человека под дождем, мы увидели, что одни рисуют жизнерадостные картины, другие — совсем наоборот. Вероятно, так проявляются две стороны глубинного символизма дождя.
Для более полного понимания клиента важно посмотреть, как он «ведет себя» под дождем. Это даст нам возможность либо обратиться к его внутренним ресурсам (если восприятие дождя жизнерадостное), либо проработать способы преодоления жизненных трудностей (если мы видим «плачевную картину»). Нельзя сказать, чтобы эти рисунки были информативны относительно психологической защиты клиента, но тем не менее они дополняют общую картину его мировосприятия.

Устойчивость к стрессу

Методика «Человек — Человек под дождем» была предложена Е. Романовой и Т. Сытько для оценки адаптивных возможностей и устойчивости человека к воздействию стрессовых факторов. Рисунки рассматриваются в сравнении. Дождь символизирует стрессовую ситуацию. По тому, как меняется человек по сравнению с первым рисунком, можно судить об отношении автора к трудностям и способам их преодоления. Например, на первом рисунке мужчины изображен бравый моряк. На рисунке человека под дождем изображена остановка, скамейка, под скамейкой лежит мужчина; из-под колес отъезжающего от остановки автобуса вырываются брызги. Если дождь — это символическая трудность, препятствия, сложная ситуация, то легко сделать вывод, что навыки конструктивного реагирования и поведения в стрессовых ситуациях у автора данных рисунков не сформированы.
Спорным моментом в использовании данного теста является вопрос о том, с какого возраста целесообразно его использовать. Анализ эмпирического материала позволяет сделать следующий вывод — до 8–9 лет рисунки человека под дождем являются малоинформативными.
В каких ситуациях психологу необходима информация о способности человека к противостоянию негативным влияниям?
— Во-первых, в ситуациях, когда надо составить прогноз социальной адаптации (например, для выпускников школ, учебно-воспитательных учреждений); оценить, имеет ли подросток ресурсы для того, чтобы самостоятельно преодолеть трудности.
— Во-вторых, в ситуациях, когда психологу необходимо составить индивидуальную программу социальной адаптации ребенка или подростка. В этом случае оценка способности к противостоянию «трудным ситуациям» позволит сформировать перспективные задачи психологической коррекции.
— В-третьих, в ситуациях, когда перед психологом стоит задача профессионального отбора сотрудников на работу, предполагающую повышенную степень риска. В этом случае психологическая устойчивость и способность сопротивляться негативным воздействиям явится показателем профессиональной пригодности.

ОРГАНИЗАЦИЯ
ПРОЦЕДУРЫ ТЕСТИРОВАНИЯ

Материалы: 3 листа белой бумаги формата А4; набор цветных карандашей.
Время рисования: обычно 20–25 минут. Желательно, чтобы все три задания были выполнены за один раз.

Инструкция №1

Пожалуйста, нарисуйте человека.

Примеры вопросов психолога
Расскажите об этом человеке: как он себя ощущает, чувствует? Kакое у него настроение? В какой момент времени мы его застали? Kакие у него перспективы?

Инструкция №2

Нарисуйте человека под дождем.

Примеры вопросов психолога
Насколько комфортно чувствует себя человек в этой ситуации? Что ему больше всего хочется сделать? Дождь пошел неожиданно или согласно прогнозу? Человек был готов к тому, что пойдет дождь, или для него это неожиданность? Любите ли вы дождь? Если да — почему? Если нет — почему? Если человеку под дождем дискомфортно (плохо), то чем ему можно помочь? Что сам человек может сделать, чтобы помочь себе справиться с дождем?

Инструкция №3

Нарисуйте дождь в сказочной стране.

Примеры вопросов психолога
Расскажите об этой сказочной стране. Что произойдет в сказочной стране после того, как дождь закончится? Kак относятся к дождю жители сказочной страны? Что дает дождь жителям сказочной страны? Давайте попробуем придумать сказку, которая начинается словами: «Однажды в одной сказочной стране пошел дождь...»

После рисования психолог организует обсуждение.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РИСУНКОВ
«ДОЖДЛИВОЙ» СЕРИИ

Человека под дождем изображают по-разному. Примерно в 40% случаев наблюдается дискомфортное, подавленное состояние; в 20% — комфортное, радостное; в 40% — нейтральное, деловое.
Иная картина наблюдается в отношении инструкции «Нарисуйте дождь в сказочной стране». В рисунках на эту тему преобладает комфортное состояние. Мы можем ранжировать эти рисунки по уровню комфорта: от бурной радости — до ощущения защищенности и покоя.
Мы полагаем, что сама тема «Дождь в сказочной стране» актуализирует у человека ресурсные переживания, стимулирует формирование чувства перспективы, защищенности. В этом контексте информативность рисунка «Дождь в сказочной стране», как носителя ресурса противостояния неблагоприятным факторам, довольно велика. Вероятно, эта тема актуализирует глубинные ассоциации с дождем как носителем божественной благодати и процветания.
Цель психологического анализа рисунков «дождливой» серии: понять характер поведения человека в неблагоприятных условиях и найти ресурсы противостояния неблагоприятным воздействиям.
Логика психологического анализа рисунков может быть следующей.
Первый шаг: сравнить рисунки «Человека» и «Человека под дождем», выявить изменения и понять характер поведения человека в неблагоприятных условиях.
Шаг второй: проанализировать сюжет и символизм рисунка «Дождь в сказочной стране» и найти индивидуальные ресурсы противостояния неблагоприятным воздействиям.
Шаг третий: соотнести выявленные трудности с установленными ресурсами и сформулировать перспективные задачи психологической работы с автором рисунков.

