Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №44/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПСИХОЛОГИЯ И РАБОТА

Д. Шульц, С. Шульц
СПб.: Питер, 2003

Читатель, знакомый с продукцией издательства «Питер», прочитав на обложке книжной новинки «8-е издание», уже не принимается мучительно припоминать, отчего это он пропустил предыдущие семь, — он привык, что таким образом издательство рекламирует свою продукцию, намекая, что книга пользуется широким спросом. (На самом деле речь идет о том, что книга выдержала несколько изданий на родине.)
Сколь бы сомнителен ни был такой прием, лишнюю сотню покупателей он обеспечивает, — так уж устроен потребитель, что популярный продукт он приобретает охотнее. Об этом, в частности, и написано в соответствующем разделе книги «Психология и работа», посвященном поведению потребителей.
«При чем здесь работа?» — спросите вы. Дело в том, что книга посвящена той обширной научно-практической отрасли, которая в Америке называется «индустриальная и организационная психология» и включает, среди прочего, и данную проблематику.
Психолога, воспитанного в российской традиции, такой подход может удивить. Мы привыкли рассматривать производственные процессы в тех аспектах, которые традиционно охватывают инженерная психология и психология труда. Американский подход несколько шире — в частности за счет включения широкого круга проблем, воспринимаемых нами как социально-психологические. Это и проблемы руководства и лидерства (вообще изучаемые преимущественно в производственной и коммерческой сферах), взаимоотношений в трудовых коллективах, профессионального самоопределения, удовлетворенности работой, а также вопросы поведения потребителей, рекламы и маркетинга.
Книга, написанная в форме учебника, судя по всему, соответствует тому курсу индустриально-организационной психологии, который преподается в американских вузах. Это несколько ограничивает возможности ее использования в наших условиях. Однако учебники у нас нынче принято писать лаконично и поверхностно, дабы студент, не дай бог, не переутомился, — ему ведь надо беречь силы для личностного роста! Соответственно читатель, глубоко заинтересовавшийся данной проблематикой, найдет в книге немало информации, которая все же может его не вполне удовлетворить, ибо представлена реферативно и сжато — факты и теории скорее упоминаются, чем излагаются.
Суть книги могло бы адекватно отразить название «Некоторые идеи и факты из области индустриальной и организационной психологии. Краткое изложение». Однако даже самая интересная книга, снабженная столь неудобоваримым названием, принесла бы издателям одни убытки. Опытные издательские маркетологи понимают это, даже не прочитав соответствующую главу. Но прочитать ее все равно полезно, ибо она, как и вся книга, содержит много такого, что вряд ли известно даже экспертам.
В конце концов, все мы работаем и постоянно сталкиваемся с теми проблемами, которые, как выясняется, давно изучены психологами соответствующей специализации. Пускай наша специализация и другая, но их открытия и рекомендации касаются каждого из нас. Учитывая своеобразное содержание и стиль книги, трудно сказать, кому она в нашей стране непосредственно адресована. В таких случаях принято пользоваться обтекаемой формулой — «широкому кругу читателей». К которому и мы с вами, вне сомнения, принадлежим.

Сергей СТЕПАНОВ