Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №45/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ
У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Д.Н. Исаев
СПб.: Речь, 2003

Данная книга уникальна тем, что ее автор — детский психиатр — предпринял попытку изложить самые разные сведения, касающиеся умственной отсталости: медицинские, психологические, педагогические и даже историко-научные. Именно поэтому она рассчитана на широкий в профессиональном отношении круг читателей.
В то же время, как это ни парадоксально звучит, книга может оказаться полезной весьма ограниченному числу читателей. По жанру она приближается к научной монографии, в которой отражены современные представления об умственной отсталости. Объем материала, ссылки на многочисленные исследования, оперирование научными терминами, строгая манера изложения — все это делает ее доступной профессионалам, занятым теоретическим анализом проблем умственной отсталости.
Что касается практиков — специальных психологов и педагогов, то вряд ли они смогут использовать ее в своей работе, однако знакомство с этой книгой может принести ощутимую пользу. Правда, в этом случае надо настроиться на серьезное чтение.
По мнению автора, данное руководство (так он называет свою работу) будет интересно и родителям, воспитывающим детей с отклонениями. С этим трудно согласиться, так как один и тот же материал должен излагаться по-разному в зависимости от того, кому он предназначен. В силу всего вышесказанного трудно представить себе родителя, подготовленного к чтению такой узко специальной литературы. Кроме того, многие сведения медицинского характера вряд ли необходимы родителям.
Несмотря на реализуемый автором всесторонний подход, основное внимание в книге уделено медицинским аспектам умственной отсталости: этиологии и патогенезу, клиническим проявлениям, медицинской диагностике. В этом отношении для психолога интересны главы, в которых идет речь о степени умственной отсталости — легкой, умеренной, тяжелой и глубокой – и основных ее формах.
Полезной с практической точки зрения является глава, в которой рассказывается о сходных с умственной отсталостью по своим внешним проявлениям нарушениях развития. Дифференцированной диагностикой занимаются врачи, так как психолог не в состоянии, опираясь на результаты психологического обследования ребенка, отличить умственную отсталость от, например, психического инфантилизма или замедленного темпа психического развития. Однако некоторая информация общего порядка по вопросу дифференциальной диагностики психологу необходима.
Специальная глава посвящена анализу процесса психического развития умственно отсталых детей и подростков.
Безусловно, выбранная автором тема не располагает к легкому интеллектуальному занятию. Однако обогащение изложения литературными примерами, более подробным описанием конкретных случаев способствовало бы лучшему пониманию материала и, как следствие, — его прочному запоминанию. Тем более что в отечественной литературе по олигофренопедагогике (автор отказывается от этого термина, так как считает его слишком узким) существуют образцы именно такого способа преподнесения фактов, касающихся умственно отсталых детей. Достаточно обратиться к трудам известного специалиста по олигофренопедагогике Х.С. Замского.

Марина СТЕПАНОВА