Шаг первый.
Сравнительный анализ рисунков
«Человек» и «Человек под дождем»

Эстетика рисунка
Может измениться как в «лучшую сторону», так и в «худшую». Если эстетика рисунка меняется в «лучшую сторону», возможно при воздействии неблагоприятных факторов, давления, автор мобилизуется. Если эстетика меняется в «худшую сторону», возможно в условиях действия неблагоприятных факторов, давления, автор «дичает», перестает за собой следить и пр. По нашим наблюдениям, эстетика рисунка меняется редко.

Размер рисунка
Kапли дождя нередко заходят за невидимые границы листа (40 мм от краев). Но бывает, что размер рисунка существенно уменьшается. Возможно, это свидетельствует о бессознательном стремлении автора минимизировать «энергозатраты» в связи с воздействием неблагоприятных обстоятельств, спрятаться, укрыться.

Размер фигуры
Изменяется часто. Либо уменьшается, либо увеличивается. Нередко изменения незначительны. Резкое же уменьшение размера фигуры в рисунке «Человек под дождем» может свидетельствовать об ощущении собственного бессилия, о потребности в поддержке. Иногда размер фигуры резко увеличивается — до такой степени, что ногам не хватает места на листе. Это также является признаком ощущения бессилия, потери опоры, «почвы под ногами».

Расположение относительно центра
В рисунке «Человек под дождем» нередко «теряется центр». Это свидетельствует об ощущении внутреннего дискомфорта, потери «стержня», «центра» вследствие действия неблагоприятных факторов.

Характер действий человека, стиль поведения под дождем
Может меняться динамика рисунка. В рисунке «Человек» фигура стоит, в рисунке «Человек под дождем» бежит, идет, двигается. Изображение двигающегося человека под дождем свидетельствует о склонности к активным действиям. Важно, какого они характера. Человек под дождем может спасаться бегством, спокойно идти, прыгать от радости, лежать или сидеть в луже — все это покажет характер действий человека в неблагоприятных условиях.

Цвет
Если была выполнена инструкция № 1, можно установить, какие цвета используются при раскрашивании в рисунке «Человек» и «Человек под дождем». Нередко в рисунке «Человек под дождем» используются отвергаемые цвета или, наоборот, предпочитаемые. Цвет позволит определить бессознательное отношение к дождю, к себе, к ситуации.

Пол
Часто под дождем «меняется пол». Пол показывает преимущественную модель поведения в условиях действия неблагоприятных факторов. Можно действовать по «мужскому» или «женскому» типу. «Мужской тип» свидетельствует о том, что автор рисунка склонен проявлять активность, ответственность, принимать решения, искать выход. «Женский тип» отражает пассивность, доминирование интуиции, чувствительность, ранимость, избегание и пр. Kогда автор меняет пол, это говорит об изменении стиля реагирования и поведения.

Возраст
Нередко меняется возраст человека. Он становится либо старше, либо младше биологического возраста рисующего. Увеличение возраста «под дождем» может говорить о стремлении проявлять мудрость, зрелость в сложных ситуациях, а также свидетельствовать о потребности в поддержке, добром совете. Рисование ребенка под дождем указывает на «детское начало» в авторе. Kакой характер носит актуализированное «детское начало», можно увидеть из образа действий и настроения изображенного ребенка. Если он плачет, сидя в луже, можно предположить, что автор в сложных ситуациях проявляет инфантилизм и бессилие. Если ребенок радуется, танцует, бежит за радугой, — вероятно, это можно использовать как творческий ресурс противостояния стрессу. Также подобная картина может отражать потребность в личностном росте.

Средства защиты от дождя
Традиционно в рисунке «Человек под дождем» рисуют зонт, плащ, накидку. Человек использует средства защиты и продолжает заниматься обычными для себя делами — это естественно. Однако бывает, что человек хоть и находится под зонтом, но от дождя его это не защищает — капли проникают всюду. Подобное положение дает психологу сигнал о том, что прежние способы реагирования, защиты, противостояния стрессу исчерпали себя и требуется проработка нового стиля сопротивления неблагоприятным воздействиям. Встречается и другая картина. В рисунке «Человек под дождем» изображена фигура в непроницаемом плаще, с зонтом, а дождь и тучи не нарисованы. Такая картина характерна для человека «чрезмерно защищенного», который всегда «готов к удару». Безусловно, он успешен в противостоянии стрессу, но какого напряжения это требует! Стоит ли игра свеч, предстоит решить автору совместно с психологом.

