Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №45/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

МИРЫ ВООБРАЖЕНИЯ:
РУКОВОДСТВО ПО ИНТЕРАКТИВНОЙ
ИМАГОГИКЕ

В.Б. Лебедев, Н.В. Биньковская
М.: Изд-во Института психотерапии, 2002

Многие люди (и, наверное, читатели «Школьного психолога») замечали, что явно выраженная заинтересованность в каком-то вопросе становится магнитом, притягивающим самым удивительным образом информацию по этому самому вопросу. В очередной раз действие указанной закономерности автор этой рецензии испытал на себе, когда буквально неисповедимыми путями к нему в руки попала книжка В.Б. Лебедева и Н.В. Биньковской. Влияние образов, возникающих в воображении человека, на его поведение, на его жизненные ситуации и обратное влияние особенностей жизни человека на спонтанно возникающие образы — тема чрезвычайно увлекательная, порождающая массу образов и ассоциаций.
И если читателя хотя бы чуть-чуть волнует и привлекает своими загадками мир воображения (авторы книжки называют его имагомиром), то эта книжка — для него. И у меня есть серьезные подозрения, что таких читателей очень и очень много. «Похоже, что к концу XX столетия мировой ментальный маятник опять качнулся в другую сторону, несколько дискредитируя концепцию линейного биполярного мышления и объективной реальности...» Тема символического мира нашего воображения, тех сил, которые скрываются за метафорическими «видениями» наших фантазий, действительно захватывает все больше и больше людей, как далеких от психологии, так и занимающихся ею профессионально.
Авторы — профессионалы-практики. И — что, к сожалению, редкое явление у нас в стране — блестяще умеющие рассказывать о технологиях своей работы и о научных основах, на которых эти технологии базируются. Технологии просты и изящны, эмоционально заряжены и доступны, по крайней мере для понимания (говорить о возможности их использовать, опираясь только на прочитанный текст, без личного проживания, не берусь, поскольку сомневаюсь).
Что касается научных основ, то с первых же страниц становятся понятными истоки — психоанализ З.Фрейда, аналитическая психология К.Г. Юнга, архетипическая психология Д. Хиллмана, символ-драма Г.К. Лейнера, управляемые сновидения Р. Дезуайе и другие. В общем — крепко замешанный коктейль различных концепций, направленных на взаимодействие с бессознательным через воображение. Авторы книги в сути этих концепций не просто разбираются, а очень даже профессионально их модифицируют, «подгоняя» под российские реалии и особенности российской ментальности. Правда, «ушки» символ-драмы, на мой взгляд, торчат слишком уж вызывающе, но ведь авторы и не претендуют на создание собственной научной школы, они умело прикладывают западные разработки к проблемам обычных наших соотечественников и, судя по описаниям, успешно помогают им в решении психологических проблем.
Читается книжка с неослабевающим интересом. Это увлекательный рассказ увлеченных людей о взаимодействии с миром символических образов, значение которых подробно описывается и снабжается огромным количеством ярких примеров из психотерапевтической практики. Мне кажется, что трактовки и интерпретации образов порой излишне прямолинейны и сужены — при том, что авторы сами не раз говорят о вреде упрощенности и тщете попыток вывести раз и навсегда данное значение символов.
Однако прочесть книгу стоит.

Игорь ВАЧКОВ