Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №48/2003


КОЛЛЕГИ

ГОСУДАРСТВО В ГОСУДАРСТВЕ

«Мы сами создаем историю», – считает Н.В. Морозова

«Мы сами создаем историю»,
– считает Н.В. Морозова

Так ли уж необходимо единообразие психологической службы? Причем не только в масштабах страны, но и одного города или региона? Ведь чем больше будет служб «хороших и разных», чем больше они будут отличаться друг от друга, разрабатывая свои формы существования и направления деятельности, тем содержательнее станет их работа.
В последнее время много говорится о создании в стране единой психологической службы системы образования, все подразделения которой будут жить по одинаковым нормам и правилам. Процесс этот уже идет, но идет медленно и болезненно. Это объясняется тем, что во многих регионах уже созданы и эффективно функционируют собственные модели («Школьный психолог» подробно знакомил читателей с тем, как трудятся самарские и ярославские коллеги).
Оптимальной и продуманной представляется модель психологической службы Москвы. На уровне городского департамента образования существует единое руководство столичными психологами. А для интеграции науки и практики на базе Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ) и Психологического института Российской академии образования создан научно-образовательный комплекс «Психология» и научно-методический совет по психологии.
Впрочем, ситуация, типичная для всей России, не обошла стороной и Москву. В громадном мегаполисе, где существует десять самостоятельных образовательных округов, каждый из которых по численности населения превосходит иной областной центр, единообразия также не наблюдается.
И первая научно-практическая конференция психологической службы образования Западного окружного управления образования подтвердило это.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ОКРУГА

Служба практической психологии образования в Западном округе Москвы имеет достаточно разветвленную, но четкую структуру. Центральным руководящим и координирующим органом является Западное окружное управление департамента образования г. Москвы, при котором есть окружной методический кабинет. Эти две структуры и курируют психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в учебных заведениях и специализированную помощь, которая осуществляется в ПМС-центрах, образовательных учреждениях, окружных антикризисных подразделениях и т.д.
В структуре службы ЗАО находится несколько психологических центров: «Живые потоки», «Новопеределкино», «Благо», «Рублево» и «Раменки». Под ее началом также педагоги-психологи и социальные педагоги школ, дошкольных и коррекционных учреждений, детских домов и интернатов, а также учреждений дополнительного образования. Всего в 134 образовательных учреждениях округа работает 182 педагога-психолога.
На конференции, которая прошла 19 ноября в ЦПМСС «Рублево», собрались более 100 человек, среди которых были не только психологи, но и врачи, социальные педагоги, логопеды-дефектологи, управленцы.
Как я поняла, пришли все, кто смог, ведь центры и образовательные учреждения не прекращали работы по оказанию помощи детям, и многие специалисты просто не имели возможности покинуть свои рабочие места.

НУЖНЫ НОРМАТИВЫ

Тема конференции звучала более чем серьезно, даже немного пугающе: «Развитие системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам в ходе реализации окружной целевой программы «Модернизация московского образования» (Столичное
образование — 3)».
О целях и содержании программы собравшимся рассказала В.А. Бадил (начальник управления образования Западного округа).
Городской департамент образования на конференции представляла М.В. Зиновьева (ответственная за службу практической психологии). Отметив количественные и качественные изменения в армии столичных педагогов-психологов (их сейчас более 2 тысяч), Марина Владимировна остановилась на самом наболевшем вопросе — нормативно-правовом обеспечении психологической службы образования. Эта проблема актуальна не только для Москвы, но и для страны. И это, пожалуй, основное, что требует скорейшего решения на государственном уровне.
Давая краткую характеристику состояния этой сферы деятельности психологов, М.В. Зиновьева почти каждое предложение начинала со слова «нет». Она считает, что многие проблемы, связанные с не проясненным до конца функционалом психологов, объясняются его неоправданным расширением. А возникающая вследствие этого неструктурированность их деятельности существенно ограничивает нормативно-правовую базу. Из-за этого невозможно создать единые требования к деятельности психологов, ее методическому и правовому обеспечению, а также к лицензированию. Большие проблемы возникают из-за того, что нет четкого разделения функций между психологами образовательных учреждений и их коллегами в центрах.
Для того чтобы коренным образом переломить ситуацию, по мнению докладчика, нужно внести изменения в законодательные акты. В них, кроме всего прочего, следует предусмотреть обязательное бесплатное повышение квалификации каждого психолога раз в три года. Тогда можно будет предъявлять требования к уровню подготовки специалистов и вести разговор об их аттестации и сертификации.
Что касается деятельности ППМС-центров, то их нормативно-правовое обеспечение должно гарантировать им финансовую самостоятельность, включая возможность устанавливать договорные отношения.
Марина Владимировна отметила, что в уже существующих документах имеется масса противоречий, разобраться в которых крайне сложно.