Лужи, тучи
Туча — источник дождя. Лужа — след от дождя. Бывает, что туча символизирует конкретную стрессовую ситуацию в реальной жизни человека. Мы заметили, что лужи рисуют люди чувствительные, долгое время переживающие последействие стресса.

Дополнительные образы: солнце, радуга, растения,
предметы, объекты окружающего мира
Дополнительные образы, имеющие позитивное символическое значение (солнце, радуга, дерево и др.), могут являться указанием на ресурсы психологической адаптации. Образы, имеющие негативное символическое значение, усугубляют ситуацию стресса и конкретизируют содержание неблагоприятного воздействия.

Общий эмоциональный фон
Изменение общего эмоционального фона укажет на динамику настроения и состояния.

Шаг второй.
Поиск ресурсов противостояния неблагоприятным воздействиям
с помощью рисунка «Дождь в сказочной стране»

Эстетика рисунка
Рисунки преимущественно эстетичны, выполнены с любовью, аккуратно, старательно.

Сюжет рисунка
Сюжет рисунка часто отражает благоприятную для автора ситуацию, в которой он чувствует себя комфортно и защищенно; в которой он восстанавливает свои силы.

Образы рисунка
Образы рисунка символизируют либо наиболее гармоничные способы защиты, либо представление о том, что несет комфорт и безопасность.

Цвет
При раскрашивании используются преимущественно предпочитаемые цвета. Даже капли дождя могут становиться разноцветными, приятными, безопасными.
Собственно, активность фигуры человека под дождем, появление позитивных символов и другие признаки уже свидетельствуют о наличии ресурса противостояния неблагоприятным воздействиям. Если к этим данным присоединить информацию рисунка «Дождь в сказочной стране», мы получим довольно полную картину.
Если автор согласится сочинить историю или сказку, у психолога появится дополнительная информация о том, какие ресурсы можно задействовать для противостояния неблагоприятным воздействиям.
Рисунок «Дождь в сказочной стране» является символическим выходом из стресса и отражает благоприятную, идеальную перспективу разрешения трудной ситуации на бессознательно-символическом уровне.

Шаг третий.
Определение перспективных задач
психологической работы

«Дождливая» серия позволяет собрать информацию, в основном, о состоянии потребности в безопасности и защите, а также потребности в самоуважении, самоактуализации и личностном совершенствовании.
Одной из важных психологических задач в данном аспекте будет работа над стилем реагирования и поведения в неблагоприятной ситуации. Таким образом будет идти работа над потребностями в безопасности и защите, а также потребностью в самоуважении.
Другой важной задачей является формирование философского отношения к стрессовым ситуациям, понимание их причин и перспектив. Через это будет осуществляться работа с потребностью в самоактуализации и личностном совершенствовании.

СХЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
АНАЛИЗА РИСУНКОВ

1. Фамилия, имя, отчество, возраст __________________________
2. Дата психологического обследования «_____» _______ 200___
3. Общие сведения о рисунках
3.1. Цветовые предпочтения: _______
3.2. Общее описание

«Человек»

«Человек
под дождем»
«Дождь
в сказочной стране»
      

4. Шаг первый: сравнительный анализ рисунков «Человек» и «Человек под дождем»

Признак Проявление признака в рисунках
«Человек» и «Человек под дождем»
    

5. Шаг второй: поиск ресурсов противостояния неблагоприятным воздействиям

Признаки ресурса в рисунке
«Дождь в сказочной стране»
Проявление признака в рисунке
«Дождь в сказочной стране»
    

6. Психологические выводы

Тема рисунка Психологические выводы
    

7. Шаг третий: определение перспективных задач психологической работы

Задача Содержание задачи
    

Безусловно, для определения перспективных задач психологической работы требуются опыт и навыки психологического анализа рисунков. Этому можно научиться на специальном семинаре.

Татьяна ЗИНКЕВИЧ-ЕВСТИГНЕЕВА,
доктор психологических наук,
ректор Санкт-Петербургского института сказкотерапии,
Дмитрий КУДЗИЛОВ,
проректор по научно-методической работе СПбИС

Публикация статьи произведена при поддержке компании «СНЕП СТРОЙ». Компания «СНЕП СТРОЙ» предоставляет полный спектр профессиональных услуг по изготовлению наливных полов. Воспользовавшись предложением компании «СНЕП СТРОЙ», Вы сможете по выгодной цене заказать такие работы, как бетонная стяжка полов и шлифовка бетона, выравнивание полов, изготовление наливных промышленных и эпоксидных полов, полимерное покрытие пола, ремонт стяжки и многое другое. Узнать больше о предоставляемых услугах, увидеть фотографии выполненных работ и задать вопрос квалифицированному онлайн консультанту можно на официальном сайте компании «СНЕП СТРОЙ», который располагается по адресу www.Snep-Stroy.Ru