ПОТРЕБНОСТЬ ВО ВЛАСТИ
О
проблемах лидерства и руководства я решила
побеседовать с одним из лучших специалистов в
этой области, доктором психологических наук,
заведующим кафедрой социальной психологии
Российского государственного гуманитарного
университета Робертом Кричевским.
На встречу с этим человеком я шла с большим
трепетом, поскольку в свое время под его
руководством писала и защищала диплом,
посвященный руководству и лидерству в
коллективе старшеклассников. Этот период учебы
запомнился мне как наиболее интересный и
содержательный, прежде всего, благодаря общению
с этим замечательным человеком.
|
Сейчас
жизнь предъявляет к человеку довольно жесткие
требования, в рамках которых он должен быть
вполне самостоятельным и самодостаточным, такой
«сам себе лидер».
Верно ли это? |
Это было бы верно, если бы человек существовал и
действовал в одиночестве, но и раньше и сейчас
человек продолжает оставаться «существом
социальным». Ему приходится взаимодействовать с
большим количеством людей в самых разных
областях своей жизни.
Не так давно вышла книга «Американский бизнес на
пороге ХХI века», где авторы выделили два блока
умений — познавательные и социальные, которыми
должен владеть выпускник школы
конкурентоспособной страны. К социальным
умениям, среди прочих, относят умение работать в
коллективе. А мы почему-то сейчас считаем, что это
вообще никому не нужно. Но групповая
деятельность сопровождает нас повсюду.
Пусть вместо коллектива или группы мы говорим о
работе «в команде», но это тоже коллективная
деятельность. Поэтому самобытность,
самодостаточность человека должна работать на
групповые цели.
|
Роберт
Львович, а что такое лидерство
в современном понимании? |
Лидерство — процесс межличностного влияния,
направленного на достижение целей группы. Вне
зависимости от того, каким оно будет —
организационным или психологическим (то есть
формальным или неформальным), оно
«разворачивается» в группе. Это может быть и
малая группа, и огромный социум, общество.
Поэтому лидерство невозможно рассматривать в
отрыве от целей микро- или макросоциума.
К сожалению, лидерство как неформальный
психологический феномен сейчас почти не
исследуется. В основном речь идет об
организационном лидерстве (а оно приближается к
руководству) и политическом лидерстве, но и это
тоже во многом процесс руководства.
В современном толковании организационное
лидерство — не просто текущая работа менеджера,
руководителя, а особое целостное видение
проблемы, использование инноваций,
стимулирование энтузиазма сотрудников.
В начале 90-х у нас выходила американская книжка
«Лидеры реорганизации». На самом деле речь там
шла о руководителях (топ-менеджерах). Их можно
рассматривать как лидеров, поскольку эти люди
выводили свои организации из состояния кризиса,
находили новые пути, предлагали оригинальные
решения проблем. У них было свое, оригинальное
видение этих проблем.
В поведении лидера можно рассматривать и
элементы, связанные с неформальным влиянием,
харизмой.
|
А что
движет человеком, который стремится
стать лидером? |
Прежде всего, это потребность во власти. Если вы
хотите сделать карьеру руководителя или
политика, то эта потребность должна быть развита
достаточно сильно.
Суть ее в том, чтобы влиять на других и побуждать
их делать то, что вы считаете нужным. Эта
потребность может базироваться как на высокой,
так и на низкой самооценке. Если человек хочет
компенсировать ущербность в чем-то (например,
некомпетентность) властью, то это всегда будет
агрессия.
Но без сильной потребности во власти человек
никогда не сделает карьеры.
|
Для того
чтобы быть лидером, человек должен изначально
обладать определенными чертами личности. Они
каким-то образом формируются? |
Настоящим лидером нужно родиться. Ведь один
человек может работать по 16–18 часов в сутки, а
другой (и таких большинство) — нет. У кого-то есть
энергетика, активность, а у кого-то ее нет.
Научить приемам эффективного управления вполне
возможно, а сделать лидером — нет.
При этом я не сторонник того, что люди рождаются с
раз и навсегда данными им качествами. Если взять
основные характеристики лидерства: уверенность
в себе, активность, напористость, высокий
самоконтроль, социабельность, то их при
определенных усилиях можно сформировать, правда
только отчасти.
|
Но
существуют целые психологические программы и
всевозможные тренинги, связанные с
формированием лидерских качеств... |
Тренинг может сделать человека более
раскованным, в частности сформировать чувство
уверенности в публичной деятельности.
Но первое же задание, рассчитанное на групповое
решение, сразу выявит настоящих лидеров. Хотя
здесь есть и другая сторона. Лидерство
предполагает наличие последователей, ведомых.
Согласитесь, что не каждый захочет выступать в
этой роли.
|
Да, но
почему тогда так много людей, которые состоят в
различных сектах, где они полностью подчиняются
воле руководителя, лидера? |
В секту, как правило, попадают внушаемые люди с
высоким уровнем конформизма. А таких много,
особенно среди женщин и подростков.
Здесь важен и анализ причин, которые приводят их
туда. Может быть, они там находят отклик и
поддержку?