МЫ СОЗДАЕМ ИСТОРИЮ

Оптимистическое настроение собравшимся обеспечило выступление Н.В. Морозовой (директор центра научно-методического обеспечения службы практической психологии образования МГППУ). Наталья Васильевна предложила совершить небольшой экскурс в историю создания психологической службы Москвы, особо остановившись на тех мероприятиях, которые проходили при непосредственном участии специалистов Западного округа. Она уверена, что нужно знать историю не только государства, но и своей семьи, школы и даже отдельного микрорайона.
Придя в 1993 году на работу в окружную психологическую службу, Н.В. Морозова застала один из ранних этапов ее становления. Сначала (как и везде) все приглядывались друг к другу — педагоги к психологам, а управленцы к тем специалистам, которых приглашали на работу. Но постепенно стала формироваться существующая доныне структура психологической службы: открывались центры, выстраивалась кадровая политика, устанавливалась система взаимодействия между различными специалистами службы (логопедами, дефектологами, врачами, социальными педагогами). На территории округа проводились мероприятия не только окружного, городского, но и федерального уровня. И нынешняя конференция, считает Наталья Васильевна, наверняка станет частью истории округа.
О проблемах окружной психологической службы и путях их решения рассказала А.Л. Харитонова (главный специалист окружного управления образования, ответственная за психологическую службу в Западном округе). Алла Леонидовна явилась инициатором многих начинаний, способствующих формированию психологической службы в Западном округе.
Большое внимание она уделила работе центров, которые стали инновационными учреждениями. В них осуществляется комплексный подход к сопровождению ребенка, сочетающий психолого-педагогическую, медицинскую, социальную помощь. Сейчас решается вопрос о введении в штат центра юриста.
Каждый из пяти окружных психологических центров имеет свою специализацию. Основной проблемой до последнего времени было взаимодействие психологов образовательных учреждений и центров. Сейчас в рамках координации их деятельности внедряется новая форма — работа на договорной основе. Кроме того, через центры начинает осуществляться и научно-методическая помощь школьным психологам, которые регулярно собираются на заседания «Клуба психологов».

РАБОТА В КОМАНДЕ

Два следующих выступления представили работу центров более наглядно и конкретно. Директор ЦПМСС «Живые потоки» И.Ф. Мальцева познакомила с деятельностью окружного антикризисного подразделения, которое является составной частью структурного компонента психологической службы округа. Его специалисты работают с детьми, пережившими глубокий личностный кризис. В частности, они оказывали экстренную психологическую помощь пострадавшим во время теракта на Дубровке.
Сейчас в округе формируется многоуровневая антикризисная структура, общее руководство которой осуществляют специалисты центра экстренной психологической помощи МГППУ. Помимо окружного антикризисного подразделения в нее входят школьные антикризисные бригады, состоящие из психологов, социальных педагогов и специально обученных учителей. К этой работе подключается и активно действующий в округе «телефон доверия».
Одной из основных задач антикризисного подразделения, как и всей психологической службы округа, является повышение психологической компетентности населения.
Руководитель ЦПМСС «Рублево» Л.Н. Гозунова выдвинула идею формирования в каждом центре специальной команды, призванной осуществлять комплексное сопровождение детей и подростков. В ее состав должны входить различные специалисты, обеспечивающие полноценную и качественную работу в этом направлении.

НЕСМОТРЯ НА КАМЕРНОСТЬ

Дальнейшая работа шла в секциях, которые имели профильную направленность. Так, педагогам-психологам и социальным педагогам было предложено обсудить проблему «Педагог-психолог ППМС-центра в системе службы практической психологии образования». Работа двух других секций была ориентирована на учителей-дефектологов и врачей.
Впрочем, на первой секции, участником которой я была, присутствовали и выступали представители всех перечисленных специальностей. Ведущая секции Н.В. Морозова умело направляла ее работу в русло обсуждения и даже дискуссии. Надо отметить, что активность участников была настолько высока, что времени для всех желающих выступить не хватило.
Одно перечисление обсуждавшихся проблем демонстрирует полноту и глубину работы, проводимой специалистами центров округа: «Специфика диагностико-консультативной работы психолога в системе комплексного приема», «Обследование пятилетних детей в дошкольных образовательных учреждениях», «Школа полного дня: психологическое сопровождение процесса становления», «Социально-педагогическая служба ЦПМСС: система работы и документационное обеспечение деятельности специалиста», «Взаимодействие социально-педагогической службы ППМС-центра с органами опеки и попечительства районных управ», «Система работы с молодыми психологами в центре», «Реализация в практике работы ЦПМСС теоретических и методических установок новейшей нормативно-правой документации».
Каждый из этих докладов украсил бы не только городскую, но и общероссийскую конференцию. Несмотря на свою камерность, по уровню организации и содержанию работы эта окружная конференция вполне сопоставима с региональным мероприятием. Таким образом, я поняла, что нахожусь в некотором «государстве в государстве». Хорошо это или плохо?
Я думаю, что хорошо, поскольку именно в административном округе ставятся и решаются конкретные практические задачи, которые потом могут быть реализованы и в масштабах страны.

Ольга РЕШЕТНИКОВА
Западное окружное управление образования г. Москвы
Тел.: (095) 249-08-86