Аналогичный механизм внушения действует и во
время избирательных компаний.
|
А как
насчет сильной личности во власти? Ведь
разговоры о том, что нужна «твердая рука» для
наведения порядка, слышны постоянно. И это
несмотря на то, что мы уже прошли через диктатуру. |
Когда в стране, извините, бардак, то люди,
естественно, хотят порядка, который кто-то должен
навести. Это вообще традиционно для России —
приедет барин и наведет порядок. Но станет ли
человек, которого выбрали для наведения порядка,
лидером для тех, кто его выбрал?
В классическом понимании этого слова лидерами
были Наполеон, аятолла Хомейни, Троцкий, Ленин,
Гитлер. Для многих, кстати, и Сталин был лидером.
|
Стало
быть, и диктатор может быть лидером
или здесь работают другие механизмы? |
Диктатор, имеющий выраженную харизму, будет
вызывать восхищение, и он, безусловно, станет
лидером. Харизматическим мы называем лидера,
который вызывает эмоциональный отклик и желание
идти за ним не столько на рациональном, сколько
на эмоциональном уровне. В воспоминаниях
Троцкого есть описание его встречи по дороге на
фронт с большой группой дезертиров. Ему было
достаточно пары часов, чтобы довести этих людей
до состояния экстаза, после чего они сами стали
записываться в армию, а потом очень хорошо
воевали.
Сейчас я таких личностей не вижу.
|
Но ведь
существует масса политтехнологий, благодаря
которым и харизму тебе создадут, и нужный имидж
придумают... |
Что такое создать харизму? У Ельцина, например,
она была, но это харизма ситуативная. В конце
восьмидесятых политтехнологи нарисовали в своих
головах картинку желаемого лидера — это человек,
который сломает существующую систему, выведет
народ «на просторы», откажется от льгот, и все
станут жить замечательно.
И вот пришел такой здоровый мужик, все разрушил, и
что мы увидели к концу его правления? Вся его
популярность сошла на нет. Вообще, если
рассмотреть политически активных господ, то они
полностью соответствуют характеру нашей
культуры. Она маскулинная (мужчины играют по
своим «мужским правилам» и не представляют, что
женщина может быть равноправным партнером), и
поэтому «сильные» мужики, которые что-то обещают
народу, вызывают доверие.
|
Но,
по-моему, сейчас в политику приходит
все больше женщин... |
В политике продвигаются женщины, которые
демонстрируют типично маскулинный стиль
поведения. Взять хотя бы Валентину Матвиенко. Я
наблюдал ее в первой половине восьмидесятых,
когда она возглавляла ленинградский комсомол,
была членом бюро ЦК ВЛКСМ. Уже тогда она
«забивала» всех мужчин в дискуссии, поскольку у
нее очень сильная энергетика.
|
Но если
взять школу, то там, как правило, девочки бывают
лидерами в классе. Они гораздо энергичнее
мальчиков. Да и по социальному развитию они их
опережают, так как мальчики более инфантильные.
Разве это не переносится во взрослую жизнь? |
По-видимому, нет. По данным социологических
опросов видно, что социальные стереотипы таковы,
что с ролью руководителя, лидера у нас
связываются маскулинные представления. Поэтому
женщине в политике часто делать нечего, если
только она не обладает сумасшедшей энергетикой.
Таким человеком была, например, Галина
Старовойтова.
|
Какие еще
качества, кроме энергетики,
важны для эффективного руководителя? |
Когда мы говорим о качествах, то нужно иметь в
виду их связь с эффективностью руководства.
Эффективный руководитель должен обладать
следующими личностными чертами: способностью
влиять на людей, эмоциональной
уравновешенностью, стрессоустойчивостью,
уверенностью в себе, способностью к творческому
подходу, стремлением к достижению цели,
предприимчивостью, ответственностью и
коммуникативными способностями, независимостью.
Способность влиять на людей чрезвычайно
необходима руководителю для эффективного
управления.
Современные исследователи выделяют «большую
пятерку качеств»: высокий уровень экстраверсии,
низкий уровень нейротизма, открытость опыту,
доброжелательность и ответственность. Наличие
их позволяет судить о том, лидер человек или нет.
Американцы проводили исследование в группах, где
не было лидера, и появляющиеся там «стихийные»
лидеры давали высокие результаты по большинству
этих показателей.
По опросам самих руководителей высшего звена
получается, что очень важно умение работать в
команде.
|
Роберт
Львович, с одной стороны, вы говорите о том, что
важно умение работать в команде,
с другой — человек должен развиваться, чтобы
быть самостоятельным и эффективным.
Как это совместить? |
Безусловно, человек должен уметь высказать
свою точку зрения. Но, с другой стороны, при
развитии индивидуальных возможностей, потенции,
творчества и активности, вы должны помнить, что
не существуете сами по себе, а находитесь в
социуме и реализовывать свои возможности можете
только в том случае, если будете ориентироваться
на его задачи. Кроме того, люди должны осознавать,
что их поведение не произвольно и нужно
принимать те правила игры, по которым живет
группа.
И если эти правила не нравятся или по каким-то
причинам не подходят, лучше уйти. Но если
дорожишь своим местом, группой, нужно уметь
подчиняться и принимать групповые условия.
Человек приобрел замечательные качества:
спонтанность, креативность, но ведь свобода
остается «осознанной необходимостью», и мы
должны контролировать свое поведение и
соподчинять свои цели тем целям, которые есть в
группе.
Беседовала Ольга РЕШЕТНИКОВА